Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Михайловой О.П, Булатовой Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Наталии Игоревны к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию, по кассационной жалобе отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области
на решение Каширского городского суда Московской области от 18 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 января 2024 года, заслушав доклад судьи Михайловой О.П,
УСТАНОВИЛА:
Соловьева Н.И. обратилась в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее - ОСФР по г. Москве и Московской области) о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Решением Каширского городского суда Московской области от 18 сентября 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 января 2024 г. исковые требования Соловьевой Н.И. удовлетворены. Судом признано незаконным решение ОСФР по г. Москве и Московской области от 23.07.2022 года в части исключения из специального стажа периодов работы и отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости Соловьевой Н.И. и возложена обязанность на ОСФР по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Соловьевой Н.И. периоды трудовой деятельности с 11.01.2001 по 11.02.2001, с 09.11.2001 по 09.12.2001, с 17.05.2007 по 18.06.2007, с 06.04.2012 по 04.05.2012, с 03.10.2017 по 03.11.2007 - курсы повышения квалификации, с 11.08.1995 по 25.08.1996, с 02.11.1998 по 07.12.1999 - в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры операционной офтальмологического отделения Каширского муниципального медицинского объединения (КММО) в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, и назначить Соловьевой Н.И. досрочную страховую пенсию по старости по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 24.01.2024г.
В кассационной жалобе ОСФР по г. Москве и Московской области просит отменить решение Каширского городского суда Московской области от 18 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 января 2024 г, ссылаясь на нарушения судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.01.2022г. Соловьева Н.И. обратилась в ГУ-УПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
ГУ-УПФР N8 по г. Москве и Московской области 23.07.2022г. принято решение об отказе Соловьевой Н.И. в установлении пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого льготного стажа - 30 лет.
Продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составила 26 лет 08 месяцев 24 дня.
В специальный стаж работы истца не включены периоды: с 11.08.1995 по 25.08.1996, с 02.11.1998 по 07.12.1999 - в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры операционной офтальмологического отделения Каширского муниципального медицинского объединения (КММО), так как наименование организации "муниципальное медицинское объединение" не предусмотрено Списком профессий, должностей и учреждений, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N1066, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 N781;
с 11.01.2001 по 11.02.2001, с 09.11.2001 по 09.12.2001, с 17.05.2007 по 18.06.2007, с 06.04.2012 по 04.05.2012, с 03.10.2017 по 03.11.2007 - курсы повышения квалификации, так как Правилами исчисления периодов работы, дающим право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516, не предусмотрено включение в специальный стаж указанных периодов.
Соловьева Н.И. с 11.08.1995 принята на работу в Каширское муниципальное медицинское объединение на должность медсестры палатной офтальмологического отделения.
С 29.08.1995 она работала в должности операционной медсестры офтальмологического отделения.
На основании приказа главного врача КММО от 10.12.1999г. N167 КММО с 08.12.1999г. переименовано в Муниципальное учреждение "Каширская центральная районная больница". На основании приказа N304/1 от 11.10.2011г. МУ "КЦРБ" с 11.10.2011г. переименовано в муниципальное бюджетное учреждение "Каширская центральная районная больница".
На основании Постановления Правительства Московской области от 14.11.2014г. N955/39 МБУ "Каширская центральная больница" переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Каширская центральная районная больница".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периодов работы истца с 11.08.1995 по 25.08.1996, с 02.11.1998 по 07.12.1999 - в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры операционной офтальмологического отделения Каширского муниципального медицинского объединения (КММО), суд первой инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, исходил из того, что должность истца (медицинская сестра палатная офтальмологического отделения и операционная медицинская сестра офтальмологического отделения) и наименование учреждения (Каширское муниципальное медицинское объединение) предусмотрены Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N1066. Изменение правовой формы медицинского учреждения в связи с изменением законодательства не может служить основанием исключения из специального медицинского стажа спорных периодов работы Соловьевой Н.И. с 11.08.1995 по 25.08.1996, с 02.11.1998 по 07.12.1999 - в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры операционной офтальмологического отделения Каширского муниципального медицинского объединения (КММО).
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении периодов прохождения курсов повышения квалификации с 11.01.2001 по 11.02.2001, с 09.11.2001 по 09.12.2001, с 17.05.2007 по 18.06.2007, с 06.04.2012 по 04.05.2012, с 03.10.2017 по 03.11.2007, суд первой инстанции исходил из того, что период нахождения на курсах повышения квалификации является неотъемлемой частью трудового процесса, с сохранением средней заработной платы, в связи с чем курсы повышения квалификации приравниваются к работе и исчисление специального стажа в данный период следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Руководствуясь ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", учитывая, что истец обратилась в пенсионный орган 24 января 2021 года, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии специальный стаж составил 30 лет 10 месяцев 11 дней, суд пришел к выводу, что досрочная страховая пенсия по старости Соловьевой Н.И. должна быть назначена с 24.01.2024г. с учетом отложенного права на 36 месяцев с 24.01.2021г, поскольку днем возникновения права на досрочное назначение пенсии является не день подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, а наступление совокупности условий, указанных в ч.1 ст.8 и п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Соловьевой Н.И. о включении в специальный стаж периодов работы и иной деятельности: с 11.01.2001г. по 11.02.2001г, с 09.11.2001г. по 09.12.2001г, с 17.05.2007г. по 18.06.2007г, с 06.04.2012г. по 04.05.2012г, с 03.10.2017г. по 03.11.2007г. - курсы повышения квалификации; с 11.08.1995г. по 25.08.1996г, с 02.11.1998г. по 07.12.1999г. - в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры операционной офтальмологического отделения Каширского муниципального медицинского объединения (КММО) в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что спорный период работы истца с 11.08.1995г. по 25.08.1996г, с 02.11.1998г. по 07.12.1999г. - в должности медицинской сестры палатной, медицинской сестры операционной офтальмологического отделения Каширского муниципального медицинского объединения (КММО) не подлежит включению в стаж при определении права на страховую пенсию по старости в соответствии частью п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как не подтверждено соответствие наименования учреждения Списку должностей и учреждений и п.6 Правил исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781; что период работы в должности медицинской сестры палатной не предусмотрен Списком, утв. Постановлением Правительства от 22.09.1999г. N1066, нельзя признать состоятельными, поскольку согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В пп. "н" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Списком N464 от 06.09.1991 предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В абзаце 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464, действовавшего в спорный период, предусматривалось исчисление выслуги врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
В период действия Списка N464 Соловьева Н.И. с 11.08.1995г. по 29.08.1995г. работала в отделении хирургического профиля в должности медицинской сестры, которая относится к среднему медицинскому персоналу в учреждениях здравоохранения, в том числе больницах всех наименований.
При таких обстоятельствах суд правомерно включил данный период работы в соответствующий стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
В период действия Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, Соловьева Н.И. занимала предусмотренную данным Списком должность операционной медицинской сестры в учреждениях здравоохранения, в том числе больницах всех наименований.
Таким образом, выводы судов о наличии оснований для льготного исчисления периодов работы с 11.08.1995г. по 25.08.1996г, с 01.11.1998г. по 07.12.1999г. правомерны, изменение правовой формы медицинского учреждения в связи с изменением законодательства не может служить основанием для исключения из специального медицинского стажа спорных периодов работы с 11.08.1995г. по 25.08.1996г, с 02.11.1998г. по 07.12.1999г.
Доводы кассационной жалобы от отсутствии оснований для льготного исчисления периодов нахождения на курсах повышении квалификации с 11.01.2001г. по 11.02.2001г, с 09.11.2001г. по 09.12.2001г, с 17.05.2007г. по 18.06.2007г, с 06.04.2012г. по 04.05.2012г, с 03.10.2017г. по 03.11.2017г. основаны на неверном применении норм материального права. Периоды работы, в течение которых имели место курсы повышения квалификации, зачтены пенсионным органом в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Поскольку за указанные периоды за истцом сохранялось место работы, средний заработок, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний работников, предусмотрен Трудовым кодексом Российской Федерации, и, принимая во внимание, что спорные периоды приходятся на работу истца, засчитанную ответчиком в бесспорном порядке в специальный стаж, суд пришел к верному выводу, что данные периоды также должны быть засчитаны в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Суды нижестоящих инстанций правильно применили нормы пенсионного законодательства, установили все юридически значимые обстоятельства, всем представленным доказательствам дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы кассационной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов работы, являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций в части признания за Соловьевой Н.И. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 24 января 2024 года приняты с нарушением норм материального и процессуального права в связи со следующим.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 20 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьями 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По настоящему делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Соловьевой Н.И, возражений ответчика относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлись следующие обстоятельства: выработала ли истец на момент обращения к ответчику с заявлением требуемую продолжительность страхового стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом включенных судом периодов: с 11.01.2001г. по 11.02.2001г, с 09.11.2001г. по 09.12.2001г, с 17.05.2007г. по 18.06.2007г, с 06.04.2012г. по 04.05.2012г, с 03.10.2017г. по 03.11.2017г. - курсы повышения квалификации и с 11.08.1995г. по 25.08.1996г, с 02.11.1998г. по 07.12.1999г. - работа; возникло ли у истца право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
В оспариваемом судебном постановлении приведено суждение о возникновении у истца права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 24 января 2024 года, при этом судами первой и апелляционной инстанций расчет страхового стажа, подлежащего включению в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в обжалуемых судебных постановлениях не приведен.
В силу ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах решение Каширского городского суда Московской области от 18 сентября 2023 года и апелляционное определение Московского областного суда от 24 января 2024 года в части удовлетворения исковых требований Соловьевой Н.И. о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24 января 2024 года, нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить заявленные исковые требования в отмененной части в соответствии с подлежащими применению к возникшим отношениям нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
В остальной части решение Каширского городского суда Московской области от 18 сентября 2023 года и апелляционное определение Московского областного суда от 24 января 2024 года подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каширского городского суда Московской области от 18 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 января 2024 года отменить в части удовлетворения исковых требований Соловьевой Наталии Игоревны о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24 января 2024 года.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Каширский городской суд Московской области.
В остальной части решение Каширского городского суда Московской области от 18 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 24 января 2024 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.