Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Жуковой Н.А, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-761/2023 по иску Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области к Зенкову Александру Николаевичу о взыскании суммы предоставленной субсидии, неустойки, по кассационной жалобе Зенкова Александра Николаевича на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 02 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения представителя Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области Капустиной М.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее также - Министерство) обратилось с иском в суд к Зенкову А.Н. о взыскании в пользу Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области 3 064 635 руб, в том числе субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса по направлению "предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" в размере 2 961 000 руб, неустойки в размере 103 635 руб.
В обоснование иска указано, что 21 июля 2017 года с индивидуальным предпринимателем и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Зенковым А.Н. заключено соглашение N 504 о предоставлении из областного бюджета гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - соглашение от 21 июля 2017 года N 504) в целях достижения показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в размере 2 961 000 руб.
Средства гранта, предоставляемые в целях приобретения трактора, пресс-подборщика и 13 голов крупного рогатого скота мясного направления были перечислены на счет ответчика в ПАО "Уралтрансбанк" в полном объеме 01 августа 2017 года.
Согласно положениям пунктов 128-130 Порядка предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2017 года N 76-ПП, в редакции от 31 мая 2017 года (далее - Порядок предоставления субсидии), содержание которых в полном объеме приведены в пунктах 3.6 и 5.3 заключенного сторонами соглашения, получение гранта ответчиком обусловлено принятыми им обязательствами по осуществлению деятельности хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта, регистрации за собой и использованию имущества, приобретенного с использованием средств гранта, на территории Свердловской области исключительно на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, с запретом его отчуждения, передачи в пользование или аренду, дарения, обмена или взноса в виде пая (вклада) или отчуждения иным образом в течение 5 лет со дня получения гранта, созданию двух новых постоянных рабочих места, осуществлению деятельности и сохранению созданных новых постоянных рабочих мест не менее 5 лет после получения гранта.
Таким образом, ответчик должен был осуществлять деятельность возглавляемого им крестьянского (фермерского) хозяйства, не отчуждать и использовать имущество, приобретенное за счет гранта, до 01 августа 2022 года.
В ходе проверки соблюдения ответчиком условий предоставления гранта, 18 ноября 2022 года был совершен выезд по адресу крестьянского (фермерского) хозяйства, установлено, что ответчик по данному адресу не проживает, скот и сельскохозяйственная техника отсутствуют. Информация о смене юридического адреса и местонахождения хозяйства не поступала. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 27 мая 2022 года ответчик прекратил деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, по данным базы государственного технического надзора 06 июня 2022 года произвел снятие с регистрационного учета и продажу трактора, приобретенного за счет средств гранта.
Поскольку ответчиком нарушены условия предоставления гранта, направленные ему требования от 16 декабря 2022 года и 27 апреля 2023 года о возврате гранта не исполнены, срок для добровольного возврата средств гранта в областной бюджет истек, Министерство обратилось с иском в суд.
Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 02 октября 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Зенкова А.Н. в бюджет Свердловской области в лице Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области взыскана субсидия на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса по направлению "предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" в размере 2 961 000 руб, неустойка в размере 103635 руб. С Зенкова А.Н. в доход местного бюджета муниципального образования город Алапаевск взыскана государственная пошлина в сумме 23523 руб. 18 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Свердловского областного суда от 16 января 2024 года решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 02 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Зенков А.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов по мотивам неверного определения обстоятельств по делу, нарушения норм материального и процессуального права, просит принять по делу новое решение либо направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
На кассационную жалобу поступили возражения истца Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, в которых просит решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 02 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 января 2024 года оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 08 мая 2024 года ходатайство Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу также заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились ответчик и представитель третьего лица, сведения о причинах неявки не представили. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (главный распорядитель) и индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зенков А.Н. (грантополучатель), руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Свердловской области от 19 декабря 2016 года N131-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2017 года N76-ПП "Об утверждении порядка предоставлении субсидий на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 29 января 2013 года N110-ПП и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области", приказом Министерства финансов Свердловской области от 26 декабря 2016 года N510 "Об утверждении типовых форм договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из областного бюджета", заключили соглашение от 21 июля 2017 года N504 о предоставлении из областного бюджета гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, по условиям которого грантополучателю предоставлена из областного бюджета в 2017 году субсидия в целях финансового обеспечения затрат грантополучителя, связанных с приобретением имущества (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии со следующим его планом расходов: наименование приобретаемого имущества - крупный рогатый скот мясной породы, голов (единиц) 13, цена за единицу 110 000 руб.; пресс-подборщик, количество (единиц) 1, цена за единицу 560 000 руб.; трактор, количество (единиц) 1, цена за единицу 1 300 000 руб, итого затрат 3 290 000 руб, в том числе по источникам финансирования: грант на условиях софинансирования из федерального и областного бюджетов 2 390 000 руб, областной бюджет 571 000 руб, собственные средства (не менее 10%) 329 000
руб, размер гранта, предоставленного из областного бюджета, в соответствии с этим соглашением составил 2 961 000 руб. (пункты 1.1, 1.2, 2.1 соглашения).
Факт получения индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Зенковым А.Н. денежных средств по соглашению от 21 июля 2017 года N504 в общем размере 2 961 000 руб. подтвержден платежным поручением N664 от 26 июля 2017 года (на сумму 2390 000 руб.) и платежным поручением N665 от 26 июля 2017 года (на сумму 571 000 руб.)
Денежные средства поступили на счет индивидуального предпринимателя Зенкова А.Н, открытый в ПАО "Уралтрансбанк" 01 августа 2017 года (2390000 руб.) и 31 июля 2017 года (571000 руб.).
Таким образом, индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Зенкову А.Н. (грантополучателю), на основании соглашения от 21 июля 2017 года N504 о предоставлении из областного бюджета гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства был предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 2 961 000 руб, что ответчиком не оспаривалось.
Сумма предоставленного гранта израсходована Зенковым А.Н. в полном объеме, в течение 18 месяцев, что подтверждается представленными в материалы дела копией договора поставки N 17 от 19 августа 2017 года, предметом которого является передача Зенкову А.Н. пресс-подборщика "VELGER", платежным поручением N12 от 05 сентября 2017 года, подтверждающим оплату за пресс-подборщик, счетом-фактурой N26 от 05 сентября 2017 года, товарной накладной N26 от 05 сентября 2017 года, актом приема-передачи пресс-подборщика от 05 сентября 2017 года, актом N1 о приеме-передаче объекта основных средств - пресс-подборщика от 05 сентября 2017 года, договором поставки N6 от 29 марта 2018 года, предметом которого является передача ИП Зенкову А.Н. крупного рогатого скота мясной породы "Герефорд", счетом N07 от 29 марта 2018 года на оплату крупно-рогатого скота, товарной накладной N100 от 17 июля 2018 года, платежным поручением N4 от 04 апреля 2018 года, подтверждающим оплату за крупно-рогатый скот, квитанцией к приходному кассовому ордеру N05, актом приема-передачи крупно-рогатого скота N100 от 17 июля 2018 года, описью живых животных к указанному акту, ветеринарным свидетельством от 17 июля 2018 года, договором купли-продажи трактора от 17 ноября 2019 года, по условиям которого Русаков Ю.А. продал, а Зенков А.Н. купил трактор Беларус-82.1, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак N "данные изъяты", код 66, тип 3 по цене 1 300 000 руб, актом приема-передачи трактора от 17 ноября 2019 года, расходным кассовым ордером N4 от 17 ноября 2019 года, свидетельством о регистрации машины, паспортом самоходной машины, актом N3 приема-передачи объекта основных средств - трактора от 17 ноября 2019 года.
В силу подпункта 5 пункта 128 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2017 года N76-ПП (в редакции от 31 мая 2017 года, действующей на момент заключения соглашения от 21 июля 2017 года N504), одним из условий предоставления гранта являлось принятие грантополучателем на себя обязательства по осуществлению деятельности хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Пунктами 129 и 130 Порядка предоставления субсидий установлено, что имущество, приобретенное за счет гранта, в отношении которого необходимо осуществление государственной регистрации, должно быть зарегистрировано на главу крестьянского (фермерского) хозяйства - грантополучателя. Имущество, приобретенное с использованием средств гранта, должно использоваться на территории Свердловской области и исключительно на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и не подлежит отчуждению, передаче в пользование или аренду, дарению, обмену или взносу в виде пая (вклада) или отчуждению иным образом в течение 5 лет со дня получения гранта.
Данные условия также отражены в пунктах 3.6 и 5.3 соглашения от 21 июля 2017 года N504, заключенного с Зенковым А.Н.
Согласно пункту 3.6 соглашения от 21 июля 2017 года N504 грантополучатель не вправе отчуждать, продавать, передавать в пользование или аренду, дарить, обменивать, вносить в виде пая, вклада или отчуждать иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации имущество, приобретенное за счет средств гранта, в течение 5 лет со дня получения гранта.
В силу подпункта 5 пункта 5.3 соглашения от 21 июля 2017 года N504 грантополучатель обязуется зарегистрировать на главу крестьянского (фермерского) хозяйства имущество, приобретенное за счет средств гранта, использовать указанное имущество на территории Свердловской области и исключительно на развитие и осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства грантополучателя, не отчуждать (продавать, передавать в пользование или аренду, дарить, обменивать, вносить в виде пая или вклада) в течение 5 лет с даты получения гранта.
Согласно подпунктам 6 и 7 пункта 5.3 соглашения от 21 июля 2017 года N504 ответчик также обязался создать одно новое постоянное рабочее место на каждый 1 миллион рублей гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места на грант, в течение срока использования гранта; осуществлять деятельность и сохранять созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Следовательно, по условиям пунктов 128-130 Порядка предоставления субсидий и соглашения от 21 июля 2017 года N504 грантополучатель Зенков А.Н. должен был осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства и не отчуждать имущество, приобретенное за счет гранта, до 01 августа 2022 года.
Согласно подпункту 10 пункта 5.3 Соглашения грантополучатель обязуется представлять в территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Алапаевское управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области в сроки, установленные Порядком предоставления субсидии: отчеты о расходовании средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, достижении значений показателей результативности предоставления гранта и показателях деятельности грантополучателя по формам, утвержденным главным распорядителем; копии документов, подтверждающих целевое расходование средств гранта.
Пунктом 132 Порядка предоставления субсидии установлено, что грантополучатели текущего финансового года один раз в полгода в году предоставления гранта и по истечении 24 месяцев с даты получения гранта не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным периодом, предоставляют в территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области ? управления агропромышленного комплекса Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (с 01 апреля 2022 года - отделы сельского хозяйства Министерства) отчеты, по формам, утвержденным приказом Министерства (отчет о расходовании средств гранта и о достижении значений показателей результативности предоставления гранта), с приложением копий документов, подтверждающих целевое использование гранта в соответствии с планом расходов.
В силу пункта 133 Порядка предоставления субсидии ответчик обязан был представить в Алапаевское управление (Алапаевский отдел) отчеты о показателях деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в срок: до 15 января 2018 года - за 2017 год; до 15 января 2019 года - за 2018 год; до 15 января 2020 года - за 2019 год; до 15 января 2021 года - за 2020 год; до 15 января 2022 года - за 2021 год.
Обязательства по предоставлению отчетности о расходовании средств гранта, о достижении значений показателей результативности предоставления гранта; о показателях деятельности грантополучателя ответчик выполнил в полном объеме.
В силу подпунктов 4, 5 пункта 5.1 соглашения от 21 июля 2017 года N504 главный распорядитель обязан осуществлять контроль за соблюдением грантополучателем условий, целей, и порядка предоставления гранта. В случае, если грантоплучателем допущены нарушения условий предоставления гранта, нецелевое использование гранта, не достигнуты значения показателей результативности предоставления гранта, распорядитель обязан направить грантополучатенлю требования о возврате средств гранта или части гранта в областной бюджет в срок 15 рабочих дней с даты оформления акта проверки, а в случае недостижения значений показателей результативности - в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным.
В целях проверки соблюдения ответчиком условий предоставления гранта Министерством в октябре-ноябре 2022 года была проведена проверка в отношении Зенкова А.Н. В ходе проверки специалистами Алапаевского отдела сельского хозяйства 18 ноября 2022 года был совершен выезд по юридическому адресу крестьянского (фермерского) хозяйства: "данные изъяты" Данный адрес указан как юридический адрес крестьянского (фермерского) хозяйства в разделе 8 соглашения от 21 июля 2017 года N504, а также во всех отчетах, которые ответчик представлял в Алапаевский отдел сельского хозяйства до 10 января 2022 года.
Актом проверки правомерного получения и эффективного использования субсидии на содействие по достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса по направлению "предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" предоставленного из областного бюджета индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Зенкову А.Н. в 2017 году от 30 ноября 2022 года установлено, что посредством межведомственного электронного запроса в электронном виде от Федеральной налоговой службы Российской Федерации получена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 07 октября 2022 года N ИЭ9965-22-129842778, согласно которой 27 мая 2022 года грантополучатель Зенков А.Н. прекратил деятельность по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Кроме этого, согласно акту проверки сельскохозяйственного товаропроизводителя на наличие и сохранность маточного поголовья крупного рогатого скота, сельскохозяйственной техники, оборудования от 18 ноября 2022 года Министерством в отношении грантополучателя Зенкова А.Н. проведена выездная проверка в составе выездной комиссии Алапаевского отдела сельского хозяйства Министерства по адресу регистрации грантополучателя ("данные изъяты" Установлено, что по адресу регистрации грантополучатель не проживает. Приобретенные для сельскохозяйственного использования с привлечением средств гранта:
- пресс-подборщик WELGER RP 12 N 1712 16 784, - крупного-рогатый скот мясной породы "Герефорд" в количестве 13 голов, - трактор Беларус-82.1, "данные изъяты" года выпуска, государственный регистрационный знак N "данные изъяты", отсутствуют, местонахождение не известно.
По информации, предоставленной отделом государственного технического надзора Министерства 26 октября 2022 года за N 06-01-71/9173, трактор Беларус-82.1, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак N "данные изъяты" 3, зарегистрированный на гражданина Зенкова А.Н, 06 июня 2022 года снят с регистрационного учета.
В ходе проверки установлены факты отчуждения грантополучателем имущества, приобретенного на средства гранта, а также прекращения грантополучателем деятельности в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства ранее срока, установленного подпунктом 5 пункта 128 Порядка предоставления субсидии и подпункта 7 пункта 5.3 соглашения от 21 июля 2017 года N504.
Отражённые в акте результаты проверки также подтверждаются заявлением Зенкова А.Н. в инспекцию Гостехнадзора Алапаевского района от 06 июня 2022 года о снятии с учета трактора Беларус-82.1, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак N "данные изъяты" договором купли-продажи указанного трактора от 06 июня 2022 года, который был продан Зенковым А.Н. Молокову П.Ю. за 200 000 руб, а также выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении Зенкова А.Н. от 02 октября 2023 года.
По результатам проверки в акте проверки от 30 ноября 2022 года сделан вывод о том, что грантополучателем Зенковым А.Н. нарушены условия предоставления гранта и средства гранта подлежат возврату в областной бюджет.
Копия акта проверки и требование о возврате гранта от 16 декабря 2022 года N 06-01-82/25376 были направлены ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении на юридический адрес крестьянского (фермерского) хозяйства: Свердловская область, Алапаевский район, село Мугай, ул.Молодежная, д. 13, кв. 1. Согласно почтовым отчетам указанные документы им не получены.
27 апреля 2023 года Министерство повторно направило ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении копии акта проверки и требования о возврате гранта, но уже на адрес, указанный ответчиком в заявлении о снятии трактора с регистрационного учета: г.Алапаевск, ул. 3-го Интернационала, д. 29. Согласно отчету почтового отправления данное заказное письмо также не было получено ответчиком.
На момент рассмотрения спора указанные требования о возврате суммы гранта ответчиком не исполнены.
Поскольку требование о возврате средств гранта было оставлено ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с требованиями о взыскании средств гранта в полном объеме и неустойки за нарушение срока их возврата по изложенным в иске основаниям, а именно по причине нарушения ответчиком условий предоставления гранта, выразившихся в фактическом прекращении деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и отчуждении имущества до истечения 5 лет после получения гранта.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 10, 309, 310, 421, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2017 года N76-ПП, оценив в совокупности все фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства, установил, что по условиям Порядка предоставления субсидии и заключенного между сторонами соглашения от 21 июля 2017 года N504, с учетом предоставления средств гранта 01 августа 2017 года, ответчик должен был осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства и не отчуждать приобретенное за счет гранта имущество до 01 августа 2022 года включительно; в случае нарушения грантополучателем условий и целей предоставления гранта у Министерства возникает право требовать его возвращения, а на грантополучателе лежит обязанность возвратить полученную сумму гранта, поэтому пришел к выводу о том, что Зенков А.Н. не выполнил своих обязательств по соглашению от 21 июля 2017 года N504 и нарушил условия предоставления гранта, поскольку не осуществлял деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта, произвел отчуждение имущества (трактора), приобретенного с использованием средств гранта, в течение 5 лет со дня его получения. Тем самым допустил нарушения пунктов 3.6 и 5.3. соглашения от 21 июля 2017 года N504, что является основанием для возврата полученных средств гранта в заявленном размере.
Отклоняя доводы ответчика о введении его в заблуждение сотрудником Алапаевского отдела сельского хозяйства Глухих О.Н, суд первой инстанции указал, что допрошенные в судебном заседании сотрудники Алапаевского отдела сельского хозяйства и Министерства в качестве свидетелей Глухих О.Н, Ковалева Л.Н. пояснили, что никто из сотрудников Министерства не разъяснял и не мог разъяснить Зенкову А.Н. о том, что он может прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и отчуждать имущество ранее истечения 5-летнего срока с момента получения гранта. Оценивая представленную в материалы дела переписку в мессенджере Зенкова А.Н. со свидетелем Глухих О.Н, суд первой инстанции установил, что она не подтверждает то обстоятельство, что сотрудник Глухих О.Н. разъясняла Зенкову А.Н. право на досрочное прекращение деятельности. В представленной переписке от 19 апреля 2022 года после фразы "Сашу можно закрыть" следует вопрос ответчика: "Коров можно продать? Или все таки лучше до осени?", на который ответа со стороны Глухих О.Н. не последовало. По поводу фразы: "Сашу можно закрыть" свидетель "данные изъяты" пояснила, что данная фраза относилась только к предоставлению отчетности по использованию средств гранта и не подразумевала ничего иного.
Удовлетворяя требования истца о взыскании с ответчика неустойки, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 определения от 21 декабря 2000 года N263-О, разъяснениями, данными в пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", установил, что Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области 16 декабря 2022 года в адрес Зенкова А.Н. направлено требование о возврате субсидии, по юридическому адресу крестьянского (фермерского) хозяйства: "данные изъяты", которое прибыло в место вручения 20 декабря 2022 года, однако ответчиком не получено и в течение 30 дней в добровольном порядке данное требование Зенковым А.Н. не исполнено. Учитывая изложенное суд пришел к выводу, что неустойка подлежит начислению за период с 20 января 2023 года по 08 июня 2023 года, размер неустойки, начисленной на сумму невозвращенного гранта, в размере 2 961 000 руб. за указанный период составит 103 635 руб. Оснований для снижения неустойки суд первой инстанции не усмотрел, поскольку она соразмерна последствиям, которые возникли в результате ненадлежащего исполнения ответчиком, взятых на себя обязательств по соглашению о предоставлении гранта, стороной ответчика о несоразмерности исчисленной неустойки не заявлялось.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев дело в пределах доводов кассационной жалобы, соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судом применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе Зенков А.Н. указал, что условие о возврате гранта в полном объеме при нарушении условий предоставления гранта не предусмотрено ни законом, ни соглашением сторон, истец обратного не обосновал. В полном объеме возврат гранта истец правомочен требовать в случае, если грантополучатель нарушил условия при получении гранта, в связи с чем получил грант неправомерно, не имея на то прав, а потому обязан его вернуть полностью. В иных случаях возврат гранта должен производиться с учетом характера допущенных нарушений и факта недобросовестного поведения получателя денежных средств. Истец не обосновал, в связи с чем он заявил требование о взыскании гранта полностью, в то время как закон и соглашение сторон допускают при несоблюдении условий предоставления гранта как полный, так и частичный его возврат. Злостность и последствия такого нарушения явно не соотносятся с требованием возврата гранта в 100-процентном размере. Какой-либо оценки суды указанным положениям условий соглашения не дали. Более того, суд апелляционной инстанции исказил и своевольно дополнил содержание Порядка предоставления субсидии, указав, что нарушения являются основанием для истребования гранта в бюджет в полном объеме. Указанные доводы судами не проверялись, однако, они имеют существенное юридическое значение, поскольку влияют на размер подлежащей возврату суммы займа. По смыслу действовавшего в спорный период правового регулирования, возврат гранта предусмотрен только в случае, если грантополучателем не достигнуты показатели результативности предоставления гранта при условии соблюдения порядка возврата. Истец не ссылается на недостижение им показателей результативности предоставления гранта, напротив, в материалы дела представлены документы о достижении таких показателей.
Указанные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату заключения соглашения от 21 июля 2017 года N504) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 этой статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 этой статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года N 887, действовавших на дату заключения соглашения от 21 июля 2017 года N504, требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение включают: а) требование об обязательной проверке главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий; б) следующие меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий: порядок и сроки возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом: в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля; в случае недостижения показателей, указанных в подпункте "з" пункта 4 данного документа; штрафные санкции (при необходимости); иные меры ответственности, определенные правовым актом.
Согласно пункту 7 Порядка предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 15 февраля 2017 года N 76-ПП, (здесь и далее приводится в редакции, действовавшей на дату заключения соглашения от 21 июля 2017 года N504) субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между Министерством и получателем (заемщиком, грантополучателем) и подготовленного в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Свердловской области (далее - соглашение о предоставлении субсидии).
Особенности предоставления субсидии по направлению "Предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" предусмотрены в главе 12 Порядка предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 127 Порядка предоставления субсидии грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - денежные средства, выделяемые из федерального и областного бюджетов и перечисляемые на счет грантополучателя, открытый в кредитной организации, для софинансирования не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N717, затрат на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, включая: 1) приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; 2) разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; 3) приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений, сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию; 4) строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; 5) подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек, сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо-, теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре; 6) приобретение сельскохозяйственных животных; 7) приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автотранспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции; 8) приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений; 9) приобретение удобрений
и ядохимикатов.
В силу пункта 128 Порядка предоставления субсидии грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства предоставляется грантополучателю в размере, определяемом конкурсной комиссией по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Комиссия), с учетом собственных средств Грантополучателя, его планов расходов в целях, указанных в пункте 127 этого Порядка, и с учетом следующих условий:
1) размер гранта в расчете на одного начинающего фермера определяется Комиссией и не превышает: 3 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат - для разведения крупного рогатого скота мясного и молочного направлений; 1, 5 млн. рублей, но не более 90 процентов затрат - для ведения иных видов деятельности;
2) грантополучатель обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости каждого наименования (статьи) расхода, указанного в плане расходов;
3) расходование гранта осуществляется в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет грантополучателя;
4) грант предоставляется только один раз;
5) грантополучатель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта.
Согласно пункту 129, 130 Порядка предоставления субсидии имущество, приобретенное за счет гранта, в отношении которого необходимо осуществление государственной регистрации, должно быть зарегистрировано на главу крестьянского (фермерского) хозяйства - грантополучателя. Все имущество, приобретенное за счет средств гранта (далее - приобретения), должно использоваться грантополучателем на территории Свердловской области и исключительно на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Приобретения не подлежат отчуждению, продаже, передаче в пользование и аренду, дарению, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта.
В соответствии с пунктом 22 Порядка предоставления субсидий при выявлении Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Управлением агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, расположенном на соответствующей территории, или органами государственного финансового контроля Свердловской области нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения получателем (заемщиком, грантополучателем) соответствующего требования.
В силу пункта 24 Порядка предоставления субсидий в случае несоблюдения получателем (заемщиком, грантополучателем) срока возврата субсидии, указанного в пунктах 17 и 22 этого Порядка, получатель (заемщик, грантополучатель) уплачивает неустойку, размеры и порядок расчета которой устанавливаются заключаемыми между Министерством и получателем (заемщиком, грантополучателем) соглашением о предоставлении субсидии.
Из названных нормативных правовых актов следует, что предоставление индивидуальным предпринимателям субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов обусловлено установленными нормативно условиями, целями и порядком предоставления. Обязательными условиями предоставления гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства является осуществление грантополучателем деятельности хозяйства в течение не менее 5 лет после получения гранта, не отчуждение, продажа, передача в пользование и аренду, или отчуждение иным образом имущества, приобретенного за счет средств гранта, и его использование на территории Свердловской области и исключительно на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 5 лет со дня получения гранта.
Как правильно установлено судами, указанные обязательные условия предоставления гранта, действие которых сохраняется в течение не менее 5 лет со дня получения гранта, ответчиком не были соблюдены, поскольку он 27 мая 2022 года прекратил деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, 06 июня 2022 года продал и снял с учета трактор Беларус-82.1, который был приобретен на средства гранта.
Данные обстоятельства обосновано признаны судами нарушением условий предоставления субсидии и оснований для требования Министерством возврата полученной ответчиком субсидии в полном объеме.
Ссылки в жалобе на то, что заключенное соглашение от 21 июля 2017 года N 504 предусматривает возврат части гранта, не являются основанием для отмены судебных актов, поскольку согласно пунктам 16, 17 Порядка предоставления субсидий и соответствующим ему положениям соглашения от 21 июля 2017 года N 504 предусмотрен частичный возврат субсидии в случае, если в отчетном финансовом году получателем не достигнуты показатели результативности, из расчета один процент объема субсидии за каждый процент (процентный пункт) недостижения значения показателя результативности предоставления субсидии, установленного соглашением о предоставлении субсидии. Основанием для требования от ответчика возврата субсидии послужило иное основание, а именно нарушение условий предоставления субсидии, а в таком случае нормативными правовыми актами и соглашением от 21 июля 2017 года N 504 предусмотрен возврат субсидии, то есть всей суммы в полном объеме.
Ссылки в кассационной жалобе ответчика на введение его в заблуждение работником Алапаевского отдела сельского хозяйства Глухих О.Н. относительно сроков прекращения его обязанностей, как грантополучателя, которая при сдаче им завершающей отчетности по гранту в январе 2022 года пояснила, что его обязательства считаются исполненными, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и мотивированно, на основании оценки совокупности исследованных доказательств (содержания электронной переписки, показаний свидетелей) отклонены. Оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
В силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В соответствии со статьями 67 и 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции принципов гражданского судопроизводства, не удовлетворении ходатайства представителя ответчика об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явиться в судебное заседание, рассмотрении апелляционной жалобы без его участия не могут быть приняты во внимание, поскольку Зенков А.Н. и его представитель были извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции надлежащим образом, в удовлетворении ходатайства представителя ответчика в судебном заседании мотивированно отказано.
Иные доводы жалобы направлены на несогласие с произведенной судом оценкой доказательств, фактически являются субъективным мнением ответчика о том, как должно быть рассмотрено дело, оценены имеющиеся доказательства и каков должен быть его результат. Между тем, стороны не вправе требовать отмены решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены решения.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 02 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зенкова Александра Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.