Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Козлова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области на решение Советского районного суда г. Липецка от 30 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 12 февраля 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению Корчина Д.А. к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Корчин Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области, взыскать компенсацию морального вреда в размере 250000 руб.
Свои требования Корчин Д.А. обосновывает тем, что с 5 мая 2021 года он отбывал наказание в ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области, в котором длительное время должностными лицами совершались должностные преступления, о чем 17 августа 2023 года Корчиным Д.А. направлено заявление в ОСБ ФСИН России.
Должностные лица ФСИН России в нарушение требований Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрений обращений граждан Российской Федерации", а также приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 250 "Об утверждении инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях" не уведомили его о направлении его заявления о преступлении в УФСИН России по Липецкой области, направили его тем лицам, чьи действия Корчин Д.А. обжаловал. Кроме того, не зарегистрировали данное заявление в книге регистрации сообщений о преступлениях, не выдали уведомление. УФСИН России по Липецкой области в свою очередь направило заявление Корчина Д.А. для рассмотрения в ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области, которое было рассмотрено как обычное обращение, не зарегистрировав надлежащим образом, не выполнены иные действия, предусмотренные приказом Минюста России N 250, скрыт факт регистрации сообщения о совершенном преступлении. По данному факту Липецкой прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области проводилась проверка, действия должностных лиц признаны незаконными.
Решением Советского районного суда г. Липецка от 30 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 12 февраля 2024 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия (бездействия) УФСИН России по Липецкой области. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета ФСИН России в пользу Корчина Д.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 1000 рублей. В удовлетворении иска Корчина Д.А. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе, поданной 11 апреля 2024 года через суд первой инстанции и поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 23 апреля 2024 года, ФСИН России и УФСИН России по Липецкой области, не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами, просит об их отмене ввиду незаконности и необоснованности.
В письменных возражениях Липецкий прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области указывает о законности судебных актов.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Корчин Д.А. отбывал наказание в ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области с 5 мая 2021 года.
17 августа 2022 года Корчин Д.А. направил заявление о преступлении в ОСБ ФСИН России (город Москва) по факту совершения преступлений Макуриным С.Н, Мезиным М.Л. и должностным лицом ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области Гнездиловым С.В, однако уведомлений от должностных лиц о направлении данного письма с заявлением о преступлении адресату, указанному в письме, истцу вручено не было.
Согласно сообщению заместителя начальника УФСИН России по Липецкой области Щедрина О.Ю. от 1 сентября 2022 года заявление Корчина Д.А. о преступлении рассмотрено как обращение и направлено в ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области для разрешения вопроса в общем порядке.
Корчиным Д.А ответ получен 19 сентября 2022 года за подписью врио начальника ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области.
31 октября 2022 года административный истец направил жалобу в порядке требований ст. 123 УПК РФ в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации, которая получена адресатом 1 ноября 2022 года.
8 декабря 2022года Корчиным Д.А получено извещение прокуратуры Липецкой области от 2 декабря 2022 года о направлении жалобы на рассмотрение в Липецкую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области.
23 декабря 2022года Корчин Д.А получил извещение Генеральной прокуратуры РФ от 21 ноября 2022года о направлении жалобы истца в прокуратуру Липецкой области.
По результатам прокурорских проверок в адрес УФСИН России по Липецкой области и ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Из представления об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от 9 января 2023 года N 218ж-2021 следует, что Липецкой прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области в ходе рассмотрения обращения осужденного ФКУ Т-2 УФСИН России по Липецкой области Корчина Д.А. проведена проверка соблюдения должностными лицами УФСИН России по Липецкой области требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения его права на отправление сообщений о преступлениях.
Проверка показала, что требования названного законодательства исполняются в Управлении не в полном объеме, а ответственными должностными лицами допущены серьезные упущения и просчеты, ставшие причиной невыполнения установленной обязанности.
По результатам проверки принято решение о привлечении к дисциплинарной ответственности старшего инспектора группы по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе УФСИН России по Липецкой области майора внутренней службы Казюра К.М, которому в соответствии с выпиской из протокола от 21 февраля 2023 УФСИН России по Липецкой области объявлен устный выговор.
9 февраля 2023 года в дополнение к письму от 7 февраля 2023 года N48/ТО/1/3-1576 УФСИН России по Липецкой области сообщило в Липецкую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Липецкой области, что обращение осужденного Корчина Д.А. от 17 августа 2022 года, поступившее в адрес УФСИН из Правового управления ФСИН России, направлено в следственный отдел по г. Ельцу СУ СК России по Липецкой области для дачи правовой оценки действий сотрудников уголовно-исполнительной системы Липецкой области.
Удовлетворяя административные исковые требования в части, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что факт нарушения законодательства нашел свое подтверждение в предоставленных в материалы дела доказательствах, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца.
Оснований не согласиться с указанными выводами судебных инстанций не имеется.
Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано статьей 33 Конституции Российской Федерации.
Положениями части 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в органы прокуратуры, органы государственной власти, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Согласно частям 1 и 3 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований данного Кодекса. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к лишению свободы, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с положениями статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части четвертой статьи 15 данного Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные, в том числе в органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
В соответствии с п. 2 Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях Приложения к приказу Минюста РФ от 11 июля 2006 года N 250 "Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях" (далее по тексту - инструкция), сообщения о преступлениях и происшествиях принимаются в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) круглосуточно старшими оперативными дежурными, оперативными дежурными по территориальным органам УИС, дежурными помощниками начальника учреждения, дежурными помощниками начальника колонии, дежурными помощниками начальника больницы, дежурными помощниками начальника следственного изолятора, дежурными помощниками начальника тюрьмы (или их заместителями). В рабочее время допускается осуществлять прием сообщений о преступлениях и происшествиях и другими сотрудниками, специально уполномоченными на осуществление этих функций. Прием заявлений о преступлениях и происшествиях обязаны также осуществлять все лица рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС. Они не вправе отказываться от их приема под предлогом недостаточности сведений для решения вопроса о наличии признаков преступления или по каким-либо другим причинам.
Сообщения о преступлениях и происшествиях, поступившие в канцелярию (секретариат) учреждений и органов УИС по почте, нарочным и т.д, регистрируются по общим правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются начальнику, лицу, его замещающему, либо заместителю начальника, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации сообщения дежурным по учреждению или органу УИС и принимает решение о его проверке.
Передача таких сообщений для проверки и исполнения без регистрации дежурным по учреждению или органу УИС категорически запрещается.
Регистрация информации о преступлениях и происшествиях производится в дежурных частях учреждений и органов УИС незамедлительно. При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой и т.д.), регистрация такого сообщения может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи (п. 12 инструкции).
Сообщения о преступлениях регистрируются в Книге регистрации сообщений о преступлениях, а информация о происшествиях - в Журнале регистрации информации о происшествиях (приложение 3). Запрещается отражать в указанных документах ставшие известными сведения о частной жизни заявителя (пострадавшего), его личной и семейной тайне, а также иную конфиденциальную информацию, охраняемую законом (п. 13 инструкции).
Если регистрация информации о преступлениях или происшествиях по каким-либо причинам была задержана (например, сотрудник УИС из-за неисправности связи не смог своевременно передать поступившую к нему информацию дежурному по учреждению или органу УИС), то при регистрации, наряду со временем поступления информации в дежурную часть, указываются дата, часы и минуты ее первичного поступления к сотруднику УИС. В этих случаях сроки разрешения информации исчисляются со времени первичного поступления информации к сотруднику УИС (п. 17 инструкции).
В соответствии с п. 31 инструкции, если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о преступлении будет установлено, что с учетом территориальности оно подлежит передаче в другой орган по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения - в суд, орган дознания, дознаватель, а также иное должностное лицо, уполномоченное осуществлять прием и проверку сообщений о преступлениях, обязано вынести постановление о передаче сообщения по подследственности (приложение 10 к ст. 476 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) или постановление о передаче сообщения в суд (приложение 11 к ст. 476 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Первый экземпляр вышеуказанного постановления вместе с сообщением о преступлении, а в случае наличия, с иными документами, в том числе об обнаружении и изъятии следов преступления и иных доказательств, должен быть в течение суток направлен в соответствующий орган по подследственности или подсудности, второй экземпляр постановления - заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщен в номенклатурное дело органа, направившего названные документы. По сообщениям о преступлениях, требующим неотложного реагирования, информация, содержащаяся в сообщении, либо постановление с этим сообщением должны быть предварительно переданы в соответствующий орган по подследственности по каналам экстренной связи. Сообщения о преступлениях, направленные по подследственности, снимаются с учета в учреждении или органе УИС, их направившем.
Судебные инстанции установив, что со стороны административного ответчика УФСИН России по Липецкой области допущено незаконные действия, выразившиеся в нарушении сотрудниками УФСИН России по Липецкой области права Корчина Д.А. на отправление сообщения о преступлении, суд обосновано взыскал в пользу административного истца компенсацию морального вреда.
Указанные выводы судебных инстанций судебная коллегия находит состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права.
Позиция органов уголовно-исполнительной системы, отраженная в их кассационной жалобе, основана на иной оценке доказательств, сводится к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, однако не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела, не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Липецка от 30 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 12 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Липецкой области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 19 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.