Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Щербаковой Н.В, рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу А.Т. на определение Московского городского суда от 22 февраля 2024 года об отказе в принятии административного искового заявления А.Т. о признании незаконным действия (бездействия) Головинского районного суда города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
А.Т. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором, ссылаясь на процессуальные нарушения, допущенные Головинским районным судом города Москвы при рассмотрении материалов N Ма-117/2023, N Ма-259/2023, административного дела N 2а-450/2023 просила признать незаконными действия (бездействие) Головинского районного суда города Москвы, заключающиеся в создании судом препятствий на доступ к правосудию путем не направления судебных актов, извещения о судебном заседании; обязать проинформировать о местонахождении материала N Ма-259/2023, принять его производству; вынести частное определение в отношении нарушителей закона в соответствии со статьей 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определением судьи Московского городского суда от 22 февраля 2024 года в принятии административного искового заявления А.Т. отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В частной жалобе А.Т. просит отменить определение суда полностью, принять материал к производству и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь, что со стороны суда неправильно определены обстоятельств дела, не применен закон, подлежащий применению.
Согласно положениям частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение настоящей частной жалобы, осуществляется без проведения судебного заседания в апелляционном порядке судьей единолично.
Изучив представленный материал, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Отказывая в принятии административного иска по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что заявленные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в судах.
Оснований не согласиться с данными выводами судьи суда первой инстанции не имеется, поскольку они являются верными, основаны на правильном применении норм процессуального права.
Из содержания административного иска следует, что нарушение своих прав административный истец связывает с отдельными, по его мнению, незаконными процессуальными действиями (бездействием) Головинского районного суда города Москвы, совершенными при рассмотрении материалов с ее участием.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В силу положений статьи 118 Конституции Российской Федерации суд является органом судебной власти, осуществляющим правосудие в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 120 Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Согласно положениям частей 1, 4 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции" правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.
В силу статьи 1, части 1 статьи 2, части 1 статьи 9, части 1 статьи 10, статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Независимость судьи обеспечивается неприкосновенностью судьи. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.
Порядок привлечения судьи к ответственности за виновные действия предусмотрен статьей 12.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", статьями 19, 22, 26 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что норма пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", будучи одной из базовых гарантий независимости судей при отправлении правосудия, направлена на закрепление особого правового статуса судей, вытекающего из статей 120 (часть 1) и 122 Конституции Российской Федерации (Постановление от 7 марта 1996 года N 6-П; определения от 22 января 2014 года N 49-О и от 26 мая 2016 года N 928-О).
Особый порядок привлечения судей к юридической ответственности, обусловленный конституционным принципом самостоятельности и независимости судебной власти, не освобождает судей от обязанности при осуществлении правосудия соблюдать требования Конституции Российской Федерации и закона (части 1 и 2 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
При этом судьи, а также работники аппарата суда не входят в круг лиц, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства; оспаривание действий судей, судов, работников аппарата судов в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено, поскольку имеется иной установленный федеральными законами судебный порядок для оспаривания таких решений (действий).
Из правового анализа вышеизложенных положений следует, что никакие действия (бездействие) федеральных судов, судей, судебных органов и органов судейского сообщества, аппарата судов, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в порядке гражданского либо административного судопроизводства, поскольку в противном случае это означало бы незаконное вмешательство судьи в профессиональную деятельность других судей, нарушение принципа независимости судей, их неприкосновенности и подчинения только закону.
Поскольку судьи, сотрудники аппарата суда не относятся к числу лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следовательно, не предусмотрена возможность судебного обжалования действий (бездействия) судей и сотрудников аппарата суда, связанных с исполнением ими возложенных на них обязанностей.
При указанных обстоятельствах вывод, что данное административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является правильным.
Оснований для вынесения частного определения в порядке части 1 статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы частной жалобы основаны на неверном толковании норм права и вышеизложенные выводы не опровергают.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение судьи следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в частной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Московского городского суда от 22 февраля 2024 оставить без изменения, частную жалобу А.Т. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции.
Судья Н.В. Щербакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.