Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 сентября 2023 года и апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 20 декабря 2023 года по исковому заявлению заместителя прокурора города Керчи к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора ФИО7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Керчи обратился в Центральный районный суд города Симферополя с данным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третьи лица Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, администрации города Керчи Республики Крым, Совет министров Республики Крым, ООО "Керченская морская верфь Фрегат", АО "Керченский металлургический завод", "Керченский хлебокомбинат - филиал Акционерного общества "Крымхлеб", государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Крым об обязании совершить определенные действия, мотивируя свои требования следующим. В ходе проведённой прокуратурой города Керчи проверки установлено, что в собственности субъекта Республики Крым находится 9 защитных сооружения гражданской обороны, расположенных на территории муниципального образования городской округ Керчь, которые имеют инвентаризационные номера : N. данные объекты имеют статус защитных сооружений гражданской обороны - убежище.
Обязанность по надлежащему содержанию указанных объектов гражданской обороны, сохранению их в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению лежит на собственнике убежищ, а именно Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, так как в силу п. 1.1 постановления Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 г..N "Об утверждении положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым", МИЗО РК является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику в осуществляющем функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Республики Крым. В ходе проведенной проверки установлены нарушения требований приказа МЧС России от 15.12.2002 г..N "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" при содержании вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в реестре республиканской формы собственности. Негативными последствиями выявленных нарушений является: создание угрозы безопасности населения, незащищенности материальных и культурных ценностей в случае возникновения военных конфликтов, а также создание угрозы при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Правообладателем защитных сооружений, которым присвоены следующие номера в результате проведенной МЧС Росси в 2013 - 2014 гг, а именно N, расположенный по адресу: "адрес" (кадастровый N); N N расположенный по адресу: "адрес" (кадастровый N); N расположенный по адресу: "адрес" (кадастровый N); N расположенный по адресу: "адрес" (кадастровый N); N), расположенный по адресу: "адрес" (кадастровый N); N расположенный по адресу: "адрес" (кадастровый N); N расположенный по адресу: "адрес" (кадастровый N); N расположенный по адресу: "адрес" ул. "адрес", 32 (кадастровый N); N, расположенный по адресу: "адрес" (кадастровый N), является ответчик.
Согласно п.4.2. Постановления Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. N (далее - Постановление N) Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Крым.
Также, п.4.5 Постановления N установлено, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым осуществляет, в установленном Советом министров Республики Крым порядке и в пределах полномочий, контроль за управлением, владением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в собственности Республики Крым, закрепленного на правах, установленных законодательством, за государственными предприятиями, учреждениями, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством необходимые меры для их устранения.
Таким образом, ответственность по содержанию вышеуказанных объектов гражданской обороны, сохранению их в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению возлагается на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Согласно уточненных исковых требований, административный истец просил: обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым произвести финансирование мероприятий по приведению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации защитных сооружений гражданской обороны за инвентаризационные номера: N (кадастровый N); N (кадастровый N); Nкадастровый N); 080017- 91 (кадастровый N); N (кадастровый N); N (кадастровый N); N (кадастровый N); N (кадастровый N); N (кадастровый N) в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда привести защитное сооружение гражданской обороны за N (кадастровый N) по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно произвести следующие работы:
-в соответствии с п.1.4 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N создать для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны в мирное время звенья по его обслуживанию и поддержанию в готовности к использованию по предназначению;
-в соответствии с п.3.2.11 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование, приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения;
-в соответствии с п.1.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N обеспечить наличие в защитном сооружении медицинских коллективных аптечек на расчетное количество укрываемых;
-в соответствии с п.5.3.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения;
-в соответствии с п.4.5.2. приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить емкости запаса питьевой воды из расчета количества укрываемых. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда привести защитное сооружение гражданской обороны N по адресу: "адрес", шоссе Вокзальное, 32 (кадастровый N), в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно произвести следующие работы: -в соответствии с п.5.1.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N выполнить капитальный ремонт защитного сооружения; -в соответствии с п. 1.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N обеспечить наличие в защитном сооружении медицинских коллективных аптечек на расчётное количество укрываемых;
-в соответствии с п.5.3.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения;
-в соответствии с п.3.2.11 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование, систему фильтрации воздуха, регенеративную установку воздушной системы, систему отопления, а также установить приборы для измерения температуры влажности в помещениях защитного сооружения;
-в соответствии с п.5.3.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения;
-в соответствии с п.4.5.2 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить емкости запаса питьевой воды из расчета укрываемых;
-в соответствии с п.6.1.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить в помещениях защитного сооружения нары двух-, трехъярусные из расчета на количество укрываемых, стол (1-3 шт.), стул, табурет (5 шт.), :шкаф металлический (1 шт.), бак для питьевой воды вместимостью 15 - 20 л с кружкой (1 на 100 укрываемых), мешки для сбора сухих отбросов (из расчета 2 кг на каждого укрываемого), термометр комнатный (1 на помещение для укрываемых), психрометр, с психрометрическими таблицами (1-на помещение для укрываемых), прибор для определения содержания двуокиси углерода, предел измерения до 100/0 (1 шт.), тягонапоромер (1 шт.), телефонный аппарат (12 шт.), радиотрансляционная точка с приемником (радиоприемник) (1 шт2, комплект медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны (1 комплект на 20 человек), комплект врача, комплект фельдшера (при наличии врача, фельдшера), огнетушитель углекислотный (1- на каждые 300 м2 пола сооружения, кроме того, на каждое помещение для установок РУ-150/6), ящик с песком (1- на каждые 300 м2 пола сооружения), стеллаж для размещения продовольствия (0, 45 м2 - для размещения продовольствия на 100 человек). Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда привести защитное сооружение гражданской обороны за N по адресу: "адрес" (кадастровый N), в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно произвести следующие работы:
-в соответствии с п.5.1.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N выполнить капитальный ремонт защитного сооружения;
-в соответствии с п.3.2.11 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование, систему фильтрации воздуха, регенеративную установку воздушной системы, систему отопления, а также установить приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения; -в соответствии с приказом МЧС России от 15.12.2002 г. N обеспечить наличие в защитном сооружении медицинских коллективных аптечек на расчётное количество укрываемых;
-в соответствии с п.5.3.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения;
-в соответствии с п.4.5.2. приказа МЧС России от 15.12.2002 г, установить емкости запаса питьевой воды из расчета на число укрываемых; -в соответствии с п. 6.1.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить в помещениях защитного сооружения нары двух-, трехъярусные из расчета на количество укрываемых, стол (1-3 шт.), стул, табурет (5 шт.), шкаф металлический (1 шт.), бак для питьевой воды вместимостью 15-20 л. с кружкой (1 на 100 укрываемых), мешки для сбора сухих отбросов (из расчета
2 кг на каждого укрываемого), термометр комнатный (1 на помещение для укрываемых), психрометр, с психрометрическими таблицами (1-на помещение для укрываемых), прибор для определения содержания двуокиси углерода, предел измерения до 10 0/0(1 шт.), тягонапоромер (1 шт.), телефонный аппарат (1 2 шт.), радиотрансляционная точка с приемником (радиоприемник) (1 шт.), комплект медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны (1 комплект на 20 человек), комплект врача, комплект фельдшера (при наличии врача, фельдшера), огнетушитель углекислотный (1- на каждые 300 м2 пола сооружения, кроме того, на каждое помещение для установок РУ-150/6 ящик с песком (1- на каждые 300 м2 пола сооружения стеллаж для размещения продовольствия (0, 45 м2 - для размещения продовольствия на 100 человек). Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда привести защитное сооружение гражданской обороны за N N (кадастровый N) по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно произвести следующие работы:
-в соответствии с п.5.1.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N выполнить капитальный ремонт защитного сооружения; -в соответствии с п. 3.2.11 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование, систему фильтрации воздуха, регенеративную установку воздушной системы, систему отопления, а также установить приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения;
-в соответствии с п.1.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N обеспечить наличие в защитном сооружении медицинских коллективных аптечек на расчётное количество укрываемых;
-в соответствии с п.5.3.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения;
-в соответствии с п.4.5.2. приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить емкости запаса питьевой воды из расчета на число укрываемых; -в соответствии с п.6.1.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить в помещениях защитного сооружения нары двух-, трехъярусные из расчета на количество укрываемых, стол (1-3 шт.), стул, табурет (5 шт.), "шкаф металлический (1 шт.), бак для питьевой воды вместимостью 15 - 20 л с кружкой (1 на 100 укрываемых), мешки для сбора сухих отбросов (из расчета 2 кг на каждого укрываемого), термометр комнатный (1 на помещение для укрываемых), психрометр, с психрометрическими таблицами (1- на помещение для укрываемых), прибор для определения содержания двуокиси углерода, предел измерения до 1094 (1 шт.), тягонапоромер (1 шт.), телефонный аппарат (12 шт, ); радиотрансляционная точка с приемником (радиоприемник) (1 шт.), комплект медицинских изделий для защитных б сооружений гражданской обороны (1 комплект на 20 человек), комплект врача, комплект фельдшера (при наличии врача, фельдшера), огнетушитель углекислотный (1- на каждые 300 м2 пола сооружения, кроме того, на каждое помещение для установок РУ-150/6 у: ящик q песком (1 на каждые 300 м2 пола сооружения), стеллаж для размещения продовольствия (0, 45 м2 - для размещения продовольствия на 100 человек).
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда привести защитное сооружение гражданской обороны за N (кадастровый N) по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно произвести следующие работы: -в соответствии с п. 5.1.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 N выполнить капитальный ремонт защитного сооружения;
-в соответствии с п.3.2.11 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование, систему, фильтрации воздуха, регенеративную установку воздушной системы, систему отопления, а также установить приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения; -в соответствии с п. 1.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N обеспечить наличие в защитном сооружении медицинских коллективных аптечек на расчётное количество укрываемых, -в соответствии с п.5.3"1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения; -в соответствии с п.4.52. приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить емкости запаса питьевой воды из расчета на число укрываемых; -в соответствии с п.6.1.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить в помещениях защитного сооружения нары двух-, трехъярусные из расчета на количество укрываемых, стол (1-3 шт.), стул, табурет (5 шт.), шкаф металлический (1 шт.), бак для питьевой воды вместимостью 15 - 20 л с кружкой (1 на 100 укрываемых), мешки для сбора сухих отбросов (из расчета 2 кг на каждого укрываемого), термометр комнатный (1 на помещение для укрываемых), психрометр, с психрометрическими таблицами (1 на помещение укрываемых), прибор для определения содержания двуокиси углерода, предел измерения до 1094 (1 шт.), тягонапоромер (1 шт.), телефонный аппарат (2 шт.), радиотрансляционная точка с приемником (радиоприемник) (1 шт.), комплект медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны (1 комплект на 20 человек), комплект врача, комплект фельдшера (при наличии врача, фельдшера), огнетушитель углекислотный (1- на каждые 300 м2 пола сооружения, кроме того, на каждое помещение для установок РУ-150/6 ящик с песком (1- на каждые 300 м2 пола сооружения), стеллаж для размещения продовольствия (0, 45 м2 - для размещения продовольствия на 100 человек).
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда привести защитное сооружение гражданской обороны за N (кадастровый N) по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно произвести следующие работы: -в соответствии с п. 5.1.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N выполнить капитальный ремонт защитного сооружения;
-в соответствии с п.3.2.11 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование, систему фильтрации воздуха, регенеративную установку воздушной системы, систему отопления, а также установить приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения; - в соответствии с п. 1.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N обеспечить наличие в защитном сооружении медицинских коллективных аптечек на расчётное количество укрываемых.
-в соответствии с п.5.3.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения; -в соответствии с п. 4.5.2. приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить емкости запаса питьевой воды из расчета на число Укрываемых;
-в соответствии с п.6.1.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г, установить в помещениях защитного сооружения нары двух-, трех ярусные из расчета на количество укрываемых, стол (1-3 шт.), стул, табурет (5 шт.), шкаф металлический (1 шт.), бак для питьевой воды вместимостью 15 - 20 л с кружкой (1 на 100 укрываемых), мешки для сбора сухих отбросов (из расчета 2 кг на каждого укрываемого), термометр комнатный (1 на помещение для укрываемых), психрометр, с психрометрическими таблицами (1 на помещение для укрываемых), прибор для определения содержания двуокиси углерода, предел измерения до 1094 (1 шт.), тягонапоромер (1 шт.), телефонный аппарат (12 шт.), радиотрансляционная точка с приемником (радиоприемник) (1 шт.), комплект медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны (1 комплект на 20 человек), комплект врача, комплект фельдшера (при наличии врача, фельдшера), огнетушитель углекислотный (1- на каждые 300 м) пола сооружения, кроме того, на каждое помещение для установок РУ- 150/6), ящик с песком (1- на каждые 300 м2 пола сооружения), стеллаж для размещения продовольствия (0, 45 м2 - для размещения продовольствия на 100 человек). Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда привести защитное сооружение гражданской обороны за N (кадастровый N) по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно произвести следующие работы:
-в соответствии с п.5.1.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N выполнить капитальный ремонт защитного сооружения; -в соответствии с п. 3.2.11 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование, систему; фильтрации воздуха, регенеративную установку воздушной системы отопления, а также установить приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения; -в соответствии сп. 1.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N обеспечить наличие в защитном сооружении медицинских коллективных аптечек на расчётное количество укрываемых;
-в соответствии с п.5.3.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения; -в соответствии с п.4.5.2. приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить емкости запаса питьевой воды из расчета на число укрываемых, -в соответствии с п. 6.1.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить в помещениях защитного сооружения нары двух-, трехьярусные из расчета на количество укрываемых, стол (1-3 шт.), стул, табурет (5 шт.), шкаф металлический (1 шт.), бак для питьевой воды вместимостью 15 - 20 л с кружкой (1 на 100 укрываемых), мешки для сбора сухих отбросов (из расчета 2; кг на каждого укрываемого), термометр комнатный (1 на помещение для укрываемых), психрометр, с психрометрическими таблицами (1 на помещение для укрываемых), прибор для определения содержания двуокиси углерода, предел измерения до 1094 (1 шт.), тягонапоромер (1 шт.), телефонный аппарат (12 шт.), радиотрансляционная точка с приемником (радиоприемник) (1 шт.), комплект медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны (1 комплект на 20 человек), комплект врача, комплект фельдшера (при наличии врача, фельдшера), огнетушитель углекислотный (1 - на каждые 300 м2 пола сооружения, кроме того, на каждое помещение для установок РУ 156 ящик с песком (1- на каждые 300 м2 пола сооружения), стеллаж для размещения продовольствия (0, 45 м2 - для размещения продовольствия на 100 человек). Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда привести защитное сооружение гражданской обороны за N (кадастровый N) по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно произвести следующие работы:
-в соответствии с п. 5.1.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. выполнить капитальный ремонт защитного сооружения;
-в соответствии с п.3.2.17 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование, систему фильтрации воздуха, регенеративную установку воздушной 9 системы, систему отопления, а также установить приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения; -в соответствии с п.1.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N обеспечить наличие в защитном сооружении медицинских коллективных аптечек на расчётное количество укрываемых;
-в соответствии с п.5.3.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения;
-в соответствии с п.4.52. приказа МЧС России от 15.12 2002 г. N установить емкости запаса питьевой воды из расчета на число укрываемых;
-в соответствии с п.6.1.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить в помещениях защитного сооружения нары двух-, трехъярусные из расчета на количество укрываемых, стол (1-3 шт.), стул, табурет (5 шт.), шкаф металлический (1 шт.), бак для питьевой воды вместимостью 15 - 20 л с кружкой (1 на 100 укрываемых), мешки для сбора сухих отбросов (из расчета 2 кг на каждого укрываемого), термометр комнатный (1 на помещение для укрываемых), психрометр, с психрометрическими таблицами (1 на помещение для укрываемых), прибор для определения содержания двуокиси углерода, предел измерения до 1094 (1 шт.), тягонапоромер (1 шт.), телефонный аппарат (2 шт.), радиотрансляционная точка с приемником (радиоприемник) (1 шт.), комплект медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны (1 комплект на 20 человек), комплект врача, комплект фельдшера (при наличии врача, фельдшера), огнетушитель углекислотный (1- на каждые 300 м2 пола сооружения, кроме того, на каждое помещение для установок РУ-150/6), ящик с песком (1- на каждые 300 м2 пола сооружения), стеллаж для размещения продовольствия (0, 45 м2 - для размещения продовольствия на 100 человек).
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда привести защитное сооружение гражданской обороны N (кадастровый N) по адресу: "адрес", в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно произвести следующие работы:
-в соответствии с п.5.1.7 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N выполнить капитальный ремонт защитного сооружения;
-в соответствии с п.3.2.17 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N привести в исправное состояние инженерно-техническое оборудование, систему фильтрации воздуха, регенеративную установку воздушной системы, систему отопления, а также установить приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения;
-в соответствии с п. 1.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N обеспечить наличие в защитном сооружении медицинских коллективных аптечек на расчётное количество укрываемых;
-в соответствии с п. 5.3.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г N привести в исправное состояние систему оповещения и связи защитного сооружения;
-в соответствии с п. 4.5.2. приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить емкости запаса питьевой воды из расчета на число укрываемых; -в соответствии с п. 6.1.1 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. N установить в помещениях защитного сооружения нары двух-, трехъярусные из расчета на количество укрываемых, стол (1-3 шт.), стул, табурет (5 шт.), шкаф металлический (1 шт.), бак для питьевой воды вместимостью 15 - 20 л с кружкой (1 на 100 укрываемых), мешки для сбора сухих отбросов (из расчета 2 кг на каждого укрываемого), термометр комнатный (1 на помещение для укрываемых), психрометр, с психрометрическими таблицами (1 на помещение для укрываемых), прибор для определения содержания двуокиси углерода, предел измерения до 1094 (1 шт.), тягонапоромер (1 шт.), телефонный аппарат (12 шт.), радиотрансляционная точка с приемником (радиоприемник) (1 шт.), комплект медицинских изделий для защитных сооружений гражданской обороны (1 комплект на 20 человек), комплект врача, комплект фельдшера (при наличии врача, фельдшера), огнетушитель углекислотный (1- на каждые 300 м2 пола сооружения, кроме того, на каждое помещение для установок РУ-150/6 ящик с песком (1- на каждые 300 м2 пола сооружения), стеллаж для размещения продовольствия (0, 45 м2 - для размещения продовольствия на 100 человек).
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 декабря 2023 года удовлетворены заявленные исковые требования.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции заявитель просит отменить оспариваемые судебные акты, усматривает нарушение норм действующего законодательства. Выводы нижестоящих судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 25 апреля 2024 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Так, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 г. N28-ФЗ "О гражданской обороне" под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасных, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Закона N органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны. В силу ст.2 Закона N28-ФЗ "О гражданской обороне", одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской федерации от 29.11.1999 г. N "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны". На основании пункта 2 Постановления N к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-омывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения о поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению. В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных соображений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и 12 I капитальному ремонтам, приказ МЧС России от 15.12.2002 N "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
Согласно п.3.2.1 Правил, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требований по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктами 3.2.11 - 3.2.12 Правил, инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования, осуществляются в соответствии с инструкциями заводов изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО. Согласно п. 4.1.1 Правил ЗС ГО проверяется при ежегодных, специальных осмотрах, комплексных проверках и инвентаризации.
Согласно п.5.2.1 Правил в ЗС РО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный. К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведен я мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессах их эксплуатации. К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов. При текущем ремонте использования сооружения по прямому назначению не прекращается. Ремонт строительных конструкций и защитных устройств должен производиться в предельно короткие сроки. Министерство имущественных и земельных отношений является собственником 9 защитных сооружений гражданской обороны республиканской формы собственности, которые расположены на территориях 3-х режимных объектов: АО "Керченский металлургический завод" ООО Керченская морская верфь "Фрегат" и акционерное общество "Крымхлеб". Данные объекты имеют статус защитных сооружений гражданской обороны - убежище.
На основании статьи 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом. Бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязанности субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. Несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по планированию и проведению мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования от опасностей, возникающих при проведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, нижестоящие суды усмотрели, что обязанность по надлежащему содержанию спорных объектов гражданской обороны, сохранению их в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению лежит на Министерстве имущественных и земельных отношений Республике Крым, как на собственнике.
Однако, проверяя законность оспариваемых судебных актов, суд кассационной инстанции принял во внимание следующее.
Согласно результатов проверки, проведенной в марте-апреле 2022 г..прокуратурой г..Керчи совместно с сотрудниками отдела надзорной деятельности по г..Керчь управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, установлены нарушения требований Приказа МЧС России от 15.12.2002 N "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" при содержании данных защитных сооружений гражданской обороны республиканской собственности. В ходе проверки установлено, что на территории ООО "Керченский морской ФИО2 "Фрегат" ("адрес", находится ЗС ГО республиканской формы собственности N. Данное защитное сооружение гражданской обороны не соответствует требованиям Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны". В нарушение п.3.2.11 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N регенеративная установка воздушной системы, приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения находятся в неисправном состоянии. В нарушение п. 4.5.2, 5.3.1 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 г..N, отсутствует система оповещения и связи защитного сооружения, а также емкость запаса питьевой воды. В нарушение п.1.6 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 г..N, защитное сооружение не оснащено медицинскими коллективными аптечками на расчётное количество урываемых.
Вышеуказанной проверкой также установлено, что на территории АО "Крымхлеб" ("адрес", ул. "адрес", 32), находится защитное сооружение гражданской обороны республиканской формы собственности N. В нарушение п.3.2.11 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 N инженерно-техническое оборудование, система фильтрации воздуха, реферативная установка воздушной системы, система оповещения в связи защитного сооружения, приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения находятся в неисправном состоянии. В нарушение п.п.4.5.2, 5.3.1 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. N отсутствует система оповещения и связи защитного сооружения, а также емкость запаса питьевой воды. В нарушение п.5.1.7 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. N, помещения защитного сооружения требуют капитального ремонта. Также, в ходе проверки установлено, что на территории акционерного общества "Керченский металлургический завод" ("адрес") находится 7 защитных сооружений республиканской формы собственности N N, N, N. Данные объекты гражданской обороны не соответствуют требованиям п.5.1.7 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 г..N, а именно: помещения вышеперечисленных защитных сооружений требуют капитального ремонта. Также, в нарушение п.3.2.11 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. N инженерно-техническое оборудование, система фильтрации воздуха, регеративная установка воздушной системы, система оповещения и связи защитного сооружения, приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения находится в несправном состоянии.
В нарушение п.п.4.5.2, 5.3.1 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 г..N отсутствует система оповещения и связи защитного сооружения, а также емкость запаса питьевой воды. Кроме того, в нарушение п.16 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 г..N защитные сооружения не оснащены медицинскими коллективными аптечками. Также, во исполнение требования прокуратуры "адрес" от 30.03.2023 г, сотрудниками отдела надзорной деятельности по городу Керчь УНД и ПР ГУ МЧС России по "адрес", проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения требований в области гражданской обороны на территории муниципального образования городской округ Керчь, при проведении которой выявлено ряд нарушений Федерального закона N28-ФЗ от 12.02.1998 г.."О гражданской обороне", Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. N "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", а именно: Защитное сооружение, расположенное на территории ООО "Керченский морской завод "Фрегат" по адресу: "адрес", рассчитано на 50 человек. Регеративная установка воздушной системы находится в неисправном состоянии (п.3.2.11 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. N "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны"). Защитное сооружение не оснащено медицинскими коллективными аптечками на расчётное количество укрываемых (п.1.6 Приказа МЧС от 15.12.2002г. N). Отсутствует система оповещения и связи защитного сооружения (п.5.3.1 Приказ МЧС РФ от 15.12.2002г. N). Отсутствуют приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитного сооружения (п.3.2.11 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. N). Отсутствует ёмкость запаса питьевой воды (п.4.5.2 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. N). Защитные сооружения - 7 шт, расположенные на территории АО "Керченский металлургический ФИО2" ("адрес"): Данные защитные сооружения рассчитаны для укрытия 5 на 300 человек, 1 - на 370 человек, 1- на 100 человек.
Помещения защитных сооружений требуют капитального ремонта (п.5.1.7 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. N "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны"). Инженерно-техническое оборудование защитных сооружений находится в неисправном состоянии. (п.3.2.11 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. N). Системы фильтрации воздуха находятся в неисправном состоянии (демонтировано). (п.3.2.11 Приказ МЧС РФ от 15.12.2002г. N). Регенеративные установки воздушной системы находятся в неисправном состоянии (п.3.2.11 Приказ МЧС РФ от 15.12.2002г. N). Системы отопления защитных сооружений находятся в неисправном состоянии (п.3.2.11 Приказ МЧС РФ от 15.12.2002г. N). Защитные сооружения не оснащены медицинскими коллективными аптечками на расчетное количество укрываемых (п.1.6 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. N). Системы оповещения и связи защитных сооружений находится в неисправном состоянии (демонтировано) (п.5.3.1 Приказ МЧС РФ от 15.12.2002г. N). Отсутствуют приборы для измерения температуры и влажности в помещениях защитных сооружений (п.3.2.11 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. N). Ёмкость запаса питьевой воды находится в неисправном состоянии (п.4.5.2 Приказ МЧС РФ от 15.12.2002г. N). В помещениях защитных сооружений не установлены приборы и другое необходимое образование и имущество согласно рекомендуемому перечню (п.6.1.1 приложения N Приказа МЧС от 15.12.2002г. N).
В соответствии с абз.1 ст.1, абз.4 ст.7 Федерального закона от 12.02.1998г. N28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Федеральные органы исполнительной власти обязаны в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. В п.9 "Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", утвержденного Постановлением правительства РФ от 29.11.1999г. года N указано на то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию. Приказом МЧС России от 15.12.2002г. N утверждены "Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.4.2 Постановления Совета министров Республики Крым от 27.06.2014г. N "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных земельных отношений Республики Крым", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым осуществляет управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Крым, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Крым".
На основании п.4.5 Постановления N Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым осуществляет, в установленном Советом министров Республики Крым порядке и в пределах полномочий, контроль за управлением, владением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в собственности Республики Крым, закрепленного на правах установленных законодательством, за государственными предприятиями, учреждениями, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством необходимые меры для устранения.
Таким образом ответственность за содержание спорных защитных сооружений гражданской обороны, сохранение их в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению возложена действующим законодательством на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, которые допустили бездействие в области гражданской обороны, выразившееся в неисполнении обязанности по содержанию защитных сооружений в состоянии, пригодном к использованию по предназначению.
В соответствии со ст.12 Гражданского Кодекса Российской Федерации способом защиты нарушенного права является понуждение к исполнению обязанности в натуре. В связи с наличием возможности возникновения негативных последствий от выявленных нарушений, а именно создание угрозы безопасности населения, незащищенности материальных и культурных ценностей, в случае возникновения военных конфликтов, а также создание угрозы при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, 18 суды пришли к выводу о том, что бездействиями ответчика нарушаются права неопределённого круга лиц.
В связи с чем суды пришли выводу об обоснованности заявленных требований прокурора, предъявленных им на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, и их удовлетворению, поскольку дальнейшее бездействие ответчика по не приведению в соответствии с действующим законодательством спорных сооружений, являющихся объектами гражданской обороны, может привести к чрезвычайной ситуации, повлечь причинение вреда в будущем неопределенному кругу лиц, ущемление прав неограниченного количества граждан на охрану здоровья, гарантированных статьями 41 и 43 Конституции Российской Федерации, с чем соглашается суд кассационной инстанции.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, судебные инстанции указали, что обязанность по надлежащему содержанию спорных объектов гражданской обороны, сохранению их в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению лежит на Министерстве имущественных и земельных отношений Республике Крым, как на собственнике.
В связи с чем, обязали сторону ответчика произвести финансирование мероприятий по приведению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации защитные сооружения гражданской обороны, но судебными инстанциями не учтено следующее.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац 36 статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса РФ порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1). Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально - техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При этом, понуждение ответчика к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
Указанное соответствует правовой позиции, сформулированной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 года N18-КГ23-195-К4.
Из разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении" следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При таких данных судом первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм действующего законодательства, которые привели к принятию неправильного судебного акта в указанной части, в связи с чем, судебная коллегия кассационного суда приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов (в части обязания ответчика произвести финансирование), и направить административное дело в данной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, в силу правовой позиции, сформулированной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 года N18-КГ23-195-К4 суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 20 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 декабря 2023 года отменить в части обязании произвести финансирования, направить административное дело в данной части на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в ином составе судей.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 июня 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.