Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3004/2023 по иску Гилязовой Найли Загидуллиновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, государственному стационарному учреждению социального обслуживания "Челябинский психоневрологический интернат N2" о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанностей, по кассационным жалобам Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области, государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Челябинский психоневрологический интернат N2" на решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 10 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационных жалоб, выслушав представителей ответчиков Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Иванова А.Н, государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Челябинский психоневрологический интернат N2" Нестерову Н.Г, настаивавших на удовлетворении кассационных жалоб, истца Гилязову Н.З, ее представителя Юрину Е.В, полагавших кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гилязова Н.З. обратилась в суд с иском:
к государственному стационарному учреждению социального обслуживания "Челябинский психоневрологический интернат N2" (далее по тексту - ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2") о возложении обязанности представить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту ОСФР по Челябинской области) корректирующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета с кодом льготы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" за периоды работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года, оплатить дополнительный тариф по страховым взносам за указанные периоды работы;
к ОСФР по Челябинской области о признании незаконным решения от 10 ноября 2022 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 периоды работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года в должности санитарки в ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2" и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 12 октября 2022 года.
В обоснование заявленных требований Гилязова Н.З. сослалась на то, что 12 октября 2022 года обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с достижением возраста 53 года, стажа работы с тяжелыми условиями труда 5 лет, страхового стажа 20 лет. Решением государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОПФР по Челябинской области) от 10 ноября 2022 года N 693784/22 в назначении такой пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж по Списку N 2 не включены периоды работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года в должности санитарки в ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2", поскольку работодателем не были представлены соответствующие сведения индивидуального персонифицированного учета и не уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу. Полагает действия работодателя и решение пенсионного органа незаконными.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на правомерность вынесения решения от 10 ноября 2022 года в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Представитель ответчика ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2" в судебном заседании суда первой инстанции не возражала относительно удовлетворения исковых требований в части зачета в стаж на соответствующих видах работ по Списку N2 периода работы Гилязовой Н.З. в должности санитарки и назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", но возражала относительно возложения на ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2" обязанности оплатить дополнительный тариф по страховым взносам, ввиду отсутствия денежных средств.
Решением Металлургического районного суда г. Челябинска от 10 октября 2023 года, с учетом определения от 09 ноября 20023 года об исправлении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 года, решение ОПФР по Челябинской области от 10 ноября 2022 года N 693784/22 об отказе в назначении Гилязовой Н.З. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" признано незаконным; на ОСФР по Челябинской области возложена обязанность включить Гилязовой Н.З. в стаж на соответствующих видах работ период работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года, с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года в должности санитарки в ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2" и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 12 октября 2022 года; на ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2" возложена обязанность представить в отношении Гилязовой Н.З. в ОСФР по Челябинской области корректирующие индивидуальные сведения с кодом льготы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" за период работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года и оплатить дополнительный тариф по страховым взносам за период указанные периоды работы.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по Челябинской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в части признания незаконным решения от 10 ноября 2022 года N693784/22, возложении обязанности включить Гилязовой Н.З. в стаж на соответствующих видах работ период работы с 15 февраля 2016 года по 31 декабря 2022 года в должности санитарки в ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2" и назначении досрочной страховой пенсии с 12 октября 2022 года, как незаконных.
В кассационной жалобе представитель ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2" ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в части возложения обязанности представить в отношении Гилязовой Н.З. корректирующие индивидуальные сведения с кодом льготы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" за период работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года и оплате дополнительного тарифа по страховым взносам за период указанные периоды работы, как незаконных.
Представители третьих лиц Министерства социальных отношений в Челябинской области, Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области и Курганских областях в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены решения суда и апелляционного определения не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N5, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного выше Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Как следует из содержания подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда подлежат применению Список N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Данный Список N 2 содержит раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения", код: 2260000г-1754б - младший медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях.
Согласно Указанию Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения Раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" "непосредственное обслуживание больных" - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов, в том числе: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Из изложенного следует, что к должностям младшего медицинского персонала, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (в связи с работой с тяжелыми условиями труда), относится, в том числе, должность санитарки, непосредственно обслуживающей больных в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в психиатрических отделениях медицинских учреждений.
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "о страховых пенсиях").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Федеральными законами от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившими в законную силу 01 января 2014 года, установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определены правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, определяющие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией, формируемой в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона (часть 1 и часть 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
В соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, перечень которых приведен в статье 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Статьей 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлено, что работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5 закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5 закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии со статьей 26 названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5 закона).
На работодателей, применяющих труд работников на указанных видах работ, возложена обязанность по уплате, начиная с 01 января 2013 года дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а с 01 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, а также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 01 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов. Условия назначения страховой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 12 октября 2022 года Гилязова Н.З, "данные изъяты" года рождения, обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от 10 ноября 2022 года N693784/22 Гилязовой Н.З. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2, продолжительность стажа на соответствующих видах работ по Списку N 2 составил 00 лет 04 месяца 12 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента 68, 105.
Пенсионным органом в специальный стаж не включены периоды работы: с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года в должности санитарки в ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N 2", поскольку сведения в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отражены без указания кодов особых условий труда, работодателем не подтверждена занятость на работах, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии в течение полного рабочего дня.
Из копии трудовой книжки Гилязовой Н.З. следует, что 17 октября 2013 года он принята в качестве младшей медицинской сестры в ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2", 01 марта 2014 года переведена на должность санитарки, 01 ноября 2014 года переведена на должность санитарки в отделение "Милосердие", где продолжает работать по настоящее время.
Согласно трудовому договору от 17 октября 2013 года N 63 Гилязова Н.З. принята с 17 октября 2013 года на должность медицинской сестры в ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2" с установлением ей сокращенной продолжительности рабочего времени 36 часовой рабочей недели, ежегодного основного 28 календарных дней и дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 35 календарных дней, также предоставлена надбавка за особые условия труда в размере 25% от должностного оклада.
17 февраля 2014 года дополнительным соглашением N 1 к трудовому договору N63 от 17 октября 2013 года Гилязова Н.З. с 01 марта 2014 года переведена на должность санитарки.
Согласно дополнительному соглашению от 02 сентября 2014 года к трудовому договору N63 от 17 октября 2013 года в связи с окончанием аттестации рабочих мест по условиям труда Гилязовой Н.З. установлена надбавка за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 12% от должностного оклада и дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней.
25 декабря 2014 года между сторонами подписано дополнительное соглашение, согласно которому условия труда Гилязовой Н.З. соответствуют классу (подклассу) - 3.2.
Согласно должностным инструкциям санитарки ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2", утвержденным 28 февраля 2014 года, 20 сентября 2018 года в должностные обязанности санитарки входит осуществление ухода за клиентами (умывание, подмывание, стрижка ногтей, помощь в чистке зубов, причесывание); проведение текущей, влажной, генеральной уборки учреждения согласно санитарным правилам и нормам; смена нательного и постельного белья; Обеспечение содержания клиентов в чистоте и опрятности, Обеспечение чистоты, порядка в шкафах и тумбочках, сопровождение проживающих в столовую, на прогулку, в больницу, оказание помощи врачам и средним медицинским работникам при проведении лечебных и диагностических процедур, осуществление контроля и оказание помощи при приеме гигиенических ванн, осуществление санитарно-гигиенической обработки ванн, ногомоек, дезинфекция мочалок, ковриков, стульев, а также проведение уборки душевых и ванных комнат, слежение за психосоматическим состоянием клиентов.
Указанные должностные обязанности соответствуют квалификационной характеристике должности санитарки, предусмотренной Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 года N 541н.
По результатам специальной оценки условий труда по должности истца от 24 марта 2017 года и от 15 апреля 2022 года установлен соответственно класс 3.2 и 3.1 условий труда по показателю тяжесть трудового процесса, право на досрочное пенсионное обеспечение санитаркам по результатам специальной оценки условий труда установлено не было.
Не согласившись с данными результатами работники ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2" обратились к работодателю, на основании жалоб работников в учреждении была проведена внеочередная оценка условий труда, по результатам которой 19 июня 2023 года установлен на рабочем месте санитарки установлен класс условий труда 3.1 по показателю напряженность трудового процесса, право на различные компенсации, а также право на досрочное пенсионное обеспечение.
Разрешая возникший спор, суды исходили из того, что в спорный период времени истец, выполняя трудовую функцию санитарки в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания "Челябинский психоневрологический интернат N 2", была занята непосредственным обслуживанием психически больных в течение полного рабочего дня, что соответствует условиям, установленным Списком N 2; неуплата работодателем с 01 января 2013 года дополнительного тарифа на финансирование страховой части пенсии и непредставление пенсионному органу сведений о характере работы истца не может нарушать ее право на включение периодов работы в специальный стаж, в связи с чем пришли к выводу о том, что периоды работы Гилязовой Н.З. с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 1 1 октября 2022 года подлежат учету в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а решение пенсионного органа от 10 ноября 2022 года N693784/22 является незаконным.
Учитывая, что продолжительность стажа на соответствующих видах работ по Списку N2 у истицы составит 08 лет 07 месяцев 09 дней, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по достижению возраста 53 лет, суды пришли к выводу о наличии у Гилязовой Н.З. права на такую пенсию с 12 октября 2022 года.
Установив, что в спорные периоды с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года характер работы Гилязовой Н.З. не изменялся, весь период работы в должности санитарки истица занималась непосредственным обслуживанием психически больных; что дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости, действующим законодательством на работодателя, независимо от его организационно-правовой формы, возложена обязанность оплачивать за работников, занятых на соответствующих видах работ, страховые взносы по дополнительным тарифам, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 10 июля 2007 года N9-П, пришли к выводу о возложении на ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N 2" обязанности представить в отношении истца корректирующие индивидуальные сведения с кодом льготы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" за период работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года, оплатить дополнительный тариф по страховым взносам в отношении истицы за указанный период работы.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по Челябинской области указывает, что согласно части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что для включения в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости требуется не только установление вредного или опасного класса условий труда на рабочем месте, но и уплата страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам; страхователем ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2" уплата страховых взносов по дополнительному тарифу за период работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года не производилась, результаты аттестации рабочего места и специальной оценки условий труда за спорные периоды заявителем не оспаривались.
В кассационной жалобе представитель ГСУСО "Челябинский психоневрологический интернат N2" указывает на то, что размер дополнительных тарифов устанавливается в зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников; в картах специальной оценки условий труда санитарки с 2013 года отсутствовало право на досрочное назначение страховой пенсии, указанное несоответствие было устранено проведением 19 июня 2023 года внеплановой специальной оценки условий труда на рабочем месте санитарки на основании жалоб работников; дополнительный тариф страховых взносов должен оплачиваться с июля 2023 года, после размещения отчета внеплановой специальной оценке, проведенной 19 июня 2023 года, которая подтвердила истцу право на льготный стаж; суд признал незаконным решение пенсионного органа и обязал включить Гилязовой Н.З. в стаж для назначения досрочной пенсии период работы с 01 марта 2014 года по 22 июня 2018 года и с 25 июня 2018 года по 11 октября 2022 года, что исключает необходимость передачи корректирующих индивидуальных сведений с кодом льгот за спорный период.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание.
Основанием для исключения спорных периодов работы истца из специального стажа явились непредставление работодателем необходимых сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца и неуплата страховых взносов по дополнительному тарифу. Суд указанные препятствия устранил путем возложения на работодателя соответствующих обязанностей.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определенных условий, в том числе которых достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. С наличием страхового стажа определённой продолжительности и начислением страховых взносов по тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается и право отдельных категорий работников на досрочное пенсионное обеспечение. В частности, правом на досрочное назначение пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы с тяжелыми условиями труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости таким работникам, принимаются периоды, когда работники не менее 80 процентов рабочего времени, куда включаются подготовительные и вспомогательные работы, выполняют работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 01 января 2023 года - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Если работник был принят работодателем на работу на полный рабочий день, осуществляет трудовую функцию у данного работодателя в должности (профессии) и на производстве, указанных в соответствующем списке, и по результатам проведенной специальной оценки условий труда работника на его рабочем месте установлены вредные и (или) опасные условия труда, а работодатель не предоставлял в Фонд сведения о льготном характере работы работника для отражения таких сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета и не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работника в порядке и на условиях, которые определены нормативными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона "О страховых пенсиях", Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии спора между работником и работодателем о льготном характере работы работника в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости работодатель должен доказать, что он подавал в Фонд достоверные сведения о страховом стаже такого работника исходя из условий его труда и определенного ему условиями трудового договора рабочего времени, то есть надлежащим образом исполнил установленную положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по осуществлению обязательного социального страхования такого работника в порядке, установленном федеральными законами.
Установив, что в спорный период истец Гилязова Н.З. в условиях полной занятости осуществляла уход за психиатрическими больными в учреждении системы социального обеспечения - интернате для психических больных, в течение всего период ее должностные обязанности не менялись, работа осуществлялась в одних условиях; всеми картами специальной оценки условий труда истцу установлен класс условий труда по вредным (опасным) факторам 3.2, 3.1, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы; в ходе проведения внеплановой специальной оценки условий труда устранены допущенные ранее при проведении таких оценок недостатки и противоречия, установлено право истца на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2 1991 года в связи с осуществлением ухода за психиатрическими больными, суды пришли к обоснованному выводу о недостоверности поданных работодателем в пенсионный орган сведений индивидуального персонифицированного учета без указания кода права на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с чем обязали работодателя устранить нарушения прав работника откорректировать сведения, оплатить дополнительный тариф по страховым взносам, а на пенсионный орган правомерно возложили обязанность включить спорный период работы в специальный стаж истца по Списку N 2 1991 г. и назначить истцу досрочную страховую пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения соответствующего права.
Проверяя доводы истца о ее полной занятости на работах с тяжелыми условиями труда, судами учтено общее количество получателей социальных услуг в учреждении в спорный период времени, количество работающих санитарок. В ходе судебного разбирательства работодатель уже не оспаривал право истца на досрочное пенсионное обеспечение за весь период работы, указывал лишь на отсутствие денежных средств для уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу.
Доводы кассационной жалобы Челябинского психоневрологического интерната N 2 об отсутствии у ответчика обязанности оплачивать дополнительный тариф страховых взносов за период до июля 2023 года (до размещения отчета о внеплановой специальной оценке, проведенной 19 июня 2023 года, которая подтвердила истцу право на льготный стаж), о том, что необходимости в передаче интернатом в пенсионный фонд корректирующих индивидуальных сведений с кодом льгот за спорный период не имеется, основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам жалобы, поскольку судом установлено, что истец в период с 2014 года по 2022 год осуществляла трудовую деятельность, указанную в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", предоставленные работодателем сведения персонифицированного учета за спорный период являются недостоверными, он обязан согласно абзацу 3 статьи 15 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предоставить в пенсионный орган откорректированные сведения, а также в силу положений статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации уплатить дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в установленном данным кодексом размере в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу истца.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику правильность выводов судов не опровергают. Суд обязан принимать решение исходя из установленных по делу фактов, следовательно, выводы, содержащиеся в решениях иных судов по другим делам, не могут нарушать единообразие толкования и применения норм права и вступать в противоречие с выводами судов по настоящему делу, так как законодательством Российской Федерации прецедент как источник права не предусмотрен.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Следовательно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов обеих инстанций, повторяют позицию кассаторов, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами судов в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Поскольку при рассмотрении дела судами не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконных судебных актов, оснований для отмены решений и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
В связи с окончанием кассационного производства в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, примененное по настоящему делу, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 10 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационные жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области и государственного стационарного учреждения социального обслуживания "Челябинский психоневрологический интернат N2" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнение решения Металлургического районного суда г. Челябинска от 10 октября 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.