Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Жуковой Н.А, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-5517/2023 по иску прокуратура Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах Панова Александра Михайловича к администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности, по кассационной жалобе администрации города Екатеринбурга на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 01 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кустикова А.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах инвалида второй группы Панова А.М. обратился в суд с иском к администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. "данные изъяты", с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В обоснование иска указал, что по результатам проверки по обращению Панова А.М. установлено, что 23 декабря 2021 года межмуниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов проведено обследование жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома по адресу: "данные изъяты". По результатам обследования комиссией принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает Панов А.М, в целях приспособления жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме с учетом его потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности. Акт комиссии 02 февраля 2022 года был направлен в Министерство социальной политики Свердловской области для рассмотрения вопроса проведения проверки экономической целесообразности, документы возвращены с рекомендацией проведения проверки экономической целесообразности администрацией г.Екатеринбурга. До настоящего времени проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта не проведено.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 01 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 ноября 2023 года, исковые требования удовлетворены, на администрацию г. Екатеринбурга возложена обязанность провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", в котором проживает Панов А.М, "данные изъяты", с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе представитель администрации г.Екатеринбурга ставит вопрос об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 апреля 2024 года представителю администрации г. Екатеринбурга отказано в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании посредством веб-конференции.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Министерства социальной политики Свердловской области и прокурор Свердловской области просят оставить ее без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, сведения о причинах неявки не представили. Информация о рассмотрении дела также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы гражданского дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Панов А.М, которому установлена вторая группа инвалидности, проживает по адресу: "данные изъяты".
На основании акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает Панов А.М, от 23 декабря 2021 года комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах установлено, что Панов А.М. передвигается исключительно с помощью кресла-коляски, отмечает невозможность выхода на улицу, общее имущество в многоквартирном доме имеет следующие несоответствия, препятствующие выходу из квартиры на улицу: не соответствует высота порога при входе в многоквартирный дом, не соответствует размер входной площадки крыльца многоквартирного дома, отсутствует пандус крыльца многоквартирного дома, входная дверь в дом не имеет контрастную окраску, ширина (раскрываемого) наружного дверного проема менее установленной нормы, не соответствуют размеры тамбура, меньше нормы ширина внеквартирных коридоров и проемов.
Комиссией принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает Панов А.М, в целях приспособления общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. До настоящего времени такая проверка не проведена.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 7, 72 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 4, 5, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктами 2, 3, 10, 15 постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", положениями приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2017 года N 583/пр "Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида", постановления Правительства Свердловской области от 21 июля 2017 года N516-ПП "Об определении исполнительного органа государственной власти Свердловской области, уполномоченного на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания,
и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", постановления Правительства Свердловской области от 12 мая 2012 года N485-ПП "О Министерстве социальной политики Свердловской области", приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 15 марта 2018 года N67 "Об отдельных вопросах реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, необходимости их удовлетворения путем возложения на Администрацию города Екатеринбурга обязанности по проведению проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает Панов А.М, установив срок выполнения данной обязанности - три месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Отклоняя доводы ответчика о том, что уполномоченным органом по проведению проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) является Министерство социальной политики Свердловской области, поэтому оно должно проводить такую проверку, суд первой инстанции указал, что с учетом правового регулирования на Министерство социальной политики Свердловской области как на уполномоченный орган возложена обязанность не по непосредственному проведению, а по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Суд первой инстанции также отметил, что в целях обеспечения проведения мер по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме к потребностям инвалида в соответствии с приведенным нормативным регулированием Министерство социальной политики Свердловской области уполномочено на создание региональной комиссии в отношении жилых помещений входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, органом, уполномоченным на проведение оценки экономической целесообразности в отношении помещения, в котором проживает инвалид, является администрация г. Екатеринбурга.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив со ссылкой на статью 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", что расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры могут быть не только государственными, но и муниципальными, в связи с чем доводы ответчика об отсутствии у администрации г. Екатеринбурга обязанности по проведению оценки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, где проживает инвалид, с учетом обеспечения условий для доступности жилья для инвалида признал несостоятельными.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела нет доказательств того, что Министерством социальной политики Свердловской области выполнено обеспечение проведения такой оценки, суд апелляционной инстанции указал, что уполномоченному на проведение такой оценки органу (администрации г. Екатеринбурга) направлено письмо о необходимости проведения данной оценки и такие действия являются достаточными при координации проведения оценки, в том числе с учетом указанной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 689-О-О правовой позиции о том, что финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с постановленными судебными актами и считает, что они приняты в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что судебные акты не могут заменять решения уполномоченных органов и нарушать принцип разделения властей, установленный Конституцией Российской Федерации; муниципальные органы имеют ограниченные полномочия в обеспечении доступа инвалидов к инфраструктуре и услугам, и не могут самостоятельно устранять нарушения за счет местного бюджета, а могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, но это не является их обязанностью; расходные обязательства различных уровней власти четко разграничены, и социальная защита инвалидов не входит в обязанности муниципалитета; деятельность в рамках муниципального контроля подразумевает проведение в установленном порядке обследования и при выявлении нарушения направление требования ответственному лицу, но не фактическое устранение выявленного нарушения своими силами и за счет собственных средств; в Свердловской области за приспособление жилья инвалидов и проверку экономической целесообразности таких мероприятий отвечает Министерство социальной политики, комиссия приняла решение и направила запрос в Министерство социальной политики о проведении проверки экономической целесообразности, между тем, Министерство не выполнило проверку и не предоставило доказательств её проведения или невозможности проведения; суд не может возлагать на муниципальные органы обязанности, выходящие за рамки их компетенции и финансовых возможностей, в действующем законодательстве отсутствуют нормы, делегирующие муниципальным органам полномочия по проверке экономической целесообразности жилья инвалидов и необоснованное исполнение возлагаемого судом обязательства ненадлежащим лицом в нарушение норм действующего законодательства, в том числе норм бюджетного законодательства, повлечет нецелевое расходование бюджетных средств, наказание в виде привлечения соответствующих лиц к ответственности, что недопустимо, отклоняются судебной коллегией, поскольку они являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 и пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статями 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации к вопросам местного значения городского поселения и городского округа относятся обеспечение проживающих на его территории и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктами 5 и 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно пунктам 52, 53 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: участия в обеспечении социальной защиты инвалидов, обеспечении образования инвалидов, обеспечении доступа инвалидов к информации, организации социально-бытового обслуживания инвалидов; участия в обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в пределах установленных полномочий.
В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления разграничены расходные обязательства между всеми уровнями публичной власти в Российской Федерации и на их основе закреплены на постоянной основе стабильные доходные источники за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. При этом при определении перечня доходов, в том числе налоговых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты, учитывались такие принципы как равномерность размещения их доходной базы по территории региона, степень их мобильности, взаимосвязь с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.
В случае недостаточности средств местного бюджета бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание финансовой помощи местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов, в том числе, путем предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов, например, в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из регионального бюджета; субсидий из федерального и (или) региональных бюджетов в целях софинансирования расходов органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Такая правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 N 689-О-О, согласно которой органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления, как наиболее приближенного к населению уровня власти, в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы обеспечение условий проживания инвалидов реализуются органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, с учетом возможной финансовой поддержкой из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 N649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", (далее - Правила) доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (подпункт "а" пункта 4 Правил).
В соответствии с пунктом 6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условии их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу абзаца 3 пункта 3 Правил координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пункт 10 Правил определяет, что порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.
На Министерство социальной политики Свердловской области постановлением Правительства Свердловской области от 21 июля 2017 года N516-ПП "Об определении исполнительного органа государственной власти Свердловской области, уполномоченного на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" возложена обязанность по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 15 марта 2018 года N 67 утверждены Положения о региональной и муниципальной комиссиях по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Пунктом 1 Положения о региональной комиссии предусмотрено, что оно устанавливает порядок создания и работы региональной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Пунктом 1 Положения о муниципальной комиссии предусмотрено, что оно устанавливает порядок создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Судами первой и апелляционной инстанции верно применены нормы материального права и установлено, что на Министерство социальной политики Свердловской области, как на уполномоченный орган, возложена обязанность лишь по координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, используемых для постоянного проживания инвалидов, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Нормативные правовые акты, возлагающие на муниципальные комиссии органа местного самоуправления обязанность проводить проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, в установленном законом порядке незаконными и недействующими не признаны.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику по другим регионам правильность выводов судов не опровергают. Суд обязан принимать решение, исходя из действующего правового регулирования, установленных по делу фактов, следовательно, выводы, содержащиеся в решениях иных судов по другим делам, не могут нарушать единообразие толкования и применения норм права и вступать в противоречие с выводами судов по настоящему делу, так как законодательством Российской Федерации прецедент как источник права не предусмотрен.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 01 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.