Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Козлов А.М., рассмотрев жалобу Продана И.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 44 Жуковского судебного района Калужской области от 06 октября 2023 года, решение судьи Жуковского районного суда Калужской области от 28 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Продана И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 44 Жуковского судебного района Калужской области от 06 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Жуковского районного суда Калужской области от 28 декабря 2023 года, Продан И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 8 месяцев.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Продан И.А, ссылаясь на незаконность судебных актов, ставит вопрос об их отмене и направлении данного дела на новое рассмотрение мировому судье.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Продана И.А. к административной ответственности) невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Согласно пункту 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения) водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1882 (далее - Правила).
Исходя из положений пункта 2 Правил, достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 07 мая 2023 года в 16 часов 00 минут в районе дома N 14 по улице Южной в рабочем поселке Дрожжино Ленинского городского округа Московской области Продан И.А. управлял транспортным средством марки "Фольксваген Поло", государственный регистрационный знак N, с признаками опьянения - неустойчивость позы, нарушение речи, указанными в пункте 2 Правил.
В связи с наличием приведенных признаков опьянения должностным лицом ГИБДД в порядке, предусмотренном Правилами, Продану И.А. было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, от прохождения которого он отказался.
Факт отказа от прохождения от освидетельствования на состояние опьянения Продан И.А. удостоверил своей подписью в соответствующем акте, в котором зафиксировано, что освидетельствование не проводилось в связи с отказом его пройти (л.д. 4).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Правил при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения водитель транспортного средства подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В связи с отказом от освидетельствования должностным лицом Продан И.А. был направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, однако в нарушение пункта 2.3.2 Правил дорожного движения в 19 часов 45 минут 07 мая 2023 года, находясь по указанному адресу, он не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В соответствии с частями 2 и 6 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применены к Продану И.А. в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, (при отстранении от управления транспортным средством, проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержании транспортного средства) осуществлялись в присутствии двух понятых.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2), протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 3), актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д. 4), протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 5), протоколом о задержании транспортного средства (л.д. 6), письменными пояснениями свидетеля ФИО4 (л.д. 12), а также другими доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив доказательства и установив обстоятельства дела, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии Продана И.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Продана И.А. квалифицированы по части 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы в ходе производства по настоящему делу установлен состав указанного административного правонарушения в деянии Продана И.А.
Факт управления транспортным средством Проданом И.А. в указанном месте и в указанное время и его отказ от прохождения освидетельствования, а впоследствии и медицинского освидетельствования на состояние опьянения подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Основанием привлечения к административной ответственности по статье 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения Продан И.А. собственноручно написал, что "отказывается" пройти данное освидетельствование (л.д. 5).
Продан И.А. имел возможность изложить свои замечания и возражения относительно применяемых к нему мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в соответствующих процессуальных документах, однако, данным правом не воспользовался.
Вопреки доводам жалобы, об участии понятых в совершении процессуальных действий свидетельствуют их персональные данные и подписи в соответствующих протоколах. Понятые удостоверили своими подписями факт совершения в их присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Замечаний от понятых ФИО5 и ФИО6 не поступило. Также, при применении мер обеспечения Продан И.А. не заявлял о наличии у него замечаний, о допущенных нарушениях.
Приведенные выше доказательства получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, а также с иными доказательствами и обоснованно признаны судебными инстанциями достоверными относительно события правонарушения.
Все меры обеспечения производства по делу применены к Продану И.А. именно как к водителю.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся сведения относительно обстоятельств совершенного правонарушения. Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации Продану И.А. разъяснены. Существенных недостатков, влекущих его недопустимость, не установлено.
Приведенные в жалобе доводы, в том числе о том, что ему не предлагали пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Утверждение заявителя жалобы о том, что отсутствовали основания для направления Продана И.А. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, противоречат доказательствам, имеющимся в материалах дела, поскольку у него имелись признаки опьянения.
Кроме того, обязанность прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения возникла у Продана И.А. в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он являлся.
Наличие существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судебных инстанций о доказанности вины Продана И.А. в совершении административного правонарушения, не усматривается.
Доводы жалобы о том, что по делу не были допрошены понятой ФИО7 и сотрудник ГИБДД ФИО8, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку в материалах дела имелось достаточно доказательств, позволявших рассмотреть его по существу и принять законное и обоснованное решение.
Утверждение в жалобе о неизвещении Продана И.А. и его защитника ФИО9 о времени и месте допроса в порядке судебного поручения свидетеля ФИО6 не подтверждено материалами дела, учитывая, что имеются телефонограммы, полученные ими о времени и месте проведения судебного заседания (л.д. 65-96).
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.8, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 12.26 названного Кодекса.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена районным судом в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 44 Жуковского судебного района Калужской области от 06 октября 2023 года и решение судьи Жуковского районного суда Калужской области от 28 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Продана И.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Продана И.А. - без удовлетворения.
Судья А.М. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебные инстанции признали законным привлечение к административной ответственности за отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Установлено, что водитель, имея признаки опьянения, не выполнил законное требование должностного лица, что подтверждается собранными доказательствами. Жалоба о незаконности решений была отклонена, так как процессуальные нормы не были нарушены.