Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 17 июля 2023 года N N, решение судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 28 сентября 2023 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 января 2024 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 17 июля 2023 года N N Немчинов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 28 сентября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 24 января 2024 года, указанное постановление оставлено без изменения
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Немчинов А.Ю. ставит вопрос об отмене постановлений, вынесенных по настоящему делу, ссылаясь на их незаконность и необходимость прекращения производства по делу. Из доводов жалобы следует, что при назначении на должность временно исполняющего обязанности руководителя, ни в последующем с должностной инструкцией Немчинова А.Ю. не ознакомили. Поскольку премия по должности заместителя начальника правового отдела, определена в соответствии с условиями Положения об оплате труда, то само по себе издание приказа о назначении премии лицом, которое одновременно является ее получателем не входит в противоречие с трудовым законодательством. Настаивает на том, что премии назначались в связи с осуществлением трудовой деятельности по основной должности.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья кассационного суда приходит к следующему.
В соответствии с диспозицией статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям и условиям, определенным договором (соглашением), которые отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Основанием для привлечения Немчинова А.Ю. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в постановлении должностного лица обстоятельства того, что в департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края поступило письмо управляющего делами администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ г. N.
Согласно указанному письму в соответствии с приказами администрации Краснодарского края от 21.12.2022 N 470 "Об утверждении плана проведения аудиторских мероприятий на 2013 год" и от 13 сентября 2022 г. N 316 "Об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в администрации Краснодарского края" в 2022 году проведено плановое аудиторское мероприятие "Аудит подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" в отношении государственного казенного учреждения Краснодарского края "Государственное юридическое бюро Краснодарского края".
В ходе аудиторского мероприятия установлено, что исполняющим обязанности руководителя Учреждения Немчиновым А.Ю. без согласования с учредителем путем издания приказов приняты решения о премировании себя как заместителя начальника правового отдела Учреждения на общую сумму 82 500 рублей.
На основании данного письма ДД.ММ.ГГГГ департаментом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В своей деятельности Учреждение руководствуется уставом, утвержденным приказом администрации Краснодарского края (далее - Администрация) от 25 марта 2015 г. N 52, согласованным приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 19 марта 2018 г. N 283.
В силу пунктов 1.3, 1.4 устава функции учредителя в отношении Учреждения осуществляет Администрация в лице правового департамента Администрации.
Правовой департамент является структурным подразделением Администрации согласно пункту 1.1 Положения о правовом департаменте администрации Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 г. N 781.
В соответствии с пунктом 5.1 устава Учреждение возглавляет руководитель, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее Правовым департаментом в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 2.2 Положения об управляющем делами администрации Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 июня 2017 N 424, полномочия представителя нанимателя в Администрации в отношении работников, замещающих в Администрации должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Краснодарского края, осуществляет управляющий делами Администрации.
Пунктом 2.4 Положения N 424 предусмотрено, что управляющий делами Администрации подписывает приказы Администрации в рамках реализации полномочий представителя нанимателя в отношении работников, замещающих в Администрации должности, нё являющиеся должностями государственной гражданской службы Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 сентября 2010 г. N 742 утверждено Положение об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края, действие которого распространяется, в том числе на работников Учреждения (пункт 145 приложения N 3 указанного постановления).
Положение об оплате труда и стимулировании труда работников государственного казенного учреждения Краснодарского края "Государственное юридическое бюро Краснодарского края", (приложение N 9 к Учетной политике, утвержденной приказом Учреждения от 14 апреля 2015 г. N 2 (в редакции приказа от 11 июля 2022 г. N 69)) определяет общие требования к системе оплаты и стимулирования труда работников Учреждения.
Пунктом 9 Положения N 742 установлено, что руководителю государственного учреждения Краснодарского края ежемесячная надбавка за сложность и напряженность труда, премии по результатам работы устанавливаются по решению исполнительного органа Краснодарского края, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующего государственного учреждения Краснодарского края, с учетом показателей деятельности учреждения.
При этом согласно пункту 4.10 Положения об оплате труда решение о выплате премии руководителю учреждения либо лицу, исполняющему обязанности руководителя Учреждения оформляется приказом Администрации.
Приказом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N на заместителя начальника правового отдела Учреждения Немчинова А.Ю. возложено исполнение обязанностей руководителя Учреждения с ДД.ММ.ГГГГ.
Предложения о размерах премии исполняющего обязанности руководителя Учреждения Немчинова А.Ю. направлялись письмами в Правовой департамент. Указанные письма подписывались исполняющим обязанности руководителя Немчиновым А.Ю.
По результатам работы за III квартал 2022 года письмом от ДД.ММ.ГГГГ N внесено предложение о премировании Немчинова А.Ю. в размере 91 800 рублей; по итогам работы за 2022 год письмом от ДД.ММ.ГГГГ N в размере 125 700 рублей.
В рамках реализации полномочий учредителя Правовым департаментом в целях издания приказов о премировании исполняющего обязанности руководителя Учреждения Немчинова А.Ю. направлялась информация управляющему делами Администрации.
По итогам работы за III квартал 2022 года размер премии установлен в сумме 55 000 рублей (письмо от ДД.ММ.ГГГГ N); за декабрь ДД.ММ.ГГГГ - в сумме 46 200 рублей, по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ - в сумме 80 000 рублей (письмо от 19.декабря 2022 г. N).
В соответствии с указанными письмами Правового департамента принято решение о премировании исполняющего обязанности руководителя Учреждения Немчинова А.Ю. и оформлено приказами Администрации:
- приказом от ДД.ММ.ГГГГ г. N по итогам работы за III квартал 2022 года, в сумме 55 000 рублей, - приказом от ДД.ММ.ГГГГ N за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 46 200, 00 рублей и 80 000 рублей по итогам работы за 2022 год.
В октябре и декабре 2022 года исполняющим обязанности руководителя Немчиновым А.Ю. дополнительно изданы приказы о премировании себя как заместителя начальника отдела, а именно:
- приказ от ДД.ММ.ГГГГ N (премия по итогам работы за III квартал 2022 года в размере 36 800 рублей), приказ от ДД.ММ.ГГГГ N (премия по итогам работы за 2022 год в размере 45 700 рублей).
Согласно пояснениям руководителя учреждения ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N решения об издании приказов о выплате дополнительных премий по результатам работы за 3 квартал 2022 года и по итогам работы за 2022 год принимались Немчиновым А.Ю. самостоятельно без согласования с правовым департаментом администрации Краснодарского края.
По данным справок за октябрь и декабрь 2022 года, подписанных главным бухгалтером Учреждения ФИО4 и руководителем Учреждения ФИО3, реестров платежных поручений, платежных поручений, ведомостей на зачисление заработной платы и иных выплат, расчётных листков объем средств бюджета Краснодарского края, направленных на выплату премии Немчинову А.Ю, в соответствии с приказами Учреждения, в октябре и декабре 2022 года составил 106 352, 23 рублей.
Таким образом, в октябре и декабре 2022 года начисление и выплата премии исполняющему обязанности руководителя Немчинову А.Ю. по приказам Учреждения в общей сумме 106 352, 23 рублей с учетом страховых взносов в сумме 23 852, 23 рублей осуществлены на основании решений неуполномоченного лица.
В октябре и декабре 2022 года исполнение обязанностей руководителя Учреждения приказом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N-л возлагалось на заместителя начальника правового отдела Учреждения Немчинова А.Ю. Согласие Немчинова А.Ю. на исполнение обязанностей руководителя Учреждения подтверждается его заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 5.2 Устава установлено, что руководитель действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Краснодарского края, Уставом и заключенным с ним трудовым договором.
Пунктом 5.3 Устава установлены полномочия руководителя, в том числе обеспечение рационального использования имущества, в том числе финансовых средств, принадлежащих Учреждению.
Должностные обязанности и ответственность руководителя Учреждения определены должностной инструкцией, утвержденной управляющим делами Администрации ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ
Согласно разделу II "Должностные обязанности" Должностной инструкции основной целью деятельности руководителя является организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждения. Для достижения цели руководитель, в том числе руководит учреждением, обеспечивает (организовывает) выполнение задач и функций, возложенных на учреждение.
Также руководитель обязан, в том числе обеспечивать целевое я эффективное использование финансовых средств, выделенных из краевого бюджета на финансовое обеспечение деятельности учреждения.
В соответствии с разделом IV Должностной инструкции руководитель несет ответственность, в том числе, за выполнение возложенных на него должностных обязанностей; организацию работы учреждения, финансовые и иные результаты его деятельности; своевременное и качественное выполнение поручений учредителя; неправомерные управленческие решения.
Должностное лицо департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, проанализировав данные обстоятельства, пришло к выводу, что исполняющим обязанности руководителя Учреждения Немчиновым А.Ю, как лицом, наделенным организационно распорядительными и административно-хозяйственными функциями, в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 274 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 9 Положения N 742, пункта 4.10 Положения об оплате труда и стимулировании труда работников государственного казенного учреждения Краснодарского края "Государственное юридическое бюро Краснодарского края", (приложение N 9 к Учетной политике, утвержденной приказом Учреждения от 14 апреля 2015 г. N 2 (в редакции приказа от 11 июля 2022 г. N 69) допущено нецелевое использование средств бюджета Краснодарского края в сумме 106 352, 23 рублей, выразившееся в премировании исполняющего обязанности руководителя Немчинова А.Ю. в октябре и декабре 2022 года на основании решений неуполномоченного лица.
Таким образом, Немчиновым А.Ю. произведены расходы на сумму 106 325, 23 рублей, которые являются нецелевым использованием бюджетных средств в указанной сумме.
Действия Немчинова А.Ю. квалифицированы по ч. 4 ст. 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 1.5, ст. 24.1, ст. 26.1, ст. 29.10 КоАП РФ, а также правовой позиции, выраженной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установление события и состава административного правонарушения, виновности лица, а также выбор подлежащих применению норм и их толкование в системе действующего правового регулирования осуществляется судьей рассматривающим дело на основе полного, всестороннего и объективного выяснения всех обстоятельств.
Правовой анализ обстоятельств дела с учетом положений ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11, 30.6 КоАП РФ дает возможность сделать вывод о том, что должностным лицом административного органа и судебными инстанциями дана оценка имеющимся в деле доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права, приняты законные решения, установив фактические обстоятельства дела, определенные в предмет доказывания и имеющие юридическую важность и значимость, что позволило по делу сформировать верное, объективное правовое мнение и сделать законные и обоснованные выводы.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с требованиями статьи 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в данном кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
В рассматриваемом случае субъектом данного правонарушения является должностное или юридическое лицо, на которое возложена обязанность по осуществлению финансового контроля, как распорядителя денежных средств.
Вмененное в вину нарушение требований закона в силу должностных обязанностей входит в круг исполнения полномочий Немчинова А.Ю.
Кроме отнесения той или обязанности к полномочиям должностного лица ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения, повлекших нарушений требований закона, следует установить меры, принятые этим лицом для надлежащего выполнения своих служебных обязанностей и недопущению нарушений закона с позиции их достаточности и правовой полноценности, то есть, для признания в действиях должностного лица наличия состава административного правонарушения необходимо установить его виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, в результате которых произошло нарушение закона, квалифицируемое как административное правонарушение, влекущее административную ответственность.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств того, что нарушение требований закона вызвано обстоятельствами, не зависящими от должностного лица, и объективно являются непреодолимыми, либо в результате непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля руководителя учреждения, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, и проведение мероприятий по исполнению требований закона, Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние должностного лица, допустившего описанное выше нарушение действу, обоснованно квалифицировано по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса.
Анализ материалов дела позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо имело возможность проверить все обстоятельства, однако не сделало этого, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении им служебных обязанностей и наличии вины Немчинова А.Ю. в совершении рассматриваемого правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях должностного лица состава вмененного административного правонарушения, поскольку само по себе издание приказа о назначении премии лицом, которое одновременно является ее получателем не входит в противоречие с трудовым законодательством, несостоятельны, к отмене правильных по существу судебных актов не влечет.
Указание в жалобе на то, что не был ознакомлен с должностной инструкцией, утвержденной управляющим делами администрации ФИО5, не свидетельствует о незаконности принятых судебных актов.
Полномочия руководителя регламентированы Уставом юридического лица, ((утв. приказом администрации Краснодарского края (далее - Администрация) от 25 марта 2015 г. N 52), кроме того, осуществляя функции руководителя Учреждения и принимая на себя ответственность за совершение определенных действий в ходе трудовой деятельности, имел возможность в и должен был сам непосредственно ознакомиться с должностной инструкций.
Должностное лицо, судья в любом случае оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства, в том числе протокол по делу об административном правонарушении, не имеют для суда заранее установленной силы.
В силу названной нормы представляется верным вывод о том, что достаточность доказательной базы, на основании которой возможно принять решение о наличии или отсутствии события и состава административного правонарушения определяет судья и должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении по существу.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 26.2 названного Кодекса в ее нормативном единстве со статьей 26.11 судья истребует доказательства, вызывает для допроса свидетелей, в случае, если имеющаяся в деле совокупность доказательств не позволяет суду установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении и указанные в статье 26.1 Кодекса.
Между тем, материалы дела содержат достаточно доказательств, позволявших должностному лицу рассмотреть дело по существу и вынести постановление о наличии события и состава административного правонарушения, и довод о недоказанности обстоятельств по делу не указывает на неполное и необъективное рассмотрение дела и на нарушение принципа состязательности.
КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таких нарушений при производстве по делу не допущено, а названные доводы не являются подтверждением допущенных нарушений норм права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, как не согласующиеся с вышеприведенными положениями закона и установленными фактами, составляющими основу юридического правового фундамента исследуемого административного правонарушения.
Субъективный взгляд на правила оценки обстоятельств, толкование и применение надлежащего права не указывает на наличие оснований для принятия иного, отличного от обжалуемых судебных актов, решения.
При пересмотре постановления должностного лица в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, доводы жалобы исследованы должным образом, и им дана надлежащая оценка.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых судебных актов, а также постановление должностного лица административного органа по доводам настоящей жалобы, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N N, решение судьи Ленинского районного суда г.Краснодара от 28 сентября 2023 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 января 2024 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Х.З.Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что должностное лицо неправомерно использовало бюджетные средства, выплачивая премии себе без согласования с учредителем, что квалифицируется как административное правонарушение. Все судебные инстанции подтвердили законность привлечения к ответственности, отклонив доводы о незаконности действий и отсутствии состава правонарушения. Постановление о штрафе оставлено без изменения.