Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Жуковой Н.А, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-6626/2023 по иску Бродецкого Сергея Викторовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить период в специальный стаж, выплатить пенсию, по кассационной жалобе Бродецкого Сергея Викторовича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 04 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, объяснения истца Бродецкого С.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бродецкий С.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее - ОСФР по Тюменской области) о признании незаконным решения от 21 января 2022 года об отказе в досрочном назначении пенсии; возложении обязанности суммировать периоды службы с 05 мая 1998 года по 27 марта 2001 года со стажем работы в районах Крайнего Севера и назначить пенсию в соответствии со статьей 88 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1) с 13 февраля 2022 года; возложении обязанности выплатить незаконно не назначенную и невыплаченную пенсию с учетом единовременной компенсации за 2022 год и ежегодной индексации с 01 января 2023 года за период с 13 февраля 2022 года по настоящее время.
В обоснование иска указал, что обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Тюмени с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости с 13 февраля 2022 года, однако решением от 21 января 2022 года ему было отказано. С указанным решением он не согласен, так как в период с 06 июля 1992 года по 27 марта 2001 года работал в таможенных органах в районе Крайнего Севера, 05 мая 1998 года был переведен на службу по контракту по прежнему месту трудовой деятельности и в той же должности, однако ответчик период с 05 мая 1998 года по 27 март 2001 года в специальный стаж не зачел.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 10 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 04 декабря 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Бродецкий С.В. ставит вопрос об отмене судебных актов первой и апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика ОСФР по Тюменской области, сведения о причинах неявки не представил. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав истца, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17 января 2022 года Бродецкий С.В. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Тюмени с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Решением пенсионного органа от 21 января 2022 года истцу было отказано в назначении пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием права и сообщено, что его стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 13 лет 01 месяц 25 дней, право на досрочную пенсию наступит в возрасте "данные изъяты", то есть с 13 апреля 2024 года. При этом в стаж работы в районах Крайнего Севера не включен спорный период с 05 мая 1998 года по 27 марта 2001 года.
Как следует из трудовой книжки, Бродецкий С.В, с 06 июля 1992 года принят на работу инспектором Ново-Уренгойского таможенного поста Тюменской области, 31 августа 1995 года уволен в порядке перевода в Новоуренгойскую таможню, 05 мая 1998 года переведен на службу в таможенных органах Российской Федерации по контракту, уволен со службы 27 марта 2001 года.
Из архивной справки от 12 октября 2020 года N 108 следует, что Бродецкий С.В. с 06 июня 1992 года по 27 марта 2001 года проходил службу в Тюменской таможне, Новоуренгойской таможне в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, выслуга лет на пенсию Бродецкого С.В. в таможенных органах Российской Федерации, составляет 10 лет 08 месяцев 12 дней, льготная - 3 года 10 месяцев 0 дней, всего 14 лет 6 месяцев 15 дней.
Бродецкий С.В. ранее уже обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, в чем по решению от 15 февраля 2021 года ему было отказано. Данное решение было истцом обжаловано в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 15 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 декабря 2021 года, в удовлетворении исковых требований Бродецкого С.В. к Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Тюмени о признании незаконным решения N Б-216-640-21 от 15 февраля 2021 года об отказе во внесении изменений в индивидуальный лицевой счет и зачете периода службы в таможенных органах с 05 мая 1998 года по 27 марта 2001 года в специальный (северный) страховой стаж; обязании включить период его службы в таможенных органах с 05 мая 1998 года по 27 марта 2001 года в специальный (северный) страховой стаж; обязании присвоить статус предпенсионера с 13 августа 2020 года и установить срок выхода на пенсию с 13 февраля 2022 года, отказано.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2022 года решение Центрального районного суда г. Тюмени от 15 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 декабря 2021 года оставлено без изменения, кассационная жалоба Бродецкого С.В. - без удовлетворения.
Не согласившись с решением об отказе в назначении пенсии от 21 января 2022 года, истец обращался в суд и решением Центрального районного суда г. Тюмени от 07 июня 2022 года исковые требования Бродецкого С.В. к государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о признании незаконным решения от 21 января 2022 года об отказе в досрочном назначении пенсии и рассмотрении периода службы по пункту N6, возложении обязанности рассмотреть заявление от 17 января 2022 года в установленные сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и ранее вынесенными судебными решениями, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 29 августа 2022 года и определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2022 года указанное решение суда оставлено без изменения.
30 мая 2022 года на обращение истца ОСФР по Тюменской области дано разъяснение о невозможности включения спорного периода в стаж работы и назначении пенсии с указанной истцом даты.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 12, 32, 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что действующим и ранее действующим пенсионным законодательством не предусмотрен зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленными судами судебными актами и считает, что они приняты в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что период прохождения службы в таможенных органах в районах Крайнего Севера подлежит суммированию со стажем работы в районах Крайнего Севера, что прямо предусмотрено Федеральным законом от 04 июня 2011 года N126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, которые судом не применены при разрешении спора, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, нормы права, на которые истец ссылается в жалобе вопросы назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях не регламентируют.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к этому Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Суммы денежного довольствия, получаемого сотрудниками таможенных органов, не подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, поскольку в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и статьей 10 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" выплата пенсий сотрудникам таможенных органов обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, так согласно пункту 1 части 1 этой статьи в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В период прохождения истцом службы в таможенных органах действовал Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2002 года.
В соответствии со статьей 14 этого Закона пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй данной статьи. К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждается Правительством Российской Федерации.
В общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве (статья 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1).
В силу статьи 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 этого Закона.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 28 января 2016 года N 48-О, от 24 апреля 2018 года N 946-О, от 20 июля 2023 года N 1876-О, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Из названных норм пенсионного права, действовавших в спорный период и действующих в настоящее время, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что периоды службы в таможенных органах для назначения страховой пенсии по старости включаются только в страховой (общий трудовой) стаж, но не засчитываются в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Предметом спора зачет периода службы в страховой стаж не являлся, истец настаивал на включении этого периода в стаж работы в районе Крайнего Севера, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, вопреки доводам кассационной жалобы оснований для включения спорного периода в указанный специальный стаж у судов не имелось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на субъективном толковании истцом норм материального права, которое не может служить основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 04 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бродецкого Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.