Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Михайловой О.П, Матросовой Г.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каргина Петра Всеволодовича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части, установления факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, назначении досрочной пенсии по старости
по кассационной жалобе Каргина Петра Всеволодовича
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 25 декабря 2023 года, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Михайловой О.П, пояснения представителя истца - Емельяновой С.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Каргин П.В. обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (далее - ОСФР по Республике Мордовия) о признании незаконным и отмене решения в части, установления факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, назначении досрочной пенсии по старости.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 сентября 2023 г. исковые требования Каргина П.В. удовлетворены. Судом установлен факт постоянного проживания в период с 11 августа 2017 года по 11 августа 2022 года Каргина П.В, 01 июля 1962 года рождения, на территории с льготно-социальным экономическим статусом по адресу: "адрес". Признано незаконным и отменено решение заместителя Управляющего ОСФР по Республике Мордовия от 02 марта 2023 года N233187/22 в части невключения периода в стаж проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 11 августа 2017 года по 11 августа 2022 года, а также отказа Каргину П.В, 01 июля 1962 года рождения, в назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". На ОСФР по Республике Мордовия возложена обязанность назначить Каргину П.В, 01 июля 1962 года рождения, досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 22 февраля 2023 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 25 декабря 2023 г. решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 сентября 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Каргина П.В. отказано.
В поданной кассационной жалобе Каргин П.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 25 декабря 2023 г, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого рода нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 февраля 2023 года Каргин П.В. обратился в ОСФР по Республике Мордовия с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) и с учетом положений статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1).
Решением ОСФР по Республике Мордовия от 2 марта 2023 г. N233187/22 Каргину П.В. отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, поскольку по представленным документам невозможно установить факт постоянного проживания Каргина П.В. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В период проживания на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом в "адрес" Республики Мордовия не засчитан период с 11 августа 2017 г. по 11 августа 2022 г.
В решении пенсионного органа указано, что у заявителя отсутствуют условия назначения пенсии, а именно, наличие факта проживания или работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом на момент аварии с 26 апреля 1986 г. по 30 июня 1986 г. для снижения пенсионного возраста на 1 год (абсолютная величина) и (или) дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Каргин П.В. с 6 июня 1988 г. зарегистрирован по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". Указанный жилой дом площадью 118, 9 кв.м принадлежит истцу на праве собственности, государственная регистрация права произведена 6 февраля 2008 г.
Каргин П.В. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: "адрес", в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 11 августа 2017 г. по 11 августа 2022 г. в доме, принадлежащим на праве собственности ФИО6
По данным похозяйственной книги Большеремезенского сельского поселения N ДД.ММ.ГГГГ, 2023, 2024, 2025, 2026 годы в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", проживают ФИО6 (глава хозяйства), ФИО7, ФИО8 и ФИО1 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
"адрес" Чамзинского муниципального района Республики Мордовия относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходя из того, что совокупностью представленных и исследованных доказательств подтверждается факт проживания истца в спорный период на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пришел к выводу о незаконности решения заместителя Управляющего ОСФР по Республике Мордовия от 2 марта 2023 г. N233187/22.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, вновь исследовав представленные в материалы дела доказательства и показания свидетелей в их совокупности, исходил из того, что факт постоянного проживания истца в зоне с льготным экономическим статусом, связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС в период с 11 августа 2017 г. по 11 августа 2022 г, не подтвержден в ходе рассмотрения дела, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции исходил из нормативных актов, регулирующих вопросы назначения пенсии, период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом должен подтверждаться совокупностью письменных доказательств - документами, из которых можно было бы достоверно определить такое юридически значимое обстоятельство, которые истцом в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
Как указал суд апелляционной инстанции, показания свидетелей ФИО9, ФИО10 и ФИО11 в данном случае не являются достаточными доказательствами для признания за Каргиным П.В. права на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, поскольку данные показания в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оцениваются судом в совокупности с имеющимися письменными доказательствами.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца Каргина П.В. права на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 с учетом снижения возраста за проживание на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем признал законным отказ ответчика в назначении пенсии по старости с 20 февраля 2023 года.
Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя указанные полномочия, законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определилособенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Так, гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 этого Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности (статья 33). Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 указанного Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Статьи 33 и 34 названного Закона предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с разъяснениями от 19 апреля 2000 года N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Министерства труда и социального развития Российской Федерации, утвержденными постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 года N 33), пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).
Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Согласно распоряжению Правительства РФ от 8 октября 2015 года N1074 (действовало на момент возникновения спорных отношений), "адрес" включено в перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Действующим с 01.01.2024г. распоряжением Правительства РФ от 28.03.2023 N745-р "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" "адрес" Большеремезенского сельского поселения Республики Мордовия включено в перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения.
Таким образом, для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N166 от 15 декабря 2001 года, необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 года) по 30 июня 1986 года независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Из содержания Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N403-О следует, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11 июля 2006 года N403-О, положения статей 33 и 34 во взаимосвязи с пунктами 7 и 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
Таким образом, по данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Каргина П.В. и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись факт и продолжительность проживания истца в соответствующих зонах радиоактивного загрязнения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец с 11 августа 2017 года по 11 августа 2022 года проживал на территории с льготным социально-экономическим статусом, что является основанием с учетом положений пункт 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункта 8 части 1 статьи 13, статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для назначения Каргину П.В. пенсии по старости досрочно, с уменьшением возраста на один год (абсолютная величина).
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что истец в спорный период (с 11 августа 2017 г. по 11 августа 2022 г.) не проживал в "адрес", поскольку регистрация Каргина П.В. носила формальный характер, достаточных и достоверных доказательств его проживания по адресу: "адрес", не имеется.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на формальность факта регистрации Каргина П.В. в "адрес", отклонив выводы районного суда об обратном, ограничился лишь указанием на то, что регистрация истца по месту временного проживания носила формальный характер, произвольно применил статьи 55, 56 (о доказательствах и доказывании в гражданском процессе), статью 67 (об оценке доказательств) ГПК РФ.
В силу ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, не привел мотивы, опровергающие выводы суда первой инстанции, установившего факт постоянного проживания на территории радиоактивного загрязнения, к которой относится и "адрес", на основании как письменных доказательств, так и иных доказательств, признанных судом относимыми и допустимыми.
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд первой инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности (записям всех представленных в материалы дела похозяйственных книг, сведениям Управления по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия показаниям допрошенных свидетелей), правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, на основании которых сделал верный вывод об установлении факта проживания Каргина П.В. в селе "адрес" в спорный период времени(с 11 августа 2017 г. по 11 августа 2022 г.).
Таким образом, правовых норм относительно запрета фактического проживания не месту постоянной регистрации, действующее законодательство не содержит.
Судебная коллегия считает, что требование Каргина П.В. о признании незаконным и отмене решения в части, установления факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, назначении досрочной страховой пенсии по старости подлежит удовлетворению, а выводы суда апелляционной инстанции об обратном основаны на неверном применении норм процессуального права.
Учитывая обоснованность выводов суда первой инстанции, разрешившего спор по существу с учетом установленных по делу обстоятельств и подлежащих применению норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает возможным оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 сентября 2023 года, которым требования Каргина П.В. удовлетворены.
Руководствуясь статьями 379.7 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 25 декабря 2023 года отменить, оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.