Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы администрации города Армянска Республики Крым ФИО3 на апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от 18 января 2024 года по исковому заявлению прокурора города Армянска Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Армянска Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Армянска Республики Крым, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, в котором просит признать незаконным бездействия администрации г. Армянска Республики Крым, выразившееся в непринятии мер по созданию и обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых на территории индивидуальной жилой застройки г. Армянска Республики Крым; возложить на администрацию г. Армянска Республики Крым обязанность создать и обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых на территории индивидуальной жилой застройки г. Армянска Республики Крым по улице Большая Морская. В обоснование исковых требований ссылался на то, что в ходе проведенной в 2022 г. прокуратурой проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального образования городской округ Армянск в деятельности администрации города Армянска Республики Крым выявлен ряд нарушений действующего законодательства. В связи с выявленными нарушениями прокурором города Армянска в адрес администрации г. Армянска Республики Крым было внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствующих, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены, что может повлечь вредное воздействие твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Решением Армянского городского суда Республики Крым от 16 октября 2023 г. исковые требования прокурора г. Армянска Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц оставлены без удовлетворения. Не согласившись с решением суда, прокурор г. Армянска Республики Крым подал апелляционное представление, в котором просил судебное постановление отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 18 января 2024 г. указанное решение от 16 октября 2023 года отменено, принято новое решение об удовлетворении административного иска.
Судом признаны незаконным бездействия администрации г. Армянска Республики Крым, выразившееся в непринятии мер по созданию и обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых на территории индивидуальной жилой застройки г. Армянска Республики Крым, и возложена на администрацию г. Армянска Республики Крым обязанность создать и обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых на территории индивидуальной жилой застройки г. Армянска Республики Крым по улице Большая Морская.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 марта 2024 года заявитель просит отменить апелляционное определение, усматривает нарушение норм действующего законодательства.
Определением судьи от 22 апреля 2024 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Указанных нарушений, судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов административного дела, в 2022 г..прокуратурой г..Армянска Республики Крым на основании обращения собственников жилых домов, расположенных по ул. Большая Морская в городе Армянске Республики Крым проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства об охране окружающей среды, а также законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходам на территории МО городской округ Армянск Республики Крым, в ходе которой установлено, что на территории индивидуальной жилой застройки по ул. Большая Морская в г..Армянске сбор твердых коммунальных отходов осуществляется бестарным способом, мест (площадка) накопления твердых коммунальных отходов не создано и не обустроено, устройство мест накопления твердых коммунальных отходов для населения территориальной схемой не предусмотрено. Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется Управление ЖКХ по г..Армянску на основании договора заключенного с ГУП РК "Крымэкоресурсы". По итогу проверки прокуратурой г..Армянска Республики Крым в адрес Главы администрации г..Армянска Республики Крым было внесено представление об устранении выявленных нарушений (т.1 л.д.25-29). Во исполнение указанного представления, администрация г..Армянска Республики Крым письмом сообщила о том, что сбор и удаление твердых коммунальных отходов на ул. Большая Морская осуществляется бестарным способом, что не противоречит Порядку накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2021 г..N (далее - Порядок N) (т.1 л.д.30). Ссылаясь на то, что до настоящего времени администрацией г..Армянска Республики Крым не принято мер по созданию и обустройству в целях предотвращения вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, образуемых от индивидуального жилищного фонда ул.
Большая Морская г..Армянска Республики Крым, прокурор г..Армянска Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском.
Возражая против заявленных требований, администрация г. Армянска Республики Крым ссылается на то, что ул. Большая Морская включена в график сбора и вывоза твердых коммунальных ресурсов регионального оператора ГУП РК "Крымэкоресурсы" с периодичностью вывоза 1 раз в неделю - суббота, путем бесконтейнерного (пакетированного) сбора, что не противоречит требованиям действующего законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами. Жалоб и претензий по поводу качества услуги гражданами не предъявлялось как к исполнителю услуги, так и администрации г.Армянска Республики Крым (т.1л.д.58-62). В подтверждение доводов возражений администрацией в материалы дела представлено соответствующее письмо ГУП РК "Крымэкоресурсы" (т.1 л.д.63).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора г. Армянска Республики Крым, суд первой инстанции исходил из того, что положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N (далее - Правила N), СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в их взаимосвязи допускается сбор твердых коммунальных отходов и оказание услуги по вывозу твердых коммунальных отходов несколькими способами, в том числе и бестарным способом, исключающим накопление твердых коммунальных отходов и необходимость создание площадки их сбора и накопления. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что со стороны администрации г. Армянска Республики Крым не допущено бездействие, повлекшее нарушение законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходам.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция не согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, с чем соглашается суд кассационной инстанции, ссылаясь на следующее.
Так, согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Частью 4 ст.8 указанного Закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра (далее - Правила N).
Согласно п.3 Правил N, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 9 Правил N установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 10 Правил N, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Соответственно, без накопления твердых коммунальных отходов в контейнерах, в том числе, размещенных на контейнерных площадках, возможно только в случае, если региональный оператор предоставляет пакеты или другие емкости.
Согласно п.15 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", допускается сбор и удаление (вывоз) твердых коммунальных отходов (крупногабаритных отходов) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления твердых коммунальных отходов (крупногабаритных отходов) на контейнерных площадках). При этом в силу п.15 Правил N, потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как верно отмечено апелляционной инстанцией, из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что бестарный метод сбора твердых коммунальных отходов допускается только на территории сельских поселений и территории малоэтажной застройки городских поселений при условии, что региональный оператор предоставляет пакеты или другие емкости. Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2022 г. N, определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03 марта 2022 года Nа-4090/2022, определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 июня 2022 г. (по делу N), определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2023 г. (по делу N).
Как отмечает кассационный суд, отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора города Армянска Республики Крым со ссылками на законность бесконтейнерного (пакетированного) способа сбора и вывоза твердых коммунальных отходов на территориях индивидуальной жилищной застройки, суд первой инстанции не учел, что региональный оператор по обороту с твердыми коммунальными отходами не обеспечивает население поселка пакетами (иными емкостями) для накопления твердых коммунальных отходов. Более того, как следует из условий заключенного между ГУП РК "Крымэкоресурсы", как региональным оператором по обороту с твердыми коммунальными отходами, и Управлением ЖКХ по г. Армянску, как исполнителем договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с территории городского округа Армянск, погрузка и транспортировка твердых коммунальных отходов осуществляется с мест их накопления (п.4.1 Договора). При этом, техническим заданием "оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с территории городского округа Армянск", являющимся приложением к названному договору, прямо предусмотрено, что твердые коммунальные отходы, в том числе крупногабаритные отходы, собираются в бункеры объемом 27 куб. м и/или 20 куб. м и/или 8 куб. м и/или 7 куб м, контейнеры объемом 0, 75 куб.м и 1, 1 куб.м (т.1 л.д.137-173). Таким образом, указанным договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов с территории городского округа Армянск не предусмотрен бесконтейнерный способ складирования отходов на данной территории.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что региональный оператор по обороту с твердыми коммунальными отходами не обеспечивает население г. Армянска, в том числе собственников домовладений по ул. Большая Морская пакетами (иными емкостями) для накопления твердых коммунальных отходов, бесконтейнерный способ складирования отходов на указанной территории соответствующим договором не предусмотрен, соответственно, сбор и накопление твердых коммунальных отходов может быть организован только с контейнерных площадок, обязанность по созданию которых в силу вышеизложенных положений закона возложена на администрацию г. Армянска Республики Крым.
Вместе с тем, апелляционная инстанция не согласилась с выводом суда первой инстанции о недоказанности факта причинения ущерба окружающей среде, поскольку предметом иска является устранение нарушений законодательства об обороте с твердыми коммунальными отходами, соответственно, наличие обстоятельств, свидетельствующих о загрязнении окружающей среды, не подлежит установлению в рамках рассматриваемого спора, что также считает верным суд кассационной инстанции.
В силу указанного, изложенное свидетельствует о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела и допущенных судом первой инстанции существенных нарушениях норм материального права, которые повлияли на исход административного дела. Принимая во внимание данные факты, апелляционная инстанция пришла к правильному выводу об отмене решения городского суда на основании пункта 1 части 2 статьи 310 КАС РФ и принятии по административному делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Доводы жалобы, в силу действующего законодательства не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены апелляционной инстанцией при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали изложенные в оспариваемом решении выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства, и не могут служить основанием к отмене оспариваемого судебного постановления. Кроме того, позиция заявителя не опровергает установленные по делу обстоятельства, и не может повлиять на правильность применения судом апелляционной инстанции норм права.
Вместе с тем, как отмечает кассационный суд, несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений статьи 310 КАС РФ не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта, поскольку несогласие с данными выводами, само по себе не указывает на нарушение судом норм действующего законодательства, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, вправе оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от 18 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 июня 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.