Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу ИП Бобырева (ранее Юрченко) В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Первомайского судебного района г. Ростова-на-Дону от 28 июля 2023 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 ноября 2023 года вынесенные в отношении ИП ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Первомайского судебного района г. Ростова-на-Дону от 28 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 ноября 2023 года ИП Бобырев (Юрченко) В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ИП Бобырев (Юрченко) В.В. просит отменить, вынесенные в отношении него, судебные акты, полагая их незаконными и необоснованными.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья кассационной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "Восточный квартал" к административной ответственности) установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 указанной статьи действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с решением Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.06.2023 N, учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий N, в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, N, Северо-Кавказскому управлению Ростехнадзора в период с ДД.ММ.ГГГГ необходимо было провести внеплановую выездную проверку (согласованную с "адрес") в отношении индивидуального предпринимателя Бобырева (ранее Юрченко) ФИО2, осуществляющего эксплуатацию автомобильной газозаправочной станции, расположенной по адресу: "адрес".
О проведении выездной проверки ИП Бобырев (Юрченко) В.В. был уведомлен - ДД.ММ.ГГГГ, посредствам направления копии решения Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ N-рш, на официальную электронную почту ИП Бобырева (Юрченко) В.В. " "данные изъяты"", согласно выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ N N.
В период проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по адресу осуществления деятельности: "адрес", ИП Бобырев (Юрченко) В.В. или его представитель по доверенности, оформленной надлежащим образом в установленном законом порядке, отсутствовал.
ДД.ММ.ГГГГ за N Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору составлен акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Ростовского территориального отдела по надзору за подъемными сооружениями и объектами котлонадзора Северо-Кавказского управления в отношении ИП Бобырева (Юрченко) В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту уклонения от проведения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) проверки, повлекшего невозможность ее проведения
Изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП Бобырева (Юрченко) В.В. постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился районный суд, к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В силу части 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Тот факт, что в материалах дела имеются сведения о направлении извещений по электронной почте, принадлежность которой непосредственно ИП Бобыревым (Юрченко) В.В. не подтверждается, не свидетельствуют о получении этих извещений ИП Бобыревым (Юрченко) В.В... Распечатки с электронной почты содержат лишь сведения об отправке электронных писем, что не отвечает требованиям статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих обязанность направления извещения таким способом, который обеспечивает фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом, согласно материалам дела, ИП Бобырев (Юрченко) В.В. не извещался о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что указанному лицу направлялось соответствующее извещение, подлежащее отслеживанию в качестве надлежащего, в материалах дела не содержится.
Вследствие чего, несоблюдение процессуальных требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и порядка привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влечет нарушение права этого лица на защиту.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Указанное нарушение требований названного кодекса является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых по делу решений.
Однако мировым судьей и судьей районного суда приведенные выше обстоятельства и нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, оставлены без внимания.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, и в этой связи, вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, по мнению судьи кассационного суда, представляется обоснованным.
Согласно положениям частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В силу изложенного, постановление мирового судьи судебного участка N 1 Первомайского судебного района г. Ростова-на-Дону от 28 июля 2023 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 ноября 2023 года, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены обжалуемые судебные акты.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Первомайского судебного района г. Ростова-на-Дону от 28 июля 2023 года и решение судьи Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 ноября 2023 года вынесенные в отношении ИП ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что административное наказание, наложенное на индивидуального предпринимателя за уклонение от проверки, было незаконным. Суд установил, что не были соблюдены процессуальные требования при составлении протокола об административном правонарушении, что нарушило право лица на защиту. В результате, судебные акты, вынесенные ранее, были отменены, а производство по делу прекращено.