Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Вербышевой Ю.А. и Водяниковой М.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисова Р. А, Малашкиной А. В. к акционерному обществу "Домоуправляющая компания Нижегородского района", администрации города Нижнего Новгорода, администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода о возложении обязанности, взыскании судебной неустойки, по кассационной жалобе акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 21 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 января 2024 г, заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А,
УСТАНОВИЛА:
Борисов Р.А, Малашкина А.В. обратились в суд с иском к АО "Домоуправляющая компания Нижегородского района", администрации города Нижнего Новгорода, администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода о возложении обязанности, взыскании судебной неустойки.
В обоснование истцы указали, что являются супругами, проживают со своими двумя несовершеннолетними детьми 10 и 7 лет по адресу: "адрес". Указанная квартира принадлежит им на праве долевой собственности, по 1/2 доле в праве. Квартира расположена на первом этаже. Напротив окон в спальне и детской расположена контейнерная площадка для организованного сбора мусора. Расстояние от стены жилого дома до контейнеров составляет около 5 метров. Данная контейнерная площадка расположена в нарушение п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г, в соответствии с которыми расстояние до жилого дома должно быть не менее 20 м. Права истцов на благоприятную окружающую среду нарушены нахождением рядом с их жилищем мусорных баков. С 2016 года истцы обращались во все возможные органы власти и службы с требованиями и заявлениями о переносе мусорных баков. В 2018 году в рамках проведения административного расследования с привлечением экспертной организации ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" была проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, в соответствии с которой было установлено, что расстояние от контейнерной площадки до стены жилого дома N "адрес" составляет 5, 1 м, при нормативе не менее 20 м и не более 100 м, что не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Обращения в ОАО "ДК Нижегородского района", администрацию Нижегородского района города Нижнего Новгорода, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области, Прокуратуру Нижегородского района г..Нижнего Новгорода с требованиями переноса мусорных баков в виду несоответствия их расположения СанПиН и соответствующими жалобами, результатов не принесли. Датированными различными годами письмами органы государственной власти постоянно информировали истцов, что работа по переносу контейнерной площадки ведется, ответчик привлекался к административной ответственности за нарушение правил расположения контейнерной площадки, а также что перенос контейнерной площадки контролируется. Однако, до настоящего времени нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства не устранено. С учетом уточнений просили обязать АО "Домоуправляющая компания Нижегородского района" в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу перенести место (площадку) накопления твердых (коммунальных) отходов для эксплуатации многоквартирного жилого дома N расположенного по адресу: "адрес", с учетом требований СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". В случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскать с АО "Домоуправляющая компания Нижегородского района" в пользу каждого из истцов Борисова Р.А. и Малашкиной А.В. судебную неустойку по 5 000 рублей ежедневно до исполнения судебного акта в полном объеме.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 21 августа 2023 г, с учетом дополнительного решения этого же суда от 19 сентября 2023 г, исковые требования удовлетворены. Суд обязал АО "Домоуправляющая компания Нижегородского района" организовать размещение накопления твердых коммунальных отходов для дома N 25 по ул. Сергиевская г. Нижнего Новгорода в соответствии с требованиями эпидемиологического и природоохранного законодательства Российской Федерации в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскал с АО "Домоуправляющая компания Нижегородского района" в пользу Борисова Р.А. и Малашкиной А.В. каждому судебную неустойку в сумме 300 рублей за каждый день просрочки неисполнения решения суда. В удовлетворении исковых требований к администрации города Нижнего Новгорода, администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода о возложении обязанности, взыскании судебной неустойки отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 января 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "Домоуправляющая Компания Нижегородского района" ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что Борисов Р.А. и Малашкина А.В. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Управление многоквартирным домом N по "адрес" осуществляет АО "ДК Нижегородского района".
Напротив дома на расстоянии 5, 1 м от дома расположены мусорные баки.
Согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 28 января 2016 г, адресованному Малашкиной А.Е, в рамках проведения административного расследования в отношении ОАО "Домоуправляющая компания Нижегородского района", с привлечением экспертной организации ФБУЗ "Центр гигиен и эпидемиологии в Нижегородской области", установлено, что мусорные контейнеры около дома N "адрес" установлены с нарушением действующего санитарного законодательства. По результатам выявленного нарушения в отношении ОАО (в настоящее время - АО) "Домоуправляющая компания Нижегородского района" приняты меры административного воздействия, составлен протокол об административном правонарушении.
Из письма Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области от 11 мая 2017 г, адресованного Малашкиной А.Е, следует, что специалистом Нижегородского отдела Инспекции 25 апреля 2017 г. проведено обследование, в ходе которого установлено, что контейнерная площадка около дома N "адрес" размещена вне места, согласованного с Роспотребнадзором и администрацией "адрес". По результатам мониторинга специалистом Инспекции в ОАО "Домоуправляющая компания Нижегородского района" направлено уведомление с требованием переноса контейнерной площадки на место, согласованное Роспотребнадзором и администрацией Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, а также оборудовании вновь возведенной контейнерной площадки твердым покрытием. Согласно гарантийному письму ОАО "Домоуправляющая компания Нижегородского района" работы по переносу контейнерной площадки на место, согласованное с Роспотребнадзором и администрацией Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, а также оборудованию вновь возведенной контейнерной площадки твердым покрытием будут выполнены в срок до 1 июня 2017 г.
Письмом Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области от 14 июня 2017 г. Малашкиной А.В. было сообщено, что в отношении должностных лиц ОАО "ДК Нижегородского района" начато административное производство по факту отсутствия согласования места контейнерной площадки.
Как следует из письма Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области от 3 июля 2017 г, адресованного Малашкиной А.Е, специалистом Нижегородского отдела Инспекции 8 июня 2017 года было проведено обследование, в ходе которого установлено, что контейнерная площадка около N "адрес" размещена вне места, согласованного с Роспотребнадзором и администрацией Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, что является нарушением ч. 2 ст. 3 Закона от 10 сентября 2010 года N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области". Вновь возведенная контейнерная площадка не оборудована твердым покрытием, что является нарушением ч. 8 ст. 9 Закона Нижегородской области. На контейнерной площадке отсутствует график вывоза мусора, что является нарушением ч. 9 ст. 9 Закона Нижегородской области. По выявленным нарушениям, в отношении должностного лица ОАО "ДК Нижегородского района", начато административное производство и выдано уведомление об устранении нарушений.
Как усматривается из ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 14 июня 2018 г. на обращение Малашкиной А.В, управлением было проведено административное расследование в отношении обслуживающей организации дома N "адрес" АО "ДК Нижегородского района". В рамках проведения административного расследования с привлечением экспертной организации ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области" проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза. В соответствии с заключением эксперта N от 13 июня 2018 г. установлено, что расстояние от контейнерной площадки до стены жилого дома N "адрес" составляет 5, 1 м при нормативе 20 м и не более 100 м, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2645-10. По факту выявленных нарушений в адрес АО "ДК Нижегородского района" направлен вызов для составления протокола об административном правонарушении по статье 6.4 КоАП РФ.
В соответствии с ответом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 12 сентября 2022 г. на обращение Малашкиной А.В, по вопросу размещения контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов на расстоянии менее 20 метров до жилого дома по адресу: "адрес", а также по вопросу образования свалки на территории вышеуказанной площадки в адрес АО "ДК Нижегородского района" выдано предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований.
Протоколом согласования нового места размещения контейнерной площадки для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов по адрес: "адрес" для жителей домов 18а, 18б, утвержденным 21 июня 2016 г. начальником УЖФКХиБ администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода, комиссией в составе главного специалиста - эксперта отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, главного специалиста УЖФКХиБ администрации Нижегородского района и инженера первой категории ОАО "ДК Нижегородского района" принято решение об утверждении места размещения одной контейнерной площадки на 2 (два) контейнера в газоне у забора школы N (на расстоянии от школы 10, 5 м, от дома на "адрес" - 26 м, от "адрес" - 40 м и от "адрес" - 23 м), в соответствии со схемой. ОАО "ДК Нижегородского района" обязано оборудовать контейнерную площадку с твердым покрытием и сплошным ограждением с трех сторон и крышей.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N "адрес" от 20 июня 2017 г. утверждено производство работ в 2017 году. Принято решение площадку под сбор бытовых отходов жильцов дома по "адрес" оставить на прежнем месте, только перевернуть лицевой частью к переулку Урожайному. Площадку смонтировать под один контейнер для бытовых отходов и вторую часть под крупногабаритный мусор, с закрывающими дверками на каждую половину и двери защитить кодовых замком.
В соответствии с протоколом согласования места размещения контейнерной площадки для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов по адрес: "адрес" для, утвержденным в 2017 году начальником УЖФКХиБ администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода, утверждено место размещения контейнерной площадки по адресу: "адрес" на прежнем месте, развернув контейнерную площадку на 90 градусов, лицевой частью к переулку Урожайному, в соответствии со схемой. ОАО "ДК Нижегородского района" оборудовать ограждение контейнерной площадки, с твердым покрытием, из двух отделений, каждое отдельно закрывающейся дверкой, с кодовыми замками. Одно отделение под один контейнер, объемом 1, 1 м3, для сбора и временного хранения ТБО, второе отделение для складирования и временного хранения КГМ.
Разрешая спор, руководствуюсь положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 134 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статей 8, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 44, 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 3, 4-10, 15-19 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039, пунктами 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, пунктами 1.1, 3.7.1, 3.7.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, установив, что контейнерная площадка размещена на расстоянии 5, 1 м до стены дома и вне места, согласованного с Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области и администрацией Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, суд пришел к выводу, что обязанность по организации размещения накопления твердых коммунальных отходов должна быть возложена на АО "ДК Нижегородского района".
Суд отмечено, что орган местного самоуправления лишь принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, после которого при устранении основания отказа в согласовании заявитель вправе повторно обратиться в уполномоченный орган за согласованием, однако первоначально вопрос согласования должен исходить от управляющей компании, принявшей на себя обязанность по управлению домом.
С соответствии с положениями статей 206, 3083 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определен срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и установлен размер судебной неустойки за каждый день просрочки неисполнения решения суда.
При проверке состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, поскольку судом установлено, что спорная контейнерная площадка размещена управляющей организацией вне места ее размещения, согласованного с администрацией Нижегородского района г. Нижнего Новгорода (согласно утвержденной схеме). При этом спорная контейнерная площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером N, с разрешенным использованием - под многоквартирный дом, входящем в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Учитывая то, что интересы собственников помещений в многоквартирном жилом доме представляют управляющие организации, обязанность по организации мест сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в рамках определенных органом местного самоуправления площадок в силу закона возложена на управляющие организации.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции незаконно было отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов, поскольку вопрос об удовлетворении таких ходатайств является правом суда, а не обязанностью, суд правомочен самостоятельно решать вопрос о достаточности доказательств, при этом подобные заявления разрешаются судом в каждом конкретном деле, исходя из его фактических обстоятельств и сведений, которые могут быть получены судом.
Доводы кассационной жалобы о том, что в обязанности АО "Домоуправляющая Компания Нижегородского района" не входит организация мест временного размещения и оборудования мест установки контейнерных площадок, а также перемещение мусорных контейнеров являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание приведенных выше выводов судов, судебная коллегия кассационного суда учитывает, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 21 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая Компания Нижегородского района" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.