Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Мед-Гарант" (далее - ООО "Мед-Гарант", общество) Карамяна Тофика Вагифовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N8 Октябрьского района г. Пензы от 25 августа 2023 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 27 октября 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Мед-Гарант" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N8 Октябрьского района г. Пензы от 25 августа 2023 года ООО "Мед-Гарант" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей, с конфискацией денежных средств в размере 73 500 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 27 октября 2023 года постановление мирового судьи судебного участка N8 Октябрьского района г. Пензы изменено, исключено указание на назначение наказания в виде конфискации денежных средств в размере 73 500 рублей, в остальной части постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Карамян Т.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении ООО "Мед-Гарант", ссылаясь на их незаконность, прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Прокуратура Пензенской области, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче заявителем жалобы, в лице прокурора отдела по надзору за использованием законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Пензенской области Марфиной Е.В. представила на нее возражения, в которых просит обжалуемые акты оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучение доводов жалобы заявителя, возражений прокурора, материалов истребованного дела об административном правонарушении, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Под предложением денежного вознаграждения, услуг, прав следует понимать выраженное в любой форме и любыми средствами сообщение физического лица, действующего от имени или в интересах юридического лица, о возможной передаче денежного вознаграждения, возможном оказании услуг или возможном предоставлении прав должностному лицу незамедлительно или в будущем ("Обзор судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 8 июля 2020 года).
Статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В части 1 статьи 14 названного закона определено, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 названного закона).
Как усматривается из материалов дела прокуратурой Пензенской области с 6 марта 2023 года по 14 марта 2023 года в результате проведенной в отношении общества проверки выяснено, что ФИО5 с 2020 года занимает должность заместителя генерального директора по общим вопросам ООО "Мед-Гарант". Являясь представителем юридического лица - поставщика изделий медицинского назначения, он достоверно знал, что ГБУЗ "Кузнецкая межрайонная больница" имеет право на заключение договоров поставки изделий медицинского назначения и медикаментов. Не позднее 21 ноября 2022 года, действуя в интересах ООО "Мед-Гарант", в ходе разговора с ФИО6 по вопросу получения обществом преимущества в заключении договоров поставки изделий медицинского назначения с ГБУЗ "Кузнецкая межрайонная больница", он пообещал ФИО6, выступающему в качестве посредника, денежное вознаграждение для должностного лица - заведующего аптекой - провизора ГБУЗ "Кузнецкая межрайонная больница" Жогина СМ, в процентном соотношении от заключенных контрактов за незаконные действия, а именно за создание условий, дающих преимущества ООО "Мед-Гарант" при проведении закупки на право заключения контрактов на поставку медикаментов.
В дальнейшем, в рамках достигнутой договоренности между ФИО5 и ФИО6, между ООО "Мед-Гарант" и ГБУЗ "Кузнецкая межрайонная больница" заключены контракты на поставку медикаментов.
21 декабря 2022 года в период времени с 13 часов 20 минут по 14 часов 00 минут ФИО5, находясь в офисе, расположенном по адресу: "адрес", действуя в интересах ООО "Мед-Гарант", в ходе личной встречи с ФИО6 передал последнему, выступающему в качестве посредника, денежные средства в размере 73 500 рублей для дальнейшей передачи в качестве взятки Жогину СМ. за совершенные последним незаконные действия в пользу ООО "Мед-Гарант", а именно за то, что в период с 5 декабря 2022 года по 19 декабря 2022 года были созданы условия, давшие преимущества ООО "Мед-Гарант" на право заключения договоров поставок изделий медицинского назначения с ГБУЗ "Кузнецкая межрайонная больница", ограничив тем самым конкуренцию иных участников закупки. ФИО6 полученные от ФИО5 денежные средства Жогину СМ. не передал, оставив их в своем пользовании.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения и.о.прокурора Пензенской области дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Мед-Гарант" и дальнейшего привлечения общества постановлением мирового судьи к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими, вопреки доводам жалобы, оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае обстоятельства настоящего дела об административном правонарушении были установлены прокуратурой Пензенской области на основании данных, полученных по результатам проведенной сотрудниками прокуратуры Пензенской области проверки.
В отношении ФИО5 было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 291, частью 3 статьи 291, частью 3 статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь названные материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения и явившиеся поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении в отношении ООО "Мед-Гарант", в силу приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут служить доказательствами по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы данного дела об административном правонарушении позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что ООО "Мед-Гарант" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, совершенное ООО "Мед-Гарант" деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждение заявителя о том, что в рассматриваемом случае имеются указанные в Примечании 5 к статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основания для освобождения общества от административной ответственности, предусмотренной данной статьей, является необоснованным.
Согласно Примечанию 5 к статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Как обоснованно указали судебные инстанции, положения данного Примечания в рассматриваемом случае применению не подлежат.
Прекращение уголовного дела в отношении ФИО5 по факту дачи взятки должностному лицу через посредника на основании Примечания к статье 291, части 2 статьи 75 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с деятельным раскаянием не влечет освобождение общества от административной ответственности.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 апреля 2013 года, указано, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность привлечения юридического лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от наличия обвинительного приговора в отношении физического лица, несмотря на то, что противоправные действия фактически совершаются физическим лицом от имени или в интересах юридического лица. Обвинительный приговор, равно как и определение или постановление суда, постановление следователя о прекращении уголовного дела не имеют заранее установленной силы при рассмотрении дела об административном правонарушении, подлежат оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами (вопрос 8).
По существу доводы жалобы сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, они не опровергают наличие в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Постановление о привлечении ООО "Мед-Гарант" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В то же время имеются основания для изменения принятых по делу актов.
Согласно части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2).
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3).
Правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (часть 4).
ООО "Мед-Гарант" относится к субъектам малого предпринимательства (микропредприятие), включено по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, в отношении общества подлежит применению норма части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях путем назначения наказания в размере 500 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N8 Октябрьского района г. Пензы от 25 августа 2023 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 27 октября 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Мед-Гарант" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Назначить ООО ""Мед-Гарант" административное наказание в виде административного штрафа с применением положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 500 000 рублей.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Мед-Гарант" Карамяна Тофика Вагифовича - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, связанного с предложением взятки должностному лицу через посредника. Первоначально назначенный штраф был изменен с конфискацией на меньшую сумму, учитывающую статус малого предприятия. Судебные акты оставлены в остальной части без изменения, жалоба защитника отклонена.