Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4024/2023 по иску Рагозина Андрея Владиславовича к Министерству социальных отношений Челябинской области о взыскании ущерба, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Рагозина Андрея Владиславовича на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав истца Рагозина А.В, настаивавшего на доводах кассационной жалобы, представителя ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области Шикину Д.Г, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Рагозин А.В. обратился в суд к Министерству социальных отношений Челябинской области, с учетом уточнений, о взыскании в счет возмещения ущерба 116 036, 14 руб, компенсации морального вреда в размере 116 036, 14 руб.
В обоснование заявленных требований Рагозин А.В. сослался на то, что 02 ноября 2021 года обратился в Министерство социальных отношений Челябинской области с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, однако получил отказ. Удостоверение ему было выдано на основании решения Центрального районного суда г. Челябинска от 21 февраля 2022 года. Полагает, что ввиду неправомерного отказа в выдаче удостоверения он недополучил полагающиеся ему выплаты на общую сумму 116 036, 14 руб. за период со 02 ноября 2021 года по 01 октября 2022 года. Указывает, что неправомерными действиями ответчика ему причинил ему моральный вред.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области в суде первой инстанции возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на правомерность отказа Рагозину А.В. в выдаче удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 2021 году. Удостоверение ему было выдано 19 мая 2022 года по исполнение решения Центрального районного суда г. Челябинска от 21 февраля 2022 года, между тем за назначением пенсии истец обратился лишь 28 сентября 2022 года, за назначением пособия на приобретение продуктов питания и компенсации на оздоровление - 14 октября 2022 года; Рагозиным А.В, не представлены доказательства причинения ему нравственных страданий и наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими у истца последствиями.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 13 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 декабря 2023 года, Рагозину А.В, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец Рагозин А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Представители третьих лиц Министерства финансов Челябинской области и Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены решения и апелляционного определения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15, части 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе в виде ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление.
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 1 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ право на пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (мужчины по достижении возраста 50 лет и при наличии стажа не менее 5 лет); граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (при наличии стажа не менее 5 лет с понижением общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от определенных законом условий).
Порядок выдачи и оформления удостоверений участникам ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС регламентирован Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными приказом МЧС России, Минфина России, Минтруда России от 21 апреля 2020 года N 253/207н73н (далее - Порядка).
Согласно пункту 2 Порядка удостоверение выдается: а) военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно- технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: а) паспорт гражданина Российской Федерации; б) один или несколько документов (оригиналы либо заверенные копии), подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, из числа документов, предусмотренных пунктами 6 или 7 Порядка и условий.
В соответствии с пунктом 6 Порядка документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются любой из нижеперечисленных: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
Согласно пункту 9 Порядка бланки удостоверений выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий непосредственно представителям уполномоченных органов на основании заявки (письменного обращения), доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и копий документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче гражданам удостоверения. При представлении уполномоченным органом документов, не соответствующих требованиям Порядка и условий, бланк удостоверения не выдается.
В соответствии с пунктом 10 раздела 2 Административного регламента предоставления государственной услуги "Оформление и выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС", утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 23 мая 2012 года N 250-П, срок предоставления государственной услуги составляет: для принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения и формирования заявки на получение бланков в МЧС России - не более 20 календарных дней со дня подачи заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами, установленными пунктами 12, 13 настоящего Административного регламента; для оформления и выдачи удостоверения - не более 20 календарных дней со дня поступления бланков удостоверений из МЧС России.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 08 ноября 2021 года Рагозин А.В, "данные изъяты" года рождения, обратился с заявлением в Министерство социальных отношений Челябинской области о выдачи удостоверения ликвидатора Чернобыльской АЭС 1987 года, представив копии паспорта, архивной справки Министерства обороны Украины, военного билета.
Согласно военному билету Рогозина А.В. и справке Отдела военного комиссариата Челябинской области по Ленинскому и Правобережному районам г. Магнитогорска от 29 ноября 2016 года N 396 Рагозин А.В. проходил срочную службу по призыву в Советской Армии с 19 мая 1987 года по 19 декабря 1988 года, в том числе в войсковой части 75110.
Военный билет не содержит сведений об участии Рогозина А.В. в ликвидационных работах в 30-километрвоой зоне вокруг Чернобыльской АЭС.
Из архивной справки, выданной Министерством обороны Украины и представленной в Министерство социальных отношений Челябинской области с заявлением от 08 ноября 2021 года, следует, что в соответствии с приказами командира войсковой части 75110 Рогозин А.В. командировался в учебный центр "Сувид" на периоды с 25 февраля по 27 февраля 1988 года и с 05 марта по 08 марта 1988 года. Согласно историческому формуляру войсковая часть 75110 принимала участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в полном составе. С 29 апреля 1986 года по 10 ноября 1988 года личный состав части оборудовал и содержал мостовую переправу через реку Припять в г. Чернобыль. При этом книги приказов по выездам в 30-километровую зону и книга учета убытия и прибытия личного состава в зону ЧАЭС отдельно не велись. Место дислокации войсковой части 75110 за вышеуказанный период - г. Киев.
Решением комиссии Министерства социальных отношений Челябинской области от 12 ноября 2021 года Рагозину А.В. отказано в выдаче удостоверения ликвидатора Чернобыльской АЭС по причине отсутствия документов, подтверждающих факт и сроки участия в ликвидационных работах в 30-километровой зоне вокруг Чернобыльской АЭС.
Из ответа ответчика от 15 ноября 2021 года N 91/1-рв в адрес Начальника Управления социальной защиты населения Магнитогорского городского округа Челябинской области и истца Рогозина А.В. следует, что представленная архивная справка Министерства обороны Украины содержит информацию о командировании Рогозина А.В. в учебный центр "Сувид", расположенный с. Сувид Вышгородского района Киевской области, которое перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 1991 года N106, отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В военном билете Рогозина А.В. отсутствуют записи о работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Документы, подтверждающие факт и сроки участия в ликвидационных работах в 30-километровой зоне вокруг Чернобыльской АЭС, Рогозиным А.В. не представлены.
Рогозин А.В. обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о возложении на ответчика обязанности выдать ему удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 21 февраля 2022 года, вступившим в законную силу 29 марта 2022 года, на Министерство социальных отношений Челябинской области возложена обязанность по выдаче Рагозину А.В. удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
На основании указанного решения суда 19 мая 2022 года Рогозину А.В. выдано удостоверение.
Рогозин А.В, в период с 03 ноября 2016 года по 30 сентября 2022 года являлся получателем страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 25 мая 2022 года Рогозин А.В. является получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1.
С 01 октября 2022 года Рогозин А.В. является получателем государственной песни по старости как гражданин, принимавший участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по подпункту 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ.
С 01 ноября 2022 года Рогозин А.В. является получателем ежемесячной компенсации на приобретение товаров, а также ежегодной компенсации на оздоровление, на основании заявлений от 14 октября 2022 года. 19 мая 2022 года Рагозину А.В. выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Обращаясь с настоящим иском, Рагозин А.В. указывает на то, что неправомерными действиями Министерства социальных отношений Российской Федерации по невыдаче удостоверения он не мог реализовать свои права, как ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС, действиями ответчика ему причине ущерб в виде недополученной пенсии по подпункту 2 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" за период с 08 ноября 2022 года по 01 октября 2022 года в размере 98 542, 92 руб, ежемесячной денежной выплаты к пенсии за период с 08 ноября 2021 года по 25 мая 2022 года в сумме 8 298, 40 руб, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 8 091, 38 руб.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что действия ответчика по отказу в выдаче удостоверения при первоначальном обращении истца не являются виновными; принимая решение об отказе в выдачи удостоверения, ответчик действовал в рамках предоставленных ему законом правомочий, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Рагозина А.В.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, исходил из отсутствия доказательств того, что у действия ответчика привели к нарушению личных неимущественных прав истца, повлекли причинение ему физических и нравственных страданий.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В кассационной жалобе Рагозин А.В. указывает на то, что в протоколе комиссии Министерства социальных отношений Челябинской области от 12 ноября 2021 года не указана причина отказа в выдачи удостоверения, в связи с чем ссылки на судов, что причинами невыдачи ему удостоверения являются расхождения в правильности написания его фамилии в архивной справе Министерства обороны Украины, отсутствие сведений, подтверждающих факт и сроки участия в ликвидационных работах в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС, являются необоснованными. Ответчик в нарушение приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N253, Министерства труда и социальной защиты N207н, Министерства финансов РФ N73н от 21 апреля 2020 года не издал распоряжение руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа, не создало комиссию.
Указывает, что выводы судов основаны на письме Госкомтруда СССР от 04 июля 1990 года N2125-ФК "О выдаче удостоверений и нагрудных знаков, подтверждающих право на льготы лицам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС", однако оно было издано Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2003 года N 88 "О мерах по обеспечению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым утвержден перечень воинских частей, принимавших участие в ликвидации Чернобыльской аварии независимо от мест их дислокации; в указанном перечне воинская часть N75110 числится под N 229 (приложение к приказу N1). 08 ноября 2021 года он обратился с заявлением и полным пакетом документов в Министерство социальных отношений Челябинской области о получении удостоверения ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, но получил незаконный отказ, который решением Центрального районного суда г..Челябинска был признан незаконным, решение судом было принято на основании тех же документов, которые ранее были направлены ответчику.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение ущерба возлагается на лицо, причинившее ущерб, если оно не докажет отсутствие своей вины. Обязанность по возмещению вреда в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда.
Обязанность доказать противоправность действий или бездействия должностных лиц, факт причинения имущественного вреда, морального вреда этими действиями (бездействием), а также причинно-следственной связи между действиями и причиненным истцу вредом, его размером, в рассматриваемом случае возлагается на истца. Отсутствие одного из указанных условий возмещения убытков влечет отказ в удовлетворении искового требования.
Судами не установлен факт совершения незаконных действий Министерством социальных отношений Челябинской области при принятии 12 ноября 2021 года решения об отказе Рагозину А.В. в выдаче удостоверения, которое было принято на основании представленных документов (военного билета, архивной справки Министерства обороны Украины), не содержащих сведений о конкретных фактах участия истца в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 21 февраля 2022 года выводов о незаконности принятого Министерством социальных отношений Челябинской области решения в отношении истца не содержит.
Довод кассационной жалобы о том, что Министерство социальных отношений Челябинской области не издало распоряжение руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа, не создало комиссию в нарушении приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N253, Министерства труда и социальной защиты N207н, Министерства финансов РФ N73н от 21 апреля 2020 года, не влечет отмену судебных актов, поскольку на правильность выводов суда не влияет.
Указание в кассационной жалобе на неправомерность выводов судов основанных на письме Госкомтруда СССР от 04 июля 1990 года N2125-ФК "О выдаче удостоверений и нагрудных знаков, подтверждающих право на льготы лицам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС", не является основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений, поскольку суд, ссылаясь на указанный акт, только приводит основания для правомерности выдачи истцу удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, обжалуемые судебные постановления приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 19 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рагозина Андрея Владиславовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.