Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Раптановой М.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Феодосия на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 июня 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года по исковому заявлению заместителю прокурора города Феодосии Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым" об обязании привести состояние дороги в соответствии с требованием действующего законодательства.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав прокурора ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым", в котором просил возложить на ответчиков обязанность в течение двух месяцев после вступления в силу решения суда провести работы по содержанию улицы Комарова в селе Береговое г. Феодосии в виде: по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода - устройство дренажных прорезей, планировка и уплотнение щебеночных и гравийных обочин; 2) по дорожным одеждам: восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 июня 2023 года исковые требования удовлетворены. На администрацию города Феодосии Республики Крым и МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым Республики Крым" возложена обязанность, привести в соответствии с п.5.2.4 ФИО4 50597- 2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", введенного приказом Росстандарта от 26.09.2021 N-ст, п.4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", в соответствии с разделом IV Классификатора в течении двух месяцев после вступления в силу решения суда провести работы по содержанию улицы Комарова в селе Береговое г. Феодоссии в виде: по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода - устройство дренажных прорезей, планировка и уплотнение щебёночных и гравийных обочин; по дорожным одеждам: восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 1 ноября 2023 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Министерство транспорта Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым"; произведена замена ОГИБДД ОМВД России по г. Феодосии на Министерство внутренних дел по Республике Крым.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 20 июня 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация города Феодосия просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора; судами допущено нарушение норм материального права; не в полной мере исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения дела; в материалах дела отсутствуют заключения эксперта либо диагностики автомобильных дорог муниципального значения ул. Комарова, с. Береговое в г. Феодосия, из которой можно сделать выводы, что указанная дорога нуждается в ремонте; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора не привлечены к участию в деле: Министерство Транспорта Республики Крым, ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2024 года судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам административного судопроизводства. Дело передано в судебную коллегию по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения по существу кассационной жалобы администрации города Феодосии Республики Крым.
Определением судьи от 1 апреля 2024 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по административному делу не допущено.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Рассматривая дело по правилам суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Установлено, что прокуратурой города Феодосии по многочисленным обращениям жителей улицы Комарова в с. Береговое г. Феодосия с привлечением ОГИБДД ОМВД по городу Феодосии проведена проверка эксплуатационного состояния проезжей части улицы.
Согласно сводным сведениям по объекту улично-дорожной сети улицы Комарова в с. Береговое г. Феодосия, отраженным в паспорте 2014 года, суммарная протяженность объекта по осям всех участков составляет 654, 0 п. м, тип покрытия которой: часть асфальта-бетонное (без дефектов), часть - 456 м от д. N 1-27 до д. N 35-55 - грунтогравийное (щебень, песчано-гравийная смесь с многочисленными дефектами покрытия.
С привлечением специалистов ОГИБДД ОМВД России по городу Феодосии прокуратурой города 30 января 2023 года проведено обследование в ходе которого выявлены дефекты в виде многочисленных выбоин, размеры которых превышают предельные размеры, указанные в таблице 5.3 ГОСТ Р 50597-2017, в районе домов N N, 25, 36 по ул. Комарова в с. Береговое они составляли: 1) длина - 0, 5 м, ширина - 0, 4м, глубина - 4 см; 2) длина - 0, 3 м, ширина - 0, 4 м, глубина - 3, 5 см; 3) длина - 0, 3 м, ширина - 0, 2м, глубина - 2, 5 см, общей площадью более 5.2 кв. м, а также отсутствие дорожных знаков.
20 февраля 2023 года прокуратурой города Феодосии внесено представление в Администрацию города Феодосии Республики Крым об устранении выявленных нарушений, о принятии мер по приведению ее в соответствии с требованиями действующего законодательства.
28 марта 2023 года на представление прокурора получен ответ, в соответствии с которым, Администрацией города Феодосии Республики Крым организованы и приняты меры по установке дорожных знаков на улице Комарова в с. Береговое г. Феодосия. Также указано, что улица будет учтена при составлении Плана ремонта и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на последующие периоды, начиная с 2024 года.
Проведенным 12 мая 2023 года повторным инструментальным обследованием с привлечением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по городу Феодосии установлено, что недостатки улично-дорожной сети не устранены, многочисленные дефекты проезжей части с грунтогравийным покрытием остались, в том числе: в районе дома N - 1)длина 0, 5 м, ширина 50 см, глубина 9 см; 2) длина 0, 7 м, ширина - 60 см, глубина - 8 см; 3) длина - 0, 5 м, ширина - 40 см, глубина 7 см; в районе дома N-1) длина 0, 6 м, ширина -50 см? глубина - 9 см; 2) длина - 0, 55 м, ширина - 55 см, глубина 8 см; 3) длина 0, 8 м, ширина - 70 см, глубина - 8 см; в районе дома N - 1) длина 0, 6 м, ширина - 60 см, глубина - 7 см; 2) длина - 0, 55 м, ширина -55 см, глубина - 8 см; 3) длина - 0, 8 см, ширина - 70 см, глубина - 8 см.
Судом апелляционной инстанции установлено, что улица Комарова в с. Береговое г. Феодосия - это обустроенные и используемые для движения транспортных средств полоса земли, предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов к жилым домам и другим общественным объектам, что также следует из публичной кадастровой карты.
В соответствии с пунктами 6, 12, 20 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Сохранность автомобильной дороги - состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование.
В силу части 1 статьи 17 указанного федерального закона, части 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N-ст, направлен на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортноэксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
В силу раздела 2 указанного нормативного акта, выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц (пункт 4.1 ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно пункта 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. ГОСТ Р 50597-2017 распространяется на группы улиц, которые определены в таблице 4.1 Национального стандарта, в том числе на: улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные, улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные.
В соответствии с 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0, 06 кв. м. Таблицей 5.3 указанного пункта ГОСТ установлены размеры дефектов покрытия и сроки их устранения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункту 4 статьи 6, части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изложенное, как указывает суд апелляционной инстанции, свидетельствует, что на администрацию муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым как на орган местного самоуправления возложена обязанность по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в силу закона.
В соответствии с пунктами 2.9, 2.10 Положения о Муниципальном казенном учреждении "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым", утвержденного решением Феодосийского городского совета от 28 февраля 2020 года N, Управление является самостоятельным отраслевым органом Администрации города Феодосии Республики Крым задачами которого являются, в том числе, организация дорожной деятельности (за исключением строительства, реконструкции и капитального ремонта) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым и обеспечение безопасности дорожного движения на них; организация ремонта и содержания дорог, освещения улиц.
На основании пунктов 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 23 октября 1993 года N, дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения; дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств".
Приказом Министерства Транспорта России от 16 ноября 2012 года N "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" установлены состав и виды работ, в том числе при содержании автомобильных дорог, предназначенных для использования при планировании объёмов дорожных работ, исключительным уполномоченным органом по их выполнению, в соответствии с законодательством в сфере безопасности дорожного движения, является орган местного самоуправления.
В состав работ по содержанию автомобильных дорог, в силу пункта 6 раздела IV данного приказа входит: 1) по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода - устройство дренажных прорезей, планировка и уплотнение щебеночных и гравийных обочин; 2) по дорожным одеждам: восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр.
Согласно таблицы 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0, 06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью более 2, 1 и 5.2 кв. м, на дорогах IV и V категории устраняются в срок от 14 до 20 суток, не более.
Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, вышеуказанные повреждения дорожного покрытия, свидетельствуют об отсутствии возможности неограниченного круга лиц в пользовании уличной сетью, нарушают законные права на комфортную среду обитания жителей улицы, лишают возможности проезду собственного автотранспорта к жилым домам, а также создают преграды для беспрепятственного проезда транспорта скорой помощи, МЧС и других социальных служб, составляют угрозу не только безопасности дорожного движения, но и жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также принадлежащему им имуществу, в частности транспортным средствам.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором требований, в связи с чем, данные требования удовлетворил.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемого судебного акта соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами права, регулирующих возникшие правоотношения.
Довод кассационной жалобы о том, что в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора не привлечены к участию в деле: Министерство Транспорта Республики Крым, ГКУ РК "Служба автомобильных дорог Республики Крым" не состоятелен, поскольку основанием для перехода рассмотрения судом апелляционной инстанции дела по правилам суда производства в суде первой инстанции. послужило привлечение к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Министерство транспорта Республики Крым, Государственное казенное учреждение Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым", а также произведена замена ОГИБДД ОМВД России по города Феодосии на Министерство внутренних дел по Республике Крым.
Не является основание к отмене обжалуемого судебного акта и довод жалобы об отсутствии в материалах дела заключения эксперта либо диагностики автомобильных дорог муниципального значения ул. Комарова, с. Береговое в г. Феодосия, из которой можно сделать выводы, что указанная дорога нуждается в ремонте, поскольку на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд назначает экспертизу, если в ходе рассмотрения административного дела возникают вопросы, требующие специальных знаний. По данному делу такие обстоятельства отсутствуют, а участвующие в деле лица такого ходатайства не заявляли.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 апреля 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Раптанова М.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.