Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Н.А.
судей Скоковой Д.И, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агапитовой Светланы Алексеевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, включении периодов в страховой стаж, перерасчете пенсии
по кассационной жалобе Агапитовой Светланы Алексеевны
на решение Мытищинского городского суда Московской области от 23 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 января 2024 г, заслушав доклад судьи Скоковой Д.И,
УСТАНОВИЛА:
Агапитова С.А. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, включении периодов в страховой стаж, перерасчете пенсии.
Решением Мытищинского городского суда Московской области от 23 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 января 2024 г, исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области от 28 февраля 2022 г. в части невключения в страховой стаж периодов учебы Агапитовой С.А. с 4 июня 1983 г. по 13 августа 1983 г, с 13 февраля 1985 г. по 21 марта 1985 г. в Медицинском училище N 2 Минздрава Азербайджанской ССР и периода работы с 20 мая 1985 г. по 31 декабря 1990 г. в должности помощника врача-эпидемиолога в санитарно-эпидемиологической станции, обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области включить в страховой стаж Агапитовой С.А. указанные периоды, принять к расчету архивную справку о размере заработной платы от 26 октября 2022 г. и произвести перерасчет страховой пенсии с 17 ноября 2022 г. В удовлетворении требований в части включения периода ухода за лицом старше 80 лет с 2008 года по 2016 год, назначении страховой пенсии с 4 июля 2021 г. Агапитовой С.А. отказано
В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Агапитова С.А. ставит вопрос об отмене решения Мытищинского городского суда Московской области от 23 августа 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 января 2024 г. в части отказа в перерасчете пенсии с 4 июля 2021 г. и вынесении в этой части нового решения, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, в связи с чем, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
В части удовлетворения исковых требований судебные акты сторонами не обжалуются, в связи с чем предметом проверки суда кассационной инстанции в этой части не являются.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия полагает решение суда и апелляционное определение подлежащими отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии с 4 июля 2021 г. по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При разрешении исковых требований о перерасчете пенсии судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 7 июня 2021 г. Агапитова С.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 21 сентября 2021 г. в назначении пенсии ей отказано ввиду недостаточности страхового стажа (12 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента (21, 00). По расчету пенсионного органа на дату обращения страховой стаж Агапитовой С.А. составил 10 лет 4 месяца 5 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 16, 061.
17 ноября 2022 г. Агапитова С.А. вновь обратилась с заявлением о назначении пенсии.
С 17 ноября 2022 г. ей назначена страховая пенсия по старости. При назначении пенсии в страховой стаж истца не были включены периоды учебы Агапитовой С.А. с 4 июня 1983 г. по 13 августа 1983 г, с 13 февраля 1985 г. по 21 марта 1985 г. в Медицинском училище N 2 Минздрава Азербайджанской ССР и периода работы с 20 мая 1985 г. по 31 декабря 1990 г. в должности помощника врача-эпидемиолога в санитарно-эпидемиологической станции. Период ухода за лицом, достигшим 80 лет, с 28 ноября 2008 г. по 4 февраля 2016 г. включен пенсионным органом в страховой стаж Агапитовой С.А. на основании справки, впервые представленной ею в пенсионный орган при обращении с заявлением о назначении пенсии 17 ноября 2022 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии с 4 июля 2021 г, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что на дату первоначального обращения за назначением пенсии (7 июня 2021 г.) и на дату, с которой истец просит произвести перерасчет пенсии (4 июля 2021 г.), у истца отсутствовала необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции их правовым обоснованием. При этом суд апелляционной инстанции исходил из представленного ответчиком в суд апелляционной инстанции расчета ИПК, в соответствии с которым размер ИПК истца составил 20, 757 при требуемом размере 21, 00.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в части отсутствия оснований для перерасчета пенсии с даты её назначения основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"; нормы этого закона далее приведены в редакции, действовавшей на дату обращения Агапитовой С.А. за назначением страховой пенсии по старости - 7 июня 2021 г.).
Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2021 году составляла 12 лет (приложение N 3 к Федеральному закону "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (часть 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила).
В разделе II названных правил приведены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях". Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В части 3 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которые действовали на дату обращения Агапитовой С.А. с заявлением о назначении пенсии и до 1 января 2022 г. Эти правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.
Аналогичные нормы содержатся в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 546н, действующих с 1 января 2022 г.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 16п был утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Названный административный регламент определял порядок предоставления ПФР через свои территориальные органы государственной услуги, сроки и последовательность выполнения административных процедур при предоставлении территориальными органами ПФР государственной услуги (пункт 1 Административного регламента), а также устанавливал формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую (приложение N 1 к Административному регламенту), о перерасчете пенсии (приложение N 2 к Административному регламенту), формы уведомления со стороны пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии (приложение N 3 к Административному регламенту).
В пункте 6 Административного регламента указано, что при ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам установления пенсий должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять следующую информацию :о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта);о перечне категорий граждан, имеющих право на получение государственной услуги; о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги; о сроках предоставления государственной услуги; об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги; о месте размещения на сайте ПФР информации по вопросам предоставления государственной услуги.
Из приведенных нормативных положений следует, что цели социальной политики Российской Федерации, как они определены в Конституции Российской Федерации, предопределяют обязанность государства через соответствующие органы заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, в том числе тогда, когда гражданин в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от него причинам не может трудиться и не имеет дохода для обеспечения минимума себе и своей семье и, соответственно, нуждается в получении соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства, включая пенсионное обеспечение.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, законодатель связывает возможность назначения страховой пенсии по старости с достижением гражданином определенного возраста, наличием у гражданина страхового стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости до 1 января 2023 г. осуществлялась территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.
В рамках исполнения этих обязанностей территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения (телефонный звонок, устное обращение, письменное обращение) должен зарегистрировать такое обращение в журнале регистрации заявлений и разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме (приложение N 1 к Административному регламенту), а при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, дать оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, независимо от формы такого обращения на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному предоставлению гражданином документов, необходимых для установления пенсии и оценки его пенсионных прав, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
С 1 января 2023 г. обязанности по пенсионному обеспечению возложены на созданный в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), в числе принципов деятельности которого соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации"), обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества (пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации").
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Агапитовой С.А. изложенные нормативные положения о порядке назначения страховой пенсии по старости и о порядке работы пенсионного органа с обращениями граждан по вопросу установления пенсии (государственной услуги по установлению пенсий) не применили.
Суды первой и апелляционной инстанций не учли, что требования Агапитовой С.А. о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет пенсии за прошлое время, то есть с момента первоначального обращения за назначением пенсии, связаны с тем, что она была лишена права получить страховую пенсию по старости по вине пенсионного органа, который не разъяснил ей пенсионные права при ее обращении в пенсионный орган по вопросу установления страховой пенсии по старости, в частности право на предоставление сведениях о периодах, подлежащих включению в страховой стаж.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Агапитовой С.А, возражений ответчика относительно иска, и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление того, были ли пенсионным органом при обращении Агапитовой С.А. совершены действия, предусмотренные Административным регламентом, а именно: разъяснялись ли Агапитовой С.А. права, связанные с пенсионным обеспечением, в том числе о том, какие документы необходимо представить в пенсионный орган для оценки пенсионных прав и назначения страховой пенсии по старости, какая работа была проведена по документам Агапитовой С.А, представленными ею в пенсионный орган, разъяснялось ли ей право на предоставление дополнительных документов, в том числе справки об уходе за лицом, достигшим возраста 80 лет, направлялось ли ей уведомление с разъяснением возможности представления таких документов в сроки, предусмотренные законом (не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа).
Судами первой и апелляционной инстанций в нарушение положений части 2 статьи 56, части 1 статьи 196, части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, доводам Агапитовой С.А, которая поставила вопрос о том, что страховая пенсия по старости не была ей назначена при первоначальном обращении по вине пенсионного органа, суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки, при разрешении спора исходили из даты повторного обращения истца за назначением пенсии с предоставлением всех необходимых документов.
При этом, указывая на недостаточность размера ИПК на дату первоначального обращения, суд апелляционной инстанции исходил из представленного ответчиком расчета, произведенного с учетом включенных судом периодов учебы и работы Агапитовой С.А, но без учета периода ухода истца за лицом, достигшим 80 лет, с 28 ноября 2008 г. по 4 февраля 2016 г, который был включен ответчиком в страховой стаж Агапитовой С.А. только при повторном её обращении за назначением пенсии с предоставлением соответствующей справки, подтверждающий указанный период. Вопрос о размере ИПК с учетом указанного периода ухода истца за лицом, достигшим 80 лет, на дату первоначального обращения Агапитовой С.А. за назначением пенсии и о достаточности этого размера для установления истцу пенсии с даты первоначального обращения судом не исследовался.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, нарушив нормы материального права, не дали надлежащей правовой оценки исковым требованиям Агапитовой С.А. и по существу эти требования не разрешили, допустив формальный подход к делу, где гражданин (Агапитова С.А.) в отношениях с пенсионным органом, осуществляющим публичные функции в силу своей компетенции по назначению страховой пенсии, выступает как слабая сторона.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что не имеется предусмотренных действующим законодательством оснований для удовлетворения исковых требований Агапитовой С.А. о возложении на ответчика обязанности по перерасчету пенсии со дня первоначального обращения за её назначением, нельзя признать соответствующими закону.
При таких обстоятельствах решение Мытищинского городского суда Московской области от 23 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 января 2024 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии с 4 июля 2021 г. нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений в этой части и направления дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мытищинского городского суда Московской области от 23 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 января 2024 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Агапитовой С.А. о перерасчете пенсии с 4 июля 2021 г.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Мытищинский городской суд Московской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.