Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Раптановой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 7 июня 2023 года и апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 8 ноября 2023 года по делу по иску прокурора Динского района Краснодарского края к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края об устранении нарушений.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Динского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края об обязании устранить нарушения.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в результате которой выявлены нарушения федерального законодательства. В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального жди межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации "губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2008 г. N, автомобильная дорога ст. Динская - станица Старомышастовская", проходящая по улице Ленина в станице ФИО2, является автомобильной дорогой регионального значения, заходится в ведении министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края. Разработка рабочей документации и осуществление ремонта указанной дороги осуществляется в рамках заключенного 28 октября 2019 г. Министерством с ООО "Автодордиагностика" контракта. Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Министерством полномочий по организации безопасности дорожного движения, приводит к нарушению прав и иконных интересов граждан. С целью устранения выявленных нарушений федерального законодательства прокуратурой района министру транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края внесено 1 июня 2022 г. представление, в результате рассмотрения которого меры, направленные на устранение указанных нарушений, органом исполнительной власти субъекта не приняты. Не соблюдение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации законодательства в сфере безопасности дорожного движения, организации водоснабжения послужило основанием для обращения прокурора с данным исковым заявлением.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 7 июня 2023 года удовлетворены исковые требования прокурора Динского района Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края об обязании устранить нарушения.
Суд постановил:обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения части 1 статьи 21, статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьи 3, 4 и 21 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требований, указанных в таблице 11.4 СП 42.13330.2016 "Градострои1Ьльство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N/пр, путем обеспечения ширины примыкания автомобильных дорог по ул. Крупской и ул. Советской в ст. ФИО2 в конце радиуса закругления, в месте сопряжения с местной дорогой, от бордюра до бордюра, равной не менее 5 метров 50 сантиметров. Обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения ст. 3, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N, путем организации въездов на автомобильную дорогу и съездов с нее к домовладениям N литеры "3", "И", "К", расположенным по ул. Ленина в ст. ФИО2 согласно составленной старшим инспектором дорожного надзора групп ДН ОГИБДД МВД России по Динскому району капитаном полиции ФИО4 схеме расположения съездов к домовладениям N, литеры К, И, 3 на участке автомобильной дороги "ст. Динская - ст. Старомышастовская (ул. Ленина в ст. ФИО2).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 8 ноября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 марта 2024 года заявитель просит оспариваемые судебные акты отменить, усматривает нарушение норм действующего законодательства. Ссылаются на то, что необходимо наличие проектной и рабочей документации для выполнения мероприятий по устройству дорог, которой нет.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2024 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по административным делам.
Определением судьи от 11 апреля 2024 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений нижестоящими судами не допущено.
Согласно статье 10 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в качестве основных его задач являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно- транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон N196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу статьи 5 Закона N196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно статье 22 Закона N196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 21 ФЗ-196 предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения,, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с положением, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 декабря 2015 г N "О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края", указанное Министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, обеспечивающим проведение в соответствии с действующим законодательством государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности, дорожного движения на них, организации дорожного движения, основной задачей которого является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы, обеспечение эффективности организации дорожного движения на автомобильных дорогах региональной) или межмуниципального значения.
В связи с вышеизложенным прокурор усматривает, что ответственным за содержание улично-дорожной сети и обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, в том числе указанных выше участков дорог, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Из материалов дела следует, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, в результате которой выявлены нарушения федерального законодательства.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 сентября 2008 г. N, автомобильная дорога "ст. Динская - ст. Старомышастовская", проходящая по ул. Ленина в станице ФИО2, является автомобильной дорогой регионального значения, находится в ведении министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Разработка рабочей документации и осуществление ремонта указанной дороги осуществляется в рамках заключенного 28 октября 2019 г. Министерством с ООО "Автодордиагностика" контракта.
В соответствии с пунктом 2.4 ГОСТа Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", утвержденного Приказом Ростехрегулировния от 22 ноября 2005 г. N-ст доступ на автомобильную дорогу представляет собой возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемую типом пересечения или примыкания. Съезды с автодороги и выезды на нее в районе указанных домовладений согласно пункта 2.4.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. N, расположены в охранной зоне водопроводов, ширина которой составляет не менее 10 метров в каждую сторону от крайних линий водопровода при диаметре водоводов до 1 000 мм.
При этом, имеющиеся до реконструкции автомобильной дороги въезды на дорогу и съезды с нее к указанным домовладениям не организованы. В соответствии с указанными нормами исключается размещение въездов на указанную дорогу и съездов с нее на территории санитарно-защитной полосы водовода. Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования администрации ФИО2 сельского поселения.
Судами также установлено, что на участке автомобильной дороги общего пользования регионального значения ст.Динская - ст. Старомышастовская км. 18 + 366 слева (пересечения ул. Советская и ул. Крупской в ст. ФИО2) Министерством не принято должных мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. По краям проезжей части указанной автомобильной дороги, в том числе и на радиусах закруглений на существующих примыканиях, где ранее была обочина, проведены работы по устройству бортового камня.
Согласно требованиям, указанным в таблице 11.4 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N/пр, ширина примыкания автомобильных дорог по ул. Крупской и ул. Советской в ст. ФИО2 в конце радиуса закругления, в месте сопряжения с местной дорогой, должна составлять от бордюра до бордюра 5 м. 50 см. В нарушение указанных норм, ширина примыкания указанных автомобильных дорог в конце радиуса закругления, в месте сопряжения с местной дорогой, от бордюра до бордюра составляет 4 м. 50 см, что подтверждается информацией ОГИБДД ОМВД России по Динскому району от 11 января 2022 г. N.
Принимая во внимание изложенное, нижестоящие суды верно указали, что вышеуказанные нарушения на указанном участке автомобильной дороги создают угрозу совершения дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, влекут невыполнение целей и задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", по снижению смертности в результате дорожно- транспортных происшествий в сравнении с 2017 г, что является недопустимым.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком полномочий по организации безопасности дорожного движения, приводят к нарушению прав и законных интересов граждан.
Судами установлено, что прокуратурой района министру транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края внесено 1 июня 2022 г. представление, в результате рассмотрения которого меры, направленные на устранение указанных нарушений, органом исполнительной власти субъекта не приняты. Доказательств устранения указанных нарушений ответчиком не представлено. Прокуратурой района совместно с представителями МУП " ФИО2", администрации ФИО2 сельского поселения, ОГИБДД МВД России по Динскому району осуществлен выезд с целью осмотра съездов к домовладениям N, литеры "К", "И", "3", расположенным по ул. Ленина в ст. ФИО2 (на участке автомобильной дороги "ст. Динская - ст. Старомышастовская". По результатам выезда старшим инспектором дорожного надзора групп ДН ОГИБДД МВД России по Динскому району капитаном полиции составлена схема расположения съездов к домовладениям N, литеры "К", "И", "3" на участке (автомобильной дороги "ст. Динская - ст. Старомышастовская (ул. Ленина - в ст. ФИО2). Данной схемой предусмотрен вариант организации съездов к указанным домовладением: ширину имеющегося съезда к домовладению N литер "К" (6 метров) увеличить до 9 метров в сторону съезда к домовладению N литер "И" путем опускания бордюрного камня, имеющийся съезд к домовладению N литер "И" и "К" (6 метров) разделить на 2 съезда по 4 метра каждый: съезд к домовладению N литер "И" сдвинуть на 2 метра в сторону домовладения N литер "К" путем опускания бордюрного камня, съезд к домовладению N литер "3" сдвинуть на 3 метра в противоположную сторону от домовладения N литер "И" путем опускания бордюрного камня, на месте пролегания водопровода - ввода к домовладению N литер "И" поднять бордюрный камень, по обеим сторонам которого установить бордюрные камни с уклонами фронтальных граней.
В связи с изложенным, нижестоящие суды решили возложить на ответчика обязанность устранить выявленные нарушения статей 3, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2.4.3 СанПиН 2.1..1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.3.2002 N, путем организации въездов на автомобильную дорогу и съездов с нее к домовладениям N литеры "3", "И", "К", расположенным по ул. Ленина в ст. ФИО2 согласно составленной старшим инспектором дорожного надзора групп ДН ОГИБДД МВД России по Динскому району схеме расположения съездов к домовладениям N, литеры К, И, 3 на участке автомобильной дороги "ст. Динская - станица Старомышастовская (ул. Ленина в ст. ФИО2), а также обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края устранить выявленные нарушения части 1 статьи 21, статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статей 3, 4 и 21 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требований, указанных в таблице 11.4 СП 42.13330.2016 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N/пр, путем обеспечения ширины примыкания автомобильных дорог по ул. Крупской и ул. Советской в ст. ФИО2 в конце радиуса закругления, в месте сопряжения с местной дорогой, от бордюра до бордюра, равной не менее 5 м. 50 см.
Кассационный суд соглашается с указанными выводами нижестоящих судов, полагает, что невыполнение ответчиком соответствующих действий свидетельствует о неисполнении требований законодательства в сфере транспортной безопасности.
Выводы нижестоящих судов следует признать правильными, поскольку соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, а также нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют правовую позицию заявителя при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору; вновь приведенные в кассационной жалобе, они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Несогласие подателя кассационной жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Краснодара от 7 июня 2023 года и апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 8 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 мая 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Раптанова М.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.