Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО5 - ФИО6 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 29 января 2024 года по административному исковому заявлению ФИО5 к администрации города Алушты Республики Крым, заинтересованное лицо - Управление имущественных и земельных отношений администрации города Алушты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к администрации города Алушты Республики Крым, заинтересованное лицо - Управление имущественных и земельных отношений администрации города Алушты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, возложении обязанности совершить определенные действия.
Алуштинским городским судом Республики Крым от 28 сентября 2023 года вынесено решение, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 29 января 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции 12 апреля 2024 г, заявитель просит отменить оспариваемые судебные акты, усматривает нарушение норм действующего законодательства.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 апреля 2024 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Так, разрешая заявленные исковые требования, и отказывая в их удовлетворении, суды установили, что решение Малореченского сельского Совета N от сентября 2010 г. выдано на основании архивной выписки из решения Малореченского сельского совета N от 6 апреля 2000 г. Согласно выписке из решения от 6 апреля 2000 г. земельный участок предоставлен в частную собственность, на основании Декрета кабинета министров Украины от 26 февраля 1992 г. N. Согласно решению от 9 апреля. 2010 г. ФИО5 предоставлено лишь разрешение на составление проекта отвода земельного участка на основании заявления ФИО5 и Земельного кодекса Украины (статьи 118, 121). Следовательно, указанные решения имеют разные основания и выданы на разные земельные участки. Кроме того, на сегодняшний день границы земельного участка утверждены, участок поставлен на государственный кадастровый учет, однако заявителю реализовать свое право не представляется возможным.
На основании пункта 1 Декрета кабинета министров Украины от 26 февраля 1992 г. N сельским, поселковым, городским Советам народных депутатов обеспечить передачу в течение 1993 г. гражданам Украины частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины.
В соответствии со статьей 118 Земельного кодекса Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка в пределах норм бесплатной приватизации, находящегося в его пользовании, в том числе земельного участка, на котором расположены жилой дом, хозяйственные постройки, сооружения, находящихся в его собственности, подает ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса.
К ходатайству прилагается разработанная в соответствии с Законом Украины "О землеустройстве" техническая документация по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), что заказывается гражданином без предоставления разрешения на ее разработку.
Согласно статье 121 Земельного кодекса Украины граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им в собственность земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в следующих размерах - для строительства индивидуальных гаражей - не более 0, 01 гектара.
Из изложенного следует, что ФИО5 могла приобрести в собственность 100 кв.м. земли для строительства гаража. Так же, Верховным судом Республики Крым указано, что заявление о предоставлении земельного участка могло быть подано не позднее 1 января 2021 г.
Однако судами не учтены следующие обстоятельства.
Так, процедура по завершению оформления прав на земельные участки предусматривает несколько стадий, и все подаваемые заявления в рамках завершения оформления прав по сути являются о предоставлении земельного участка, а законодателем не конкретизировано какое из заявлений должно быть подано до 1 января 2021 г.
До 1 января 2021 г. неоднократно подавались заявления в Администрацию города Алушты о завершении оформлении прав на основании статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
После рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и ее утверждении Администрацией, ФИО5 были заказаны кадастровые работы по подготовке межевого плана, после документы с заявлением о постановке на кадастровый учет передавались в Администрацию для постановки на кадастровый учет и регистрацию права за муниципальным образованием, что подтверждается выпиской из ЕГРН о постановке на кадастровый учет и зарегистрированных правах.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером N.
Однако административным истцом получен отказ в предоставлении земельного участка бесплатно, в собственность, что подтверждается Постановлением Администрации г. Алушты Республики Крым от 24.11.2020 г. N.
Вместе с тем, административным ответчиком не предоставлены, запрошенные судом первой инстанции документы относительно обращений ФИО5 за период с 2019-2021 гг.
10 марта 2023 г. ФИО5 обратилась в Администрацию города Алушты с заявлением относительно предоставления земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Рыбачье, по ул. Северная, бесплатно в собственность в порядке завершения оформления прав на основании статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Постановлением Администрации города Алушты от 03.07.2023 г. N отказано в предоставлении земельного участка.
Причиной для отказа послужили те обстоятельства, что в соответствии с частью 7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 NPK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N могло быть подано не позднее 1 января 2021 г.
По мнению заявителя, с таким отказом Администрации нельзя согласиться, поскольку отказ является незаконным и нарушает ее права и интересы.
Решением 46-й сессии 6-го созыва Малореченского сельского совета г. Алушты АРК Украина 13 ноября 2012 г. N "О внесении изменений в решение сессии N от 9 апреля 2010 г. "О предоставлении ФИО5 разрешения на составление проекта отвода земельного участка для строительства гаража и получения госакта" N дано право дооформить земельный участок.
Согласно п. 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - ФКЗ N) до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования Имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года NPK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - ЗРК N) завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 г. (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно части 5 статьи 13 ЗРК N порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 N утвержден Порядок переоформления или завершения оформления прав на земельный участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
На основании пункта 5 Порядка возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункта 12 Порядка основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части 6 статьи 13 ЗРК N.
В силу части 6 статьи 13 ЗРК N основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются: наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 г, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением Администрации г. Алушты Республики Крым от 20 сентября 2020 г. N "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования"" установлены правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности - Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон 6-ФКЗ), предусмотренных статьями 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. NPK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон NPK).
Пунктом 12.1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: подача заявления с нарушением требований подпунктов 1) - 11) пункта 9.1 Административного регламента; представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренного пунктом 9.1 настоящего Административного регламента (подача заявления без предъявления документа, удостоверяющего личность заявителя, полномочия представителя заявителя, полномочия представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя).
Основанием для отказа в приеме к рассмотрению обращения за получением муниципальной услуги в электронном виде является наличие повреждений файла, не позволяющих получить доступ к информации, содержащейся в документе.
Основанием для отказа в приеме документов заявителя работником многофункционального центра является отсутствие либо отказ в предоставлении заявителем оригинала документа, удостоверяющего личность заявителя, представителя заявителя, а также предоставление недействительного документа, удостоверяющего личность заявителя.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги в части переоформления прав на земельные участки являются:
1) представление (направление) заявления неустановленной формы;
2) отзыв заявителем своего заявления;
3) решения и постановления судебных органов о запрете предоставлять муниципальную услугу в отношении конкретного земельного участка;
4) смерть заявителя либо признание его безвестно отсутствующим;
5) отсутствие у Органа полномочий распоряжаться указанным в заявлении земельным участком;
6) отзыв или истечение срока действия доверенности в случае, если с заявлением обратился уполномоченный представитель заявителя;
7) обращение за предоставлением государственной услуги юридических лиц, которые не привели учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также не внесли сведения о себе в Единый государственный реестр юридических лиц в установленный законом срок.
Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги в части завершения оформления прав на земельные участки являются:
1) отзыв заявителем своего заявления;
2) решения и постановления судебных органов о запрете предоставлять муниципальную услугу в отношении конкретного земельного участка;
3) смерть заявителя либо признание его безвестно отсутствующим;
4) отсутствие у Органа полномочий распоряжаться указанным в заявлении земельным участком;
5) предоставление заявителем решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, предусмотренного частью 1 статьи 13 Закона NPK, утратившего силу по состоянию на 18 марта 2014 г;
6) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;
7) несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 г. в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования либо документации по планировке территории;
8) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании пп.2 п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, в а применительно в пп.8 п.1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов. К законам, предусматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
В ч.2 ст.9, ч.2 ст.10 и ч.2 ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых Законом Республики Крым от 31.07.2014 N-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и она подпадает под действия статьи 13 данного Закона, по мнению заявителя, указанные документы свидетельствуют о наличие у него законного права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, находящегося в его фактическом пользовании.
Таким образом, к документам, подтверждающим право заявителя на приобретение земельного участка в собственность, в данном случае, относятся лишь решение 46-й сессии 6- го созыва Малореченского сельского совета г. Алушты АРК Украина 13.11.2012 г. N "О внесении изменений в решение сессии N от 09.04.2010 г. "О предоставлении ФИО5 разрешения на составление проекта отвода земельного участка для строительства гаража и получения гос.акта" N.
Судебными инстанциями надлежаще не исследован вопрос пропуска срока обращения административного истца за соответствующей государственной услугой. Истребуемые документы в суд первой инстанции представлены не были.
В связи с чем, кассационный суд считает выводы судов о пропуске срока преждевременными, без даче соответствующей правовой оценке этим обстоятельствам, судебные акты являются незаконными и подлежат отмене.
Таким образом, допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя.
В силу указанного, судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо принять во внимание изложенное, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 29 января 2024 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Алуштинский городской суд Республики Крым в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 31 мая 2024 года.
Председательствующий
Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К. Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.