Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу представителя ФИО по доверенности Гайдаша В.Е. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 октября 2023 года, которым отменено решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 31 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО к ГУ МВД России по Краснодарскому краю об оспаривании отказа в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением, в котором просила: признать незаконным решение ГУ МВД России по Краснодарскому краю об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации от 31 января 2023 года N; возложить на административного ответчика обязанность признать административного истца беженцем и предоставить последней временное убежище на территории Российской Федерации на основании ее ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации и представленных документов.
В обоснование административного иска ФИО указала, что в связи с существованием угрозы ее жизненной безопасности на территории страны гражданской принадлежности после прихода к власти талибов, она обратилась в ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. 31 января 2023 года в предоставлении временного убежища ей было отказано. Административный истец считает, что такое решение административного ответчика противоречит статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон N 4528-1) и нарушает права и законные интересы ФИО
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 31 мая 2023 года административный иск удовлетворен. Признано незаконным и отменено решение ГУМВД России по Краснодарскому краю от 31 мая 2023 года об отказе в предоставлении временного убежища гражданке Афганистана ФИО, возложена обязанность на ГУ МВД России по Краснодарскому краю устранить допущенное нарушение прав гражданки Афганистана ФИО. путем рассмотрения вопроса о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 октября 2023 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 31 мая 2023 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 апреля 2024 года, представитель ФИО по доверенности Гайдаш В.Е. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 октября 2023 года и оставлении в силе решения Первомайского районного суда г. Краснодара от 31 мая 2023 года. По мнению заявителя, судом первой инстанции установлены обстоятельства, подтверждающие обоснованность опасений административного истца в случае возвращения в Афганистан, и административным ответчиком доказательства, опровергающие эти факты, в материалы дела не представлены. Обращает внимание на то, что на момент вынесения апелляционного определения ФИО была беременной, и 10 декабря 2023 года в г. Краснодаре у нее с мужем родился ребенок.
Определением судьи от 3 мая 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Заслушав доклад, объяснения ФИО с привлечением переводчика Гула Р, ее представителя Гайдаша В.Е, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю Саркисянца Б.Г, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как видно из материалов дела, 17 ноября 2022 года гражданка Афганистана ФИО, "данные изъяты" года рождения, уроженка "данные изъяты", обратилась в УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением о предоставлении ей временного убежища на территории Российской Федерации в связи с тем, что ее не устраивает политическое и экономическое положение женщин в Афганистане после захвата власти талибов.
По результатам рассмотрения указанного заявления, решением ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 31 января 2023 года ФИО отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Закона N 4528-1.
Полагая незаконным указанное решение административного ответчика, ФИО обжаловала его в суд.
Правоотношения, связанные с предоставлением, определением правового статуса беженца на территории Российской Федерации регулируются Законом N 4528-1.
Закон N 4528-1, устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления перечисленным лицам временного убежища (статья 12).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона N 4528-1 временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 названного Закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 12 Закона N 4528-1 предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что возвращение ФИО на территорию государства гражданской принадлежности подвергнет ее жизнь и здоровье опасности, поскольку на территории всего Афганистана распространяется вооруженный конфликт.
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда с такими выводами не согласилась, полагая, что они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 4528-1 временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 (далее - Порядок), решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка временное убежище предоставляется на срок до одного года, который может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
При этом из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П следует, что по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Закона N 4528-1, является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
В ходе рассмотрения заявления ФИО о предоставлении ей временного убежища на территории Российской Федерации установлено, что в пункте 24 анкеты ФИО указала, что в государстве гражданской принадлежности, в Афганистане, из родственников у нее остались: отец - ФИО1, "данные изъяты" года рождения, гражданин Афганистана, мать - ФИО2, "данные изъяты" года рождения, гражданка Афганистана, брат - ФИО3, "данные изъяты" года рождения, гражданин Афганистана.
В пункте 26 анкеты административный истец указал, что общается с родственниками, не находящимися в Российской Федерации, по мобильной связи.
В пункте 42 анкеты ФИО указала причины, по которым со своей семьей покинула Афганистан - ущемление гражданских прав, а именно права на образование, а также указала в качестве причины - работу своего мужа в "данные изъяты" которая занималась образованием афганской молодежи в сфере компьютерной грамотности. После прихода к власти талибов фирму закрыли и начали преследовать всех бывших сотрудников. Опасаясь преследования и расправы, выехали вг. Краснодар, где у нее проживает сестра, гражданка Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции о незаконности решения административного ответчика от 31 января 2023 года, судебная коллегия пришла к выводу, что названные обстоятельства в их правовой взаимосвязи с положениями пунктов 1, 3 части 1 статьи 1, пункта 2 статьи 12 Закона N 4528-1, пункта 7 Порядка, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П не свидетельствуют о наличии каких-либо конкретных фактов, подтверждающих преследование административного истца в Афганистане по признакам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона N 4528-1. При этом административным истцом не приведено аргументов, указывающих на наличие объективных причин для опасения стать жертвой преследования либо негуманного обращения, в случае возвращения в Афганистан. Указанные обстоятельства, как и непринятие ФИО нового политического режима в стране, не являются основанием для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Более того, к заявлению ФИО предоставила визу, оформленную 30 августа 2022 года в "данные изъяты", Афганистан, в то время как временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь приведенными выше положениями закона, признает обоснованными выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ФИО
Из материалов дела не усматривается обстоятельств, которые явились бы основой для предположения о действительной нуждаемости ФИО в предоставлении временного убежища. Нет сведений о том, что она состояла в политической, общественной, религиозной, военной организации, покинула свое место жительства в результате преследования или дискриминации по мотиву национальной, социальной принадлежности, вероисповедания или политических убеждений. Отсутствуют сведения и о том, что в Афганистане она может быть подвергнута преследованию или негуманному обращению по таким же поводам.
Каких-либо медицинских документов, свидетельствующих о невозможности по состоянию здоровья в определенный срок выехать за пределы Российской Федерации, либо о наличии заболевания, требующего неотложной медицинской помощи на территории Российской Федерации, административный истец также не привел.
Таким образом, убедительных доводов в обоснование своего заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ФИО не привела, в связи с чем обжалуемый судебный акт апелляционной инстанции является законным.
Вопреки доводам кассационной жалобы судебной коллегией при разрешении административного дела правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оспариваемое решение уполномоченного органа вынесено с соблюдением установленного порядка в пределах полномочий и компетенции органа, прав административного истца не нарушает, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в том числе международному законодательству.
Доводы кассационной жалобы сводятся к изложению позиции административного истца при рассмотрении дела и несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, однако их не опровергают. Всем доводам судебной коллегией дана надлежащая правовая оценка.
Доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит.
Режим предоставления временного убежища фактически рассматривается ФИО как способ легализации своего нахождения на территории Российской Федерации; подобное понимание заявителем порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища противоречит понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Закона N 4528-1.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 октября 2023 года, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО по доверенности Гайдаша В.Е. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 25 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.