Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А.
Судей Сапрыкиной Н.И, Храмцовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-392/2023 по иску Прокурора Березовского района к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования "Березовская детская школа искусств", Администрации Березовского района об устранении нарушений антитеррористической защищенности, по кассационной жалобе Администрации Березовского района на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 декабря 2023 года, Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Березовского района обратился с иском в суд к МАУ ДО "Березовская детская школа", Администрации Березовского района о возложении обязанности на администрацию Березовского района обеспечить не позднее 29 февраля 2024 года финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности МАУ ДО "Березовская детская школа искусств", расположенного по адресу: "данные изъяты": по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима, осуществлению контроля за ними; по оборудованию прилегающей к объекту территории системой наружного освещения и системой видеонаблюдения; по оборудованию объекта системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; по организации санкционированного допуска граждан на территорию объекта, в том числе путем строительства соответствующего заграждения. Обязать МАУ ДО "Березовская детская школа искусств" до 29 февраля 2024 года реализовать указанные мероприятия по антитеррористической защищенности названного объекта.
В обоснование иска указано, что в результате проведения проверки соблюдения требований антитеррористической защищенности в МАУ ДО "Березовская детская школа искусств" выявлено осуществление школой деятельности в области культуры по адресу: "данные изъяты". Учредителем и собственником имущества учреждения является администрация Березовского района. По результатам проведенного категорирования в отношении данного объекта разработан в установленном законом порядке паспорт безопасности, объекту присвоена 2 категория опасности. На момент проверки объект функционировал с нарушениями требований антитеррористической защищенности, для устранения которых прокурором вынесено представление. В течение месячного срока рассмотрения акта прокурорского реагирования ряд нарушений антитеррористической защищенности учреждением не устранен, по состоянию на 16 июня 2023 года не обеспечен пропускной и внутриобъектовый режим и осуществление контроля за ними, а именно: имеется неконтролируемый (бесконтрольный) вход лиц на территорию объекта, на территории объекта отсутствует ограждение, соответствующее установленным требованиям, объект не оснащен системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, прилегающая к объекту территория не в полном объеме оснащена освещением и видеонаблюдением. Наличие указанных нарушений не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов, ставит под угрозу жизнь и здоровье как несовершеннолетних учащихся, так и работников, а также иных лиц.
Решением Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 декабря 2023 года, исковые требования прокурора Березовского района удовлетворены частично. На муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Березовская детская школа искусств" в срок до 01 сентября 2024 года возложена обязанность реализовать следующие мероприятия по антитеррористической защищенности объекта, расположенного по адресу: ул. Молодежная д.18 п.Игрим: обеспечить пропускной и внутриобъектовой режим и осуществлять контроль за ним; оборудовать объект системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе с трансляцией речевых сообщений через микрофон; организовать санкционированный допуск транспортных средств на территорию объекта, в том числе путем строительства соответствующего заграждения.
На администрацию Березовского района в срок до 01 сентября 2024 года возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по антитеррористической защищенности отделения МАУ ДО "Березовская детская школа искусств", расположенного по адресу: "данные изъяты": обеспечить пропускной и внутриобъектовой режим и осуществлять контроль за ним; оборудовать объект системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе с трансляцией речевых сообщений через микрофон; организовать санкционированный допуск транспортных средств на территорию объекта, в том числе путем строительства соответствующего заграждения. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене судебных актов. В обоснование жалобы указывает на неправомерное применение постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", так как в соответствии с уставом МАУ ДО "Березовская детская школа искусств" является учреждением дополнительного образования и является учреждением культуры. Полагает, что осуществление физической охраны учреждения сотрудниками ООО ЧОО "Городской центр безопасности" является надлежащим исполнением учреждением требований, установленных Постановлением Правительства N 176, однако основания по которым указанное доказательство не принято судами, в обжалуемых решениях не приведены. Круглосуточное нахождение в учреждении сотрудников ЧОПа не предусмотрено требованиями N 176. Обжалуемые решения в части обеспечения пропускного и внутриобъектового режима и осуществления контроля за ним противоречат целям гражданского судопроизводства, поскольку не направлено на восстановление нарушенных прав в связи с тем, что ответчиками требования по антитеррористической защищенности в обжалуемой части соблюдены.
Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в возражениях на кассационную жалобу указала на необоснованность изложенных в ней доводов, просила об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы без удовлетворения.
Принявшая участие в судебном заседании в суде кассационной инстанции прокурор седьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г.Челябинске) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Павлова О.А. указала на необоснованность доводов кассационной жалобы, отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Иные, участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что МАУ ДО "Березовская детская школа искусств" является автономным муниципальным учреждением, созданным в целях предоставления дополнительного образования детям. Учредителем школы является муниципальное образование Березовский район. Собственником имущества школы является муниципальное образование Березовский район. Целями деятельности учреждения является реализация дополнительных образовательных программ в интересах удовлетворения потребностей граждан, общества, государства в сфере искусства и культуры (устав учреждения).
Деятельность школы осуществляется по адресу: "данные изъяты"
По результатам проверки 24 марта 2023 года установлено, что объект, в котором МАУ ДО "Березовская детская школа искусств" осуществляет деятельность, действительно имеет указанные прокурором недостатки и нарушения требований антитеррористической защищенности, указанное обстоятельство не оспаривалось ответчиками в ходе производства по делу.
Удовлетворяя исковые требований прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006, исходил из того, что до настоящего времени доказательств устранения выявленных нарушений суду первой инстанции не представлено в соответствие с требованиями законодательства об антитеррористической защищенности, что не обеспечивает антитеррористическую защищенность территории школы, затрудняет или делает невозможным воспрепятствование неправомерному проникновению на территорию школы посторонних лиц, транспортных средств, исключение их бесконтрольного пребывания на территории образовательного учреждения.
Суд апелляционной инстанции поддержал решение суда о возложении на ответчиков обязанности финансировать и реализовать мероприятия по антитеррористической защищенности объекта.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и второй инстанций судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы, не усматривает.
Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, а также доказательства, принятые судами во внимание, и их оценка подробно приведены в судебных актах.
Доводы автора кассационной жалобы, обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Принимая во внимание, что и постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года N 176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", и постановление от 02 августа 2019 года N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" устанавливают необходимые требования к антитеррористической защищенности объектов, а согласно уставу МАУ ДО "Березовская детская школа искусств" относится не только к учреждению культуры, но и является одновременно образовательной организацией, по результатам проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения в части соблюдения требований, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 176, которые в своем правовом регулировании совпадают с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", доводы кассационной жалобы о неправомерном применении судами постановления Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" подлежат отклонению.
Установив, что обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов в целях выполнения требования комплексной безопасности учреждения, на объекте (территории) МАУ ДО "Березовская детская школа искусств" в нарушение положений п.26 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года N 176 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", предусматривающих круглосуточную профессиональную физическую охрану, фактически осуществляется исключительно в дневное время, в рабочие дни, в период нахождения детей, посетителей, сотрудников с 09.00 до 19.00 (Пн.-Сб.), выходной-воскресенье, суды, вопреки доводов кассационной жалобы, пришли к обоснованному выводу о несоблюдении МАУ ДО "Березовская детская школа искусств" обязанности по исполнению мероприятий в сфере антитеррористической защищенности объектов культуры.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы нижестоящие суды с достаточной полнотой исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы судов не противоречат материалам дела и закону, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно. Безусловных оснований к отмене состоявшихся судебных актов по материалам дела не установлено.
Несогласие автора кассационной жалобы с данной судами первой и апелляционной инстанций оценкой доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с ч.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принимая во внимание, что кассационная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм права, которые в силу ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Березовского района - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.