Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Раптановой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО6, ФИО8 - ФИО9 на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 октября 2023 года по административному делу по административному иску ФИО6, ФИО7, ФИО8 к межрайонный инспекции Федеральной налоговой службы N по Республике Крым, заинтересованные лица - ФИО10, финансовый управляющий ФИО1, НО "Крымский республиканский фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства", Совет министров Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, УФНС России по Республике Крым, об оспаривании действий, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
представитель административных истцов - ФИО9 обратилась в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Республике Крым (далее - МИФНС N) по исключению Жилищного кооператива "Новый свет" (далее - ЖК "Новый Свет") из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица; обязать МИФНС N внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ сведения о Жилищном кооперативе "Новый свет" как о действующем юридическом лице.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются кредиторами указанного юридического лица, и в связи с неисполнением перед ними обязательств имущественного характера, полагают нарушенными их права по исключению Жилищного кооператива "Новый Свет" (ОГРН N, ИНН N) из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица. Так, по мнению стороны истца они являются кредиторами Жилищного кооператива "Новый Свет" и в силу положений Закона Республики Крым от 26 августа 2020 г. N-ЗРК/2020 "О поддержке пострадавших граждан - участников строительствам объектов - капитального строительства на территории Республики Крым, предназначенных для проживания" имеют право на выплату компенсации в размере выплаченных денежных средств по договорам при наличии, в том числе, вступившего в законную силу решения суда об их взыскании.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 ноября 2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 18 апреля 2022 г, решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 ноября 2021 г. оставлено без изменения.
Кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27 сентября 2022 г. решение Киевского районного суда года Симферополя Республики Крым от 18 ноября 2021 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 18 апреля 2022 года отменено.
Административное дело N 2а-2461/2021 направлено на новое рассмотрение в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в ином составе суда.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 мая 2023 г. в удовлетворении административного иска отказано. Не согласившись с данным решением, представитель административных истцов ФИО9 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, а также на нарушение норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 октября 2023 г. указанное решение от 25 мая 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 марта 2023 г. заявитель ссылается на то, что Жилищный кооператив "Новый свет" взятых на себя обязательств перед административными истцами до настоящего времени не выполнил, срок их исполнения истек, многоквартирный жилой дом не построен и не введен в эксплуатацию, право собственности на квартиры за истцами не оформлено, правоустанавливающие документы не представлены. Поскольку у жилищного кооператива имеется не погашенная задолженность перед административными истцами, то вследствие прекращения юридического лица по решению налогового органа, истцы в настоящее время лишены возможности предъявить свои требования о возврате денежных средств к ЖК "Новый свет" в судебном порядке, что нарушает их законные права и интересы. Кроме того, при пересмотре настоящего дела в ином составе судом не учтены обстоятельства, которые необходимо было исследовать и дать надлежащую правовую оценку согласно определения Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением судьи от 10 апреля 2024 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения, проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Так, согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по административному делу не допущено.
В силу статьи 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено нижестоящими судами, административные истцы являются лицами, в пользу которых Жилищный кооператив "Новый Свет" не исполнил обязательства имущественного характера, что подтверждается расписками и договорами оплаты взносов с последующим предоставлением жилого помещения.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Жилищный кооператив "Новый Свет" был зарегистрирован 7 сентября 2016 г. за ОГРН 1169102082731, ИНН 9103081512.
Физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является председатель правления ФИО10 Адресом регистрации юридического лица является 298600. Республика Крым, г..Ялта, ул. Екатерининская, д. 3, офис 2. 8 июня 2020 г..по Республике Крым в отношении ЖК "Новый Свет" сформированы следующие справки: о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с которой последняя дата предоставления документов отчетности от 14 февраля 2019 г..; об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, в соответствии с которой последние даты операций по расчетному счету N - 1 сентября 2017 г..15 июня 2020 года МИФНС N принято Решение N о предстоящем исключении Жилищного кооператива "Новый Свет" из Единого государственного реестра юридических лиц, на основании пункта 2 статьи 21.1 ФЗ N 129-ФЗ, а именно, при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Сообщение о принятом регистрирующим органом 15 июня 2020 года решении N опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N (791) от 17 июня 2020 года/727. Одновременно с решением опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявлений от заинтересованных лиц в 3-хмесячный срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 21.1 ФЗ от 8 августа 2001 г..N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в МИФНС не поступило. 8 октября 2020 г, на основании пункта 7 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 г..N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующим органом в Едином государственном реестре юридических лиц внесена запись за ГРН N об исключении ЖК "Новый Свет" из ЕГРЮЛ.
Отказывая в удовлетворении административного иска, при новом рассмотрении дела, нижестоящие суды исходили из законности действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Республике Крым по исключению ЖК "Новый Свет" из Единого государственного реестра юридических лиц, как недействующего юридического лица, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным органом, процедура исключения из государственного реестра, предусмотренная Федеральным законом от 8 августа 2021 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующим органом соблюдена. Вместе с тем, при рассмотрении дела суды учли положения части 4 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и выводы суда кассационной инстанции, дал должную оценку представленным в материалы дела доказательствам.
С выводами судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований кассационная инстанция соглашается в силу следующего.
Так, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N129-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ.
На основании пункта 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 1 и 2 статьи 21.1 Федерального закона N129-ФЗ регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица, к которым отнесены: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с Приказом ФНС России от 16 июня 2006 г. "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (зарегистрированному в Минюсте Российской Федерации 4 июля 2006 г. N) указанные решения публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Согласно пункту 4 статьи 21.1 Федерального закона N129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Федерального закона N129-ФЗ).
В силу указанного, разрешая дело, суды правильно руководствовались указанными правовыми нормами.
Так, судебными инстанциями, также установлено, что 15 июня 2020 г. МИФНС N принято Решение N о предстоящем исключении ЖК "Новый Свет" из Единого государственного реестра юридических лиц, на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, а именно, при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Сообщение о принятом регистрирующим органом 15 июня 2020 г. решении N опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N (791) от 17 июня 2020 г./727. Заявлений от заинтересованных лиц в срок 3 месяца, то есть до 17 сентября 2020 г, предусмотренный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, в МИФНС не поступало. Сведения, размещенные в ЕГРЮЛ, а также публикуемые в "Вестнике государственной регистрации" являются общедоступными. 8 октября 2020 года регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2209100336311 об исключении ЖК "Новый Свет" из ЕГРЮЛ.
Таким образом, судами верно указано, что регистрирующим органом соблюдена процедура исключения юридического лица из государственного реестра. При этом, наличие задолженности у ЖК "Новый Свет" перед административными истцами (кредиторами) при условии, что о таких обязательствах в установленном пункте 4 статьи 21.1 Федерального закона N129-ФЗ заявлено не было, и при наличии оснований для его исключения из ЕГРЮЛ, предусмотренных статьей 21.1 Федерального закона N129-ФЗ, само по себе не препятствует исключению юридического лица по решению регистрирующего органа из ЕГРЮЛ. Кроме того, при направлении административного дела на новое рассмотрение в Киевский районный суд г. Симферополя в ином составе суда в кассационном определении указано, что судами не дана надлежащая оценка тому факту, что исключение жилищного кооператива как недействующего юридического лица безусловно препятствует административным истцам (инвесторам) и иным заинтересованным лицам реализовать право на получение компенсации, предусмотренной Законом Республики Крым N-ЗРК/2020, принятым в целях оказания пострадавшим участникам строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства объектов капитального строительства на территории Республики Крым, предназначенных для проживания.
Также указано на необоснованность выводов судов об отсутствии со стороны административных истцов достаточной степени заботливости и осмотрительности.
В соответствии с положениями части 4 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" следует иметь в виду, что суд кассационной инстанции вправе изменить правовую квалификацию отношений сторон, данную судами первой и (или) апелляционной инстанций, основываясь на установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствах. Если при этом дело направляется на новое рассмотрение, указания суда кассационной инстанции о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего административное дело. Во исполнение указаний, содержащихся в кассационном определении от 27 сентября 2023 г. судами при новом рассмотрении дела была дана надлежащая оценка указанному факту, выяснены и установлены юридически значимые обстоятельства для разрешения дела, а также указано на наличие у административных истцов правовых способов защиты своих прав, несмотря на законное и обоснованное исключение ЖК "Новый Свет" из ЕГРЮЛ.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, учитывая положения статей 1, 4, 227 КАС РФ апелляционная инстанция отмечает, что право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы, которые возможно восстановить и компенсировать в рамках КАС РФ. Таким образом, удовлетворение административного иска в порядке главы 22 КАС РФ связано не только с установлением факта незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) публичных органов и их должностных лиц, но и с установлением факта нарушения прав, законных интересов истца, а также возможности их восстановления теми механизмами, которые доступны суду по правилам административного судопроизводства.
При отсутствии таковых механизмов, требования административного истца удовлетворению не подлежат, поскольку целью и задачами административного судопроизводства и соответственно целью удовлетворения иска, является защита и восстановление нарушенных прав лица, обратившегося в суд (статья 46 Конституции РФ, статьи 1, 4, 218, 226 и 227 КАС РФ).
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами права, регулирующих возникшие правоотношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны позиции подателя жалобы в нижестоящих судах, которым суды дали надлежащую оценку, с чем судебная коллегия соглашается.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 мая 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Раптанова М.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.