Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Мальмановой Э.К. и Русакова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Николаевского муниципального района Волгоградской области на решение Николаевского районного суда Волгоградской области от 2 октября 2023 г. и апелляционное определение Волгоградского областного суда от 13 декабря 2023 г. по делу по иску Главного государственного санитарного врача по городу Волжскому, Ленинскому, Среднеахтубинскому, Николаевскому, Быковскому районах Волгоградской области к муниципальному унитарному предприятию "Ленинское коммунальное хозяйство" Ленинского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области, администрации Ленинского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
главный государственный санитарный врач по г. Волжскому, Ленинскому, Среднеахтубинскому, Николаевскому, Быковскому районам Волгоградской области обратился в Николаевский районный суд Волгоградской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Ленинское коммунальное хозяйство" Ленинского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области, администрации Ленинского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что по информации администрации Ленинского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области исх. N от 16 июня 2023 г. источниками водоснабжения, который не имеет проектов ЗСО и СЭЗ на проекты зон санитарной охраны, не имеют санитарно-эпидемиологических заключений на использование водного объекта в качестве источника питьевого водоснабжения является артезианская скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Ленинское, ул. Северная, в 220 м. на юго-восток от жилого дома ул. Песчанная, 1; артезианская скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Ленинское, ул. Весенняя, в 52 м. на северо - запад от жилого дома ул. Весенняя, 21; буровая скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Ленинское, ул. Октябрьская 19а; буровая скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Искра, на расстоянии 80 м. от с. Искра на юго-восток.
Указанное подтверждается также сведениями из Реестра санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию, Реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов http://fp.crc.ru.
В настоящее время услуги по водоснабжению населению села Ленинское, с. Искра оказывает юридическое лицо - муниципальное унитарное предприятие "Ленинское коммунальное хозяйство".
В соответствии с постановлением администрации Ленинского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области N от 5 октября 2022 г. "О закреплении на праве хозяйственного ведения имущества за муниципальным унитарным предприятием "Ленинское коммунальное хозяйство" Николаевского муниципального района Волгоградской области", а также приложения к постановлению от 5 октября 2022 г. N, все перечисленные скважины переданы администрацией на праве хозяйственного ведения МУП "Ленинское КХ".
Согласно Перечня, приложенному к постановлению, МУП "Ленинское КХ" переданы: артезианская скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Ленинское, ул. Северная, в 220 на юго-восток от жилого дома ул. Песчаная, 1; артезианская скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Ленинское,, ул. Северная, ул. Весенняя, в 52м. на северо-запад от жилого дома ул. Весенняя, 21; буровая скважина N, расположенная по адресу Николаевский район, с. Ленинское, ул. Октябрьская, 19а; буровая скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Искра, на расстоянии80 м. от с. Искра на юго-восток.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ в отношении МУП "Ленинское КХ" учредителем предприятия является администрация Ленинского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области. Основным видом деятельности предприятия является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
Учитывая изложенное, ответственными за нарушение требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с.Ленинское, с.Искра Николаевского муниципального района Волгоградской области являются МУП "Ленинское КХ" и администрация Ленинского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области.
Просил суд обязать администрацию Ленинского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить муниципальному унитарному предприятию "Ленинское коммунальное хозяйство" денежные средства для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов ЗСО санитарным правилам, артезианская скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с.Ленинское, ул. Северная, в 220 м. на юго-восток от жилого дома ул.Песчаная, 1; артезианская скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Ленинское, ул. Весенняя, в 52 м на северо-запад от жилого дома ул. Весенняя, 21; буровая скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с.Ленинское, ул.Октябрьская 19а; буровая скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Искра, на расстоянии 80 м. от с.Искра на юго-восток, в соответствии с требованиями п.1.4, п.1.6, п.1.11, п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", ч.5 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- для получения санитарно-эпидемиологических заключений на использование водных объектов в качестве источника питьевого водоснабжения: артезианская скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с.Ленинское, ул.Северная, в 220 м. на юго-восток от жилого дома ул. Песчаная, 1; артезианская скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с.Ленинское, ул.Весенняя в 52 м на северо-запад от жилого дома ул. Весенняя, 21; буровая скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Ленинское, ул. Октябрьская 19а; буровая скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Искра, на расстоянии 80 м. от с. Искра на юго-восток, в соответствии с требованиями части 3 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Обязать МУП "Ленинское коммунальное хозяйство" в течение одного года после выделения денежных средств администрацией Ленинского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области провести мероприятия по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства, а именно: по оформлению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов ЗСО санитарным правилам, артезианская скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Ленинское, ул. Северная, в 220 м. на юго-восток от жилого дома ул. Песчаная, 1; артезианская скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Ленинское, ул. Весенняя в 52 м. на северо-запад от жилого дома ул.Весенняя, 21; буровая скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с.Ленинское, ул. Октябрьская, 19а; буровая скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с.Искра, на расстоянии 80 м. от с.Искра на юго-восток, в соответствии с требованиями п.1.4, п.1.6, п.1.11, п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", частью 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- по оформлению санитарно-эпидемиологических заключений на использование водных объектов в качестве источника питьевого водоснабжения: артезианская скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Ленинское, ул. Северная, в 220 м. на юго-восток от жилого дома ул. Песчаная, 1; артезианская скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с. Ленинское, ул.Весенняя в 52 м. на северо - запад от жилого дома ул.Весенняя, 21; буровая скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с.Ленинское, ул. Октябрьская, 19а; буровая скважина N, расположенная по адресу: Николаевский район, с.Искра, на расстоянии 80 м. от с. Искра на юго-восток, в соответствии с требованиями ч.3 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Решением Николаевского районного суда Волгоградской области от 2 октября 2023 г. судом постановлено указанное выше решение.
Апелляционным определением Волгоградского областного суда от 13 декабря 2023 г. решение от 2 октября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции 9 апреля 2024 г, заявитель просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции, принять новый судебный акт которым отказать в удовлетворении исковых требований к администрации Николаевского муниципального района в полном объеме, поскольку она не является надлежащим ответчиком по делу.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2024 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г... N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее ФЗ N416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с частью 1.1 статьи 6 ФЗ N416-ФЗ указанные полномочия органов местного самоуправления, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Как установлено судами, полномочия по осуществлению организации водоснабжения в границах Ленинского сельского поселения переданы вместе с финансовым обеспечением администрации Ленинского сельского поселения (соглашение от 25 мая 2022 г. N). Ввиду того, что администрация Николаевского муниципального района не осуществляет полномочия по водоснабжению Ленинского сельского поселения она является не надлежащим ответчиком.
Разрешая заявленные требования, нижестоящие суды ссылаются на то, что полномочия были переданы в усеченном виде, однако данный вывод безоснователен и противоречит материалам дела.
Согласно соглашению N от 25 мая 2022 г. о передаче полномочий Николаевского муниципального района по осуществлению в границах поселения водоснабжения населения и предоставления иного межбюджетного трансферта для осуществления данных полномочий, заключенного между администрацией Николаевского муниципального района и администрацией Ленинского сельского поселения, следует что администрация района передает, а администрация поселения принимает к исполнению полномочия по осуществлению организации в границах поселения водоснабжения населения на территории с. Ленинское и п. Искра, (п.1.1).
Пунктом 2.1 указанного соглашения предусмотрено, что реализация полномочий, передаваемых по настоящему соглашению осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Николаевского муниципального района.
Согласно пункту 2.2 Соглашения, иные межбюджетные трансферты на водоснабжение могут расходоваться сельским поселением на определенные цели. Данный перечень не является закрытым и может быть скорректирован.
Указанное, подтверждается дополнительным соглашением от 25 июля 2023 года, по которому администрация района выделила дополнительное финансирование администрации поселения на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. В данной связи стоит отметить ошибочность выводов судов о том, что данное выделение дополнительного финансирования свидетельствует о передаче полномочий в ограниченном виде. Однако, нижестоящими судами не дана правовая оценка действиям администрации Ленинского сельского поселения, как органа, осуществляющего полномочия по организации водоснабжения, а именно в случае если финансирование переданных полномочий было недостаточным по какой причине она не обращалась в администрацию Николаевского муниципального района за дополнительным финансированием.
Более того, как верно отмечено заявителем, в 2015 г. в связи с изменением статьи14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и возложении обязанности по организации водоснабжения в сельских поселениях на муниципальный район, в Николаевском районе для этих целей было создано МУП "Многоотраслевое коммунальное хозяйство". В 10 из 11 сельских поселений вопросами организации водоснабжения занимается МУП Многоотраслевое коммунальное хозяйство".
Только Ленинское сельское поселение на протяжении 8 лет занимается организацией водоснабжения самостоятельно и не предпринимало действий по приведению своего имущества (скважин) в соответствие с требованиями санитарно - эпидемиологического законодательства.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно части 1 статьи 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
При рассмотрении настоящего дела судами допущены нарушения и вышеуказанных норм.
Так, из анализа заявленных требований и вынесенных судебных актов следует, что требования обусловлены тем, что скважины, расположенные на территории Ленинского сельского поселения не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно к их эксплуатации.
Истцом требования заявлялись в части обязания администрации Ленинского сельского поселения Николаевского муниципального района Волгоградской области выделить муниципальному унитарному предприятию "Ленинское коммунальное хозяйство" денежные средства для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Однако, судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац 36 статьи 6). Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально - техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При этом, понуждение администрации к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Указанное соответствует правовой позиции, сформулированной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 года N-КГ23-195-К4.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела и установлено судами, скважины, расположенные на территории Ленинского сельского поселения принадлежат на праве собственности Ленинскому сельскому поселению.
Судами возложена обязанность по приведению скважин в соответствие с нормами действующего законодательства, на администрацию Николаевского муниципального района, с чем заявитель не согласен, и по мнению кассационной инстанции требует дополнительной проверки.
Таким образом, допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В силу указанного, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Николаевского районного суда Волгоградской области от 2 октября 2023 г. и апелляционное определение Волгоградского областного суда от 13 декабря 2023 г. отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Николаевский районный суд Волгоградской области в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 28 мая 2024 года.
Председательствующий
Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К. Русаков А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.