Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Сергеева С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2024 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО8 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об оспаривании действий и решений.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения стороны истца ФИО8 и его представителя ФИО2, представителей стороны ответчика - ФИО3, ФИО4 судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО8 обратился в Ленинский районный суд города Краснодара с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Управление Росреестра), в котором просил признать незаконными действия по осуществлению государственной регистрации прав 12 марта 2013 года. В обоснование требований истец указал, что является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер объекта N:760, приобретенного по договору купли - продажи, который зарегистрирован Управлением Росреестра. В 2019 году администрация муниципального образования город Краснодар обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ФИО8 о сносе упомянутого объекта недвижимости, в ходе рассмотрения которого судом установлено, что Управление Росреестра без законных к том оснований произвело государственную регистрацию права на данный объект недвижимости за ООО "Крайкоопреммонтаж", которое в дальнейшем произвело отчуждение недвижимого имущества, ФИО8 является его четвертым приобретателем. Истец считает, что действиями по проведению государственной регистрации прав на нежилое здание 12 марта 2013 года Управление Росреестра нарушает его права, поскольку именно на него вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края возложена обязанность по сносу указанного объекта недвижимости как самовольной постройки. ФИО8 просит признать незаконными действия органа государственной регистрации прав Управления Росреестра по осуществлению государственной регистрации права на нежилое здание площадью 135, 1 кв.м, этажностью 1, расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Монтажников, кадастровый номер объекта N:760.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 22 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 16 января 2024 года удовлетворены требования ФИО8 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании действий Управления по государственной регистрации права на нежилое здание площадью 135, 1 кв.м, этажность 1, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Монтажников, кадастровый номер объекта N:760 12 марта 2013 года незаконными.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 февраля 2024 года заявитель просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанций, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Определением судьи от 19 апреля 2024 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, назначена к рассмотрению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения, выслушав пояснения, проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Так, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами не допущено.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, нижестоящие суды установили следующее.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с положениями статьи 14 указанного закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории). Порядок проведения государственной регистрации прав на момент строительства спорного объекта установлен данным Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп. вступ. в силу с 1 марта 2010 г.).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Пунктом 1 статьи 3 Закона о регистрации установлено, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, ГК РФ, настоящий федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о регистрации сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 16 названного Закона о регистрации определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Согласно статье 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 названной статьи, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего федерального закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
Из пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. При этом в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав (абзац десятый пункта 1 статьи 10 Закона о регистрации).
Пунктом 1 статьи 25.3 Закона о регистрации предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Документом, подтверждающим факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Закона о регистрации).
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
Согласно письму Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 июня 2009 года N-ИП/08 "О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства", пункту 6 разъяснений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по применению положений Градостроительного кодекса РФ в части осуществления государственного строительного надзора и постановлению Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
Кроме того, как указано в пункте 10 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Из материалов административного дела следует, что Управлением Росреестра по КК по заявлению ООО "Крайкоопреммонтаж" осуществлена регистрация права собственности на вновь возведенное здание, назначение - нежилое, площадью 135, 1 кв.м, 1 этаж на основании договора аренды земельного участка N от 22 мая 2007 года и декларации об объекте недвижимого имущества от 28 февраля 2013 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации, выдано свидетельство о государственной регистрации права. При этом, судами отмечено, что на момент строительства спорного объекта регистрация права собственности на основании декларации об объекте недвижимости допускалось только в случае возведения гаража или иного объекта недвижимого имущества для строительства, реконструкции которого не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство. Однако, спорный объект недвижимости, не являясь объектом вспомогательного назначения по отношению к каким-либо другим строениям и сооружениям, не будучи объектом вспомогательной или обслуживающей функции, не относится к категории объектов, в отношении которых допускалась регистрация права собственности в отсутствии получения установленной разрешительной документации.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В ходе проведения визуальной фиксации использования земельного участка управлением муниципального контроля администрации МО город Краснодар выявлено, что в границах кадастрового квартала с кадастровым номером N, расположенном по адресу: Краснодарский край, "адрес", кадастровый номер объекта N:760 (согласно проекту схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, акта осмотра земельного участка) между земельными участками N:70 и N:17 возведено одноэтажное строение без разрешительной документации. Наличие данных фактов подтверждается актом визуальной фиксации использования земельного участка. Согласно Выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером N:760, площадью 135, 1 кв.м, расположенное по указанному адресу, принадлежит на праве собственности административному истцу, о чем в ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости сделана запись регистрации.
Вместе с тем, письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар сообщено, что информация о выданном разрешении на строительство (реконструкция) и ввода объекта в эксплуатацию в отношении данного нежилого помещения, площадью 135, 1 кв.м, отсутствует.
Таким образом, в ходе обследования выявлено невыполнение утвержденных органом местного самоуправления требований, установленных Правилами землепользования и застройки, выразившихся в возведении нежилого помещения с кадастровым номером N:760 площадью 135, 1 кв.м, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. Монтажников, без разрешительной документации, а также на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта. ФИО8 приобрел данный объект на основании договора купли - продажи. Ранее здание приобретено у ООО "ТаДи" на основании договора купли - продажи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю. 9 августа 2013 года зданию присвоен кадастровый номер. ООО "ТаДи" спорный объект приобретен у ООО "Крайкоопреммонтаж", на основании договора купли - продажи, выдано свидетельство о регистрации права собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации.
Филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" проведена техническая инвентаризация. Согласно данным технического паспорта год постройки здания 2010. ООО "Крайкоопреммонтаж" в данный период владело и пользовалось земельным участком общей площадью 7812 кв.м, расположенным по указанному адресу, на основании заключенного с Администрацией МО город Краснодар договора аренды земельного участка N от 22 мая 2007 года.
При указанных обстоятельствах, нижестоящие суды признали, что в данном случае предусмотренных законом оснований для государственной регистрации права собственности на возведенный объект недвижимости - нежилое здание, площадью 135, 1 кв.м, кадастровый номер N:760, расположенного по адресу: "адрес", на основании декларации об объекте недвижимости от 28 февраля 2013 года, при отсутствии разрешения на строительством спорного объекта и разрешения на ввод его в эксплуатацию, у регистрирующего органа не имелось. Названный объект возведен в отсутствие воли собственника земельного участка, без получения на то необходимой разрешительной документации, с нарушением его целевого использования, что является основанием признания объекта недвижимости в качестве самовольной постройки.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края, которым индивидуальный предприниматель ФИО8 обязан в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить снос спорного нежилого здания. В настоящее время ООО Крайкоопревмонтаж" ликвидировано, о чем имеется выписка из ЕГРЮЛ.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации преюдициальное значение имеют установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, обстоятельства.
С учетом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суды правильно пришли к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика о пропуске ФИО8 срока давности защиты нарушенного права, кассационный суд не может признать состоятельными. Требования административного иска основаны на решении Арбитражного суда Краснодарского края о сносе самовольной постройки, по результатам рассмотрения которого истцу стало известно о нарушенных правах. Возможность применения норм о пропуске срока исковой давности к правоотношениям, регулируемым статьей 222 Кодекса, не исключена, но ограничена одним из условий: исковая давность не применяется в случае предъявления требования о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 22 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"), и исковая давность также не распространяется на требование о сносе постройки, созданной на земельном участке истца без его согласия, если истец владеет этим земельным участком (пункты 6 и 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 ГК РФ").
Не может кассационный суд, также согласиться с доводами заявителя о том, что административный истец избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку, исходя из предмета требований, спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Принимая во внимание изложенное, судебные инстанции нашли выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам заявителя, исходя из норм действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы проверены и не могут повлечь за собой отмену состоявшихся судебных актов в кассационном порядке, поскольку основаны на неверном толковании закона, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Поскольку нижестоящими судами не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия кассационного суда не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Краснодара от 22 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 июня 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Сергеев С.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.