Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 20 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2024 года по административному исковому заявлению Православной религиозной организации "Екатеринодарская и Кубанская Епархия Русской Православной Церкви" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастр и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решений.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя стороны истца - ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
православная религиозная организация "Екатеринодарская и Кубанская Епархия Русской Православной Церкви" обратилась в Ленинский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с выпиской из ЕГРН "Сведения о характеристиках объекта недвижимости", выданной Филиалом публично - правовой компании "Роскадастр" по Краснодарскому краю от 21 января 2023 г, правообладателем земельного участка площадью 1424 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", Центральный внутригородской округ с кадастровым номером N является Краснодарское Епархиальное управление на основании инвентаризационной описи б/н. Через филиал ГАУ КК "МФЦ КК" административным истцом в качестве документа основания внесения сведений о правообладателе земельного участка получена копия "Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N по состоянию на 15 сентября 2005 г.".
Поскольку с сентября 2001 г. правообладатель земельного участка имел наименование "Православная религиозная организация "Екатеринодарская и Кубанская Епархия Русской Православной Церкви", "Перечне ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N по состоянию на 15 сентября 2005 г.", утвержденном начальником территориального отдела Роснедвижимости по г. Краснодару Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю, а также в ЕГРН отражены недостоверные сведения о правообладателе земельного участка. 16 июня 2023 г. административный истец с целью актуализации сведений, обратился к административному ответчику с заявлением в внесении изменений в ЕГРН в части изменения наименования правообладателя земельного участка.
К заявлению приложено письмо Министерства юстиции РФ от 25 апреля 2023 г, содержащее сведения о государственной регистрации в сентябре 2001 г. изменений в наименовании Краснодарской Епархии Русской Православной Церкви на наименование Православная религиозная организация "Екатеринодарская и Кубанская Епархия Русской Православной Церкви". Документы административного истца, поданные на государственную регистрацию, административным ответчиком возвращены заявителю, поскольку, документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, не позволяющие истолковать их содержание однозначно". Вместе с тем, приложенная к заявлению в Росреестр копия письма министерства юстиции РФ от 25 апреля 2023 г. не содержала исправлений, которые могли быть основанием для возвращения документов административного истца.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 20 сентября 2023 г. административные исковые требования Православной религиозной организации "Екатеринодарская и Кубанская Епархия Русской Православной Церкви" удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на основании доверенности ФИО5 подала апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы обоснованы тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2024 г. решение от 20 сентября 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 19 марта 2024 г. заявитель выражает несогласие с принятыми судами решениями, просит обжалуемые судебные решения отменить, принять по делу новое решение которым отказать в удовлетворении заявленных требований
Определением судьи от 22 апреля 2024 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения, проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Указанных нарушений судами не допущено.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 3 статьи 29 названного ФЗ).
На основании пунктом 7, 9 части 1 статьи 26 названного Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержанйе документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным вопросам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что 16 июня 2023 г. Православная религиозная организация "Екатеринодарская и Кубанская Епархия Русской Православной Церкви" в Управление Росреестра по "адрес" с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в части наименования правообладателя в отношении земельного участка с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: "адрес", а именно, изменить наименование с "Краснодарское Епархиальное управление" на Православная религиозная организация "Екатеринодарская и Кубанская Епархия Русской Православной Церкви".
В ЕГРН содержатся, в том, числе сведения: об объекте недвижимости: - основные сведения. К ним относится описание местоположения объекта недвижимости, его площадь, основная характеристика сооружения и ее значение, количество этажей; дополнительные сведения: кадастровая стоимость объекта, категория земель, вид (виды) разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения (кроме вспомогательных видов разрешенного использования), помещения, назначение и при наличии наименование здания (сооружения, помещения и т.д.), сведения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, адрес объекта недвижимости; о правах (ограничениях, обременениях) и сделках (часть 2 статьи 9 Федерального закона).
В числе этих сведений содержаться и данные о правообладателе. При описании правообладателя, в частности, указывается для российских организаций - полное наименование, ИНН, ОГРН. Если изменились основные сведения об объекте недвижимости, а также некоторые дополнительные сведения (вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения (кроме вспомогательных видов разрешенного использования), помещения), по общему правилу эти изменения вносятся в порядке, предусмотренном для кадастрового учета (статьи 5, 13 названного Федерального закона).
На основании статей 13, 32 Федерального закона "О регистрации" в случаях, когда меняются дополнительные сведения об объекте недвижимости либо сведения о правообладателе, новые сведения должны включаться в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия в раздел о правах на объект недвижимого имущества.
Уведомлением о возвращении прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения от 21 июня 2023 г, представленные в Управление Росреестра по Краснодарскому краю на государственную регистрацию документы возвращены со ссылкой на статью 25 Федерального закона "О регистрации недвижимости"), поскольку заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе имеют не оговоренные в них исправления, в том числе документы, написанные карандашом, имеют повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание. Однако, переименование юридического лица не предполагает изменение его прав и обязанностей, соответственно, применение норм вышеназванного Федерального закона, регламентирующих государственную регистрацию (в частности статьи 25 Федерального закона "О регистрации недвижимости") не требуется. Обращение административного истца за совершением юридически значимых действий было обусловлено лишь изменением наименования юридического лица.
Из перечня учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала N по состоянию на 15 сентября 2005 г, являющегося документом - основанием внесения в ЕГРН сведений о правообладателе земельного участка, право пользования административного истца возникло на$ основании распоряжения органов государственной власти и местного самоуправления от 17 октября 1996 г. N.7р, то есть 21 января 1998 г.
В силу части 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ (ред. от 14 февраля 2024 г.) "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН (часть 1 статьи 33 названного Закона).
Разрешая заявленные требования, судами сделан правильный вывод о том, что изменение наименования правообладателя земельного участка зарегистрировано органами министерства юстиции Российской Федерации в сентябре 2001 г... То есть на момент формирования "Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 23:43:03 05 019 по состоянию на 15 сентября 2005 г." правообладатель земельного участка уже более 4-х лет имел наименование "Православная религиозная организация "Екатеринодарская и Кубанская Епархия Православной Церкви". Кроме того, документы, содержащие описки и (или) исправления в материалах настоящего дела отсутствуют.
В силу указанного, позиция заявителя не свидетельствует о наличии оснований для признания незаконными оспариваемые судебные акты. Фактически доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся по делу доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении настоящего дела, в связи с чем признаются судебной коллегией кассационного суда несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в кассационном порядке судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 20 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 20 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 июня 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.