Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника администрации г. Тобольска Шишкина М.Н. на постановление главного государственного инспектора по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому муниципальным районам по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Тобольский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области N 30 от 12 мая 2023 года, представление главного государственного инспектора по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому муниципальным районам по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Тобольский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области N 30 от 12 мая 2023 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 7 ноября 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 18 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Тобольска,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому муниципальным районам по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Тобольский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области N 30 от 12 мая 2023 года администрация г. Тобольска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Представлением главного государственного инспектора по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому муниципальным районам по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Тобольский" УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области N 30 от 12 мая 2023 года на администрацию г. Тобольска возложена обязанность по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Решением судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 7 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 18 декабря 2023 года, указанные постановление и представление должностного лица оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Шишкин М.Н. просит об отмене представления должностного лица, решения судьи областного суда, прекращении производства по делу.
В своей жалобе защитник Шишкин М.Н. не ставит вопрос об отмене постановления главного государственного инспектора по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому муниципальным районам по пожарному N 30 от 12 мая 2023 года и решения судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 7 ноября 2023 года, вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Федеральный закон N 69-ФЗ) следует, что под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; под первичными мерами пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Особый противопожарный режим определен данной статьей как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В силу статьи 30 Федерального закона N 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
Постановлением Правительства Тюменской области от 31 марта 2023 года N 163-п на территории Тюменской области с 3 апреля 2023 года введен особый противопожарный режим.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов в числе прочих относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В силу статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором по городу Тобольску, Тобольскому, Вагайскому муниципальным районам по пожарному надзору - начальника ОНДиПР по городу Тобольску ОНДиПР "Тобольский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области в отношении исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации г. Тобольска проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
в нарушение пункта 15 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 6, части 3 статьи 4, статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.1, 8.8, 8.9, 8.10 СП 8.131302020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее - Правила противопожарного режима) территория населенного пункта г. Тобольска не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения согласно требуемых норм (мкр. Защитино ул. Снежная, участок N8, мкр. Усадьба участок N311, мкр. Иртышский участок N220 и участок N264);
в нарушение части 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 8.9 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" на территории городского округа не выполнены устройства пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами с конструкцией дорожной одежды проездов для пожарной техники, рассчитанной на нагрузку пожарных автомобилей (мкр. Защитино ул. Снежная; мкр. Усадьба; мкр. Иртышский, участок N220, кадастровый номер 72:24:0204002:550, и прилегающие участки; мкр. Иртышский, участок N264, кадастровый номер 72:24:0204002:4380, и прилегающие участки);
в нарушение пункта 67 Правил противопожарного режима в границах территории населенного пункта г. Тобольска не произведена своевременная уборка сухой растительности и покос травы (мкр. Иртышский, участок N220, кадастровый номер 72:24:0204002:550, и прилегающие участки; мкр. Иртышский, участок N264, кадастровый номер 72:24:0204002:4380, и прилегающие участки; кадастровый номер 72:24:0000000:5369 и прилегающая территория; кадастровый номер 72:24:0000000:5368 и прилегающая территория; кадастровый номер 72:24:0607011:120 и прилегающая территория; Северный промышленный район; БСИ-2; восточная сторона пос. Сумкино; северная сторона пос. Сумкино, район ул. Комсомольская, ул. Набережная; мкр. Иртышский, ул.1-я Береговая (район дамбы), мкр. Южный; Панин Бугор; мкр. Левобережье);
в нарушение положений пункта 9 приложения N4 Правил противопожарного режима в границах территории городских лесов г. Тобольска допускается использование открытого огня для приготовления пищи в мангалах под кронами деревьев хвойных пород (г. Тобольск, ул. Алемасовская, кадастровый номер 72:24:0000000:6076). Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 28 апреля 2023 года.
В связи с выявленными нарушениями в отношении администрации г. Тобольска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела администрация г. Тобольска привлечена к административной ответственности, внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Факт совершения администрацией г. Тобольска административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы настоящей жлобы повторяют доводы, которые были предметом проверки и оценки судей нижестоящих инстанций, признаны несостоятельными.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания доказательств по делу недопустимыми не имеется. Акт проверки составлен по результатам проведенной проверки полномочным должностным лицом. Нарушений требований к организации и осуществлению проверки из материалов дела не усматривается. Основания полагать, что должностное лицо вышло за пределы проверки, отсутствуют. Доводы об отсутствии при проверке конкретных участков ул. 1-я Береговая (район дамбы), мкр. Южный, Панин Бугор, Левобережье, пос. Сумкино, ул. Набережная начальника отдела пожарной безопасности МКУ "Управления по ГОЧС г. Тобольска" ФИО1 были предметом проверки и обосновано отклонены, не свидетельствуют о нарушении порядка проведения проверки. Как следует из материалов дела, о проведении проверки администрация уведомлялась надлежащим образом, с результатами проверки, с актом проверки представитель администрации ознакомлен, копию акта получил, замечаний к акту относительно его содержания не поступило. Требованиям допустимости акт (как и составленные на его основании протокол) отвечает, оснований не доверять содержащимся в нем сведениям не имеется.
В настоящем случае обстоятельства того, что (на вышеуказанных участках и территориях) территория населенного пункта г. Тобольска не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения, на территории городского округа не выполнены устройства пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, в границах территории населенного пункта г. Тобольска не произведена своевременная уборка сухой растительности и покос травы, в границах территории городских лесов г. Тобольска допускается использование открытого огня под кронами деревьев хвойных пород, подтверждены надлежащими доказательствами и сомнений не вызывают.
Данные обстоятельства указывают на нарушение требований пожарной безопасности и на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о том, что администрация г. Тобольска не является надлежащим субъектом также были обоснованно отклонены. Именно на администрацию г. Тобольска (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, администрация является лицом, ответственным за соблюдение соответствующих закрепленных в нормативных актах обязательных требований пожарной безопасности на территории г. Тобольска.
Статус муниципального образования как городского округа, вопреки доводам жалобы, не указывает об отсутствии ответственности органа местного самоуправления - администрации г. Тобольска за соблюдение нормативных требований в части обеспечения территорий населенных пунктов, а также находящихся на них зданий и сооружений источниками наружного противопожарного водоснабжения, закрепленных положениями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правил противопожарного режима. Отсутствие на спорных территориях земельных участков г. Тобольска застройки, а также отсутствии на них объектов защиты, вопреки доводам заявителя, не исключает необходимости соблюдения данных требований пожарной безопасности на территории, находящейся в границах муниципального образования.
Доводы о том, что субъектом административного правонарушения, выразившегося в нарушении пункта 9 приложения N4 Правил противопожарного режима, а именно в использовании открытого огня под кронами деревьев хвойных пород по адресу: г. Тобольск, ул. Алемасовская является ООО "Курорт Алемасово", а не администрация г. Тобольска, несостоятельны, поскольку администрация должна обеспечить контроль за соблюдением вышеуказанных норм при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима.
Действия администрации г. Тобольска правильно квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, ответственным лицом за их соблюдением является администрация г. Тобольска, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что администрацией предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии защитника администрации г. Тобольска в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены сведения, необходимые для разрешения дела. Права защитнику разъяснены, с протоколом он был ознакомлен, копия протокола вручена, право дать объяснения относительно вмененного нарушения предоставлено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
По результатам рассмотрения дела вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание в виде административного штрафа назначено с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией нормы, назначенное наказание является законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В настоящем случае должностное лицо, рассмотревшее дело, установив наличие события административного правонарушения, выяснив его причины и условия, внес полномочному лицу представление о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению. Оснований для отмены представления не имеется.
При пересмотре дела по жалобам судьями городского и областного судов дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка, вынесены законные и обоснованные решения.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление главного государственного инспектора по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому муниципальным районам по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Тобольский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области N 30 от 12 мая 2023 года, представление главного государственного инспектора по г. Тобольску, Тобольскому, Вагайскому муниципальным районам по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы "Тобольский" УНДиПР ГУ МЧС России по Тюменской области N 30 от 12 мая 2023 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, решение судьи Тобольского городского суда Тюменской области от 7 ноября 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 18 декабря 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Тобольска оставить без изменения, жалобу защитника администрации г. Тобольска Шишкина М.Н. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения администрации к ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки. Администрация была оштрафована и обязана устранить причины правонарушения. Жалоба защитника на отмену решений судов первой и апелляционной инстанций была отклонена, так как доводы не подтвердили наличие оснований для изменения или отмены судебных актов.