Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" на решение Трусовского районного суда города Астрахани от 5 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО5 к Управлению муниципального имущества администрации МО "Город Астрахань", администрации муниципального образования "Город Астрахань" о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратилась в Трусовский районный суд города Астрахани с административным исковым заявлением к Управлению муниципального имущества администрации МО "Город Астрахань", администрации МО "Город Астрахань" о признании распоряжения незаконным, и возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указала, что она является членом СНТ "Ягодка", владеет и пользуется земельным участком N территории данного садового товарищества.
При обращении к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в СНТ "Ягодка" в Трусовском районе г. Астрахани, Распоряжением Управления муниципального имущества администрации муниципального "Город Астрахань" от 27 марта 2023 г. ей отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка N на территории СНТ "Ягодка" с видом разрешенного использования - для садоводства на основании пункта 1 статьи 39.16, пунктов 3, 5 статьи 39.17 ЗК РФ ввиду обращения с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а также несоблюдения условий образования земельного участка из земельного участка, предоставленного до дня вступления в законную силу Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства СНТ "Ягодка" либо иной организации, при которой создана или организована такая некоммерческая организация. Горшенина Т.Ю. считает данный отказ необоснованным и незаконным, в связи с чем, просит суд признать Распоряжение Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 27 марта 2023 г. N "Об отказе Горшениной Т.Ю. в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка N в СНТ "Ягодка" в Трусовском районе с видом разрешенного использования - для садоводства" незаконным, возложить на ответчиков обязанность предоставить в собственность земельный участок.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 5 июля 2023 г, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Астраханского областного суда от 4 октября 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Признано незаконным распоряжение Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 27 марта 2023 года за Nр-10-02-959 "Об отказе Горшениной Т.Ю. в предварительном согласовании предоставления бесплатно в собственность земельного участка N в садоводческом некоммерческом товариществе "Ягодка" в Трусовском районе для ведения садоводства. На Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос в предварительном согласовании предоставления бесплатно в собственность Горшениной Т.Ю. земельного участка N в садоводческом некоммерческом товариществе "Ягодка" в Трусовском районе для ведения садоводства.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 3 апреля 2024 г. заявитель выражает несогласие с принятым судами решениями, просит судебные инстанции обжалуемые судебные постановления отменить, усматривает нарушение норм действующего законодательства. При решении вопроса о предоставлении спорного участка в собственность определяющим фактором является не факт создания садоводческого товарищества, а факт выделения указанному товариществу земельного участка. Земельный участок предоставлен СНТ "Ягодка" в 2004 году, то есть после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, оснований для предоставления Горшениной Т.Ю. земельного участка в собственность не имеется.
Определением судьи от 17 апреля 2024 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему. Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Так, судами установлено и следует из материалов дела, что на основании постановления администрации г..Астрахани от 13 мая 1994 г..N Астраханским экспериментально - механическим заводом организовано коллективное садоводческое товарищество, с последующей передачей земельного участка, площадью 5.0 га в районе пос. Новолесное в Трусовском районе, для садоводства работникам Астраханского экспериментально-механического завода. Распоряжением Главы администрации Трусовского района г..Астрахани от 19 марта 1996 г..N-р, руководствуясь решением Правительства Российской Федерации "Об оказании помощи в развитии садоводческих и огороднических товариществ", Постановлением городской администрации N от 13 мая 1994 г..на основании Протокола общего собрания членов садоводческого товарищества, был зарегистрирован Устав садоводческого товарищества "Ягодка", на основании данного распоряжения была оформлена карточка на земельный участок. Горшенина (Контемирова) Т.Ю. является членом СНТ "Ягодка" с 1 июня 1995 г, владеет и пользуется земельным участком N по адресу: г..Астрахань, Трусовский район, СНТ "Ягодка", ул. Тамариксовая, площадью 936+/-11 кв.м, который распределен ей на основании решения общего собрания СНТ "Ягодка". Указанное подтверждается членской книжкой садовода, выпиской из протокола общего собрания СНТ "Ягодка".
Горшенина Т.Ю. обратилась в Управление муниципального имущества администрации г..Астрахани с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность вышеуказанного земельного участка для ведения садоводства, однако Распоряжением Управления муниципального имущества администрации г..Астрахани от 27 марта 2023 г..Nр-10-02-959 ей отказано в предварительном согласовании предоставления бесплатно в собственность земельного участка N в садоводческом некоммерческом товарищества "Ягодка" с кадастровым номером N в Трусовском районе для ведения садоводства, на основании пунктов 3, 5 статьи 39.17, пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду обращения с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а также несоблюдения условий образования земельного участка из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства СНТ "Ягодка" либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования Горшениной Т.Ю, суды указали, что для приобретения в собственность спорного земельного участка выполнены все необходимые правовые условия передачи земельных участков предназначенных для ведения садоводства, огородничества в собственность граждан. При таких обстоятельствах отказ ответчиков от передачи в собственность Горшениной Т.Ю. спорного участка является неправомерным.
С выводами судов соглашается суд кассационной инстанции.
Так, согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.
Согласно пункту 2.10 данной статьи основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Установлено, что Горшенина Т.Ю. является членом СНТ "Ягодка" с 01 июня 1995 года, что подтверждается справкой названного товарищества, заключением правления СНТ "Ягодка", членской книжкой.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, земельный участок, предоставленный Горшениной Т.Ю, образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона предприятию, при котором в последующем создано СНТ "Ягодка", для ведения садоводства, расположен в границах садового товарищества "Ягодка". Земли под садоводство данному товариществу были предоставлены в установленном законом порядке. Участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, условия, установленные Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", соблюдены, в связи с чем, Горшенина Т.Ю. являясь членом СНТ, пользуясь спорным земельным участком на законных основаниях, имеет право на приобретение данного участка в собственность бесплатно. В своих доводах представитель ответчика указывает, что испрашиваемый земельный участок предоставлен СНТ "Ягодка" на основании постановления администрации г. Астрахани от 20 октября 2004 года N "О предоставлении садоводческому товариществу "Ягодка" земельного участка в Трусовском районе для садоводства", в то время как обязательным условием оформления права на земельные участки является факт предоставления гражданину земельного участка до дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, то есть до 30 октября 2001 года.
Вместе с тем, данный довод является несостоятельным, основанным на неверном толковании норм материального права, поскольку законодательство таких положений, препятствующих признанию права собственности на земельный участок, не содержит.
На основании пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения - иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией РФ принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
С учетом вышеприведенных обстоятельств, суды обоснованно возложили на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении в собственность земельного участка.
Мотивы, по которым нижестоящие суды пришли к указанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых решениях, их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии кассационной инстанции.
В силу указанного, оснований согласиться с доводами кассационной жадобы не имеется; по сути, они повторяют правовую и процессуальную позицию ответчика в судах, направлены на переоценку доказательств и правильность установленных по делу фактических обстоятельств; не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов по существу, влияли бы на содержание постановленных судами решений, правильность определений судов прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, либо опровергали выводы судов.
Несогласие с выводами нижестоящих судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судебными инстанциями норм права. Суды с достаточной полнотой исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, выводы судов не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судебными инстанциями правильно.
На основании изложенного, судебная коллегия кассационного суда находит выводы нижестоящих судов правомерными, поскольку они сделаны с учетом нормативных положений главы 22 КАС РФ, при правильно определенном характере правоотношений, возникших между сторонами, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статьи 62, 226 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в кассационном порядке судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Трусовского районного суда города Астрахани от 5 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 5 июня 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Иванов А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.