Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Сергеева С.С.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Сойко О.М. по доверенности Шульги А.Н. на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Шестаковой С.Д, Сойко О.М, Першиной О.Н. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Бахчисарайскому районному совету Республики Крым, администрации Бахчисарайского района Республики Крым, главе администрации Бахчисарайского района Республики Крым Пучковой Л.А. об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шестакова С.Д, Сойко О.М. и Першина О.Н. обратились в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным иском, в котором просили: признать незаконным бездействие администрации Бахчисарайского района Республики Крым (далее - администрация) и Бахчисарайского районного совета Республики Крым (далее - Совет), выразившееся в неисполнении обязанностей по подготовке, утверждению и направлению в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр) сведений об изменении границ населенного пункта и сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенного пункта, с кадастровыми номерами: "данные изъяты" (далее - спорные земельные участки) с отнесением данных земельных участков к категории земель населенных пунктов; признать незаконным бездействие администрации и Совета, выразившееся в неисполнении обязанностей по подготовке, утверждению и направлению обязательных приложений к генеральному плану - сведений о границах населенных пунктов, входящих в состав Песчановского сельского поселения, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН в отношении спорных земельных участков
со сведениями об отнесении их к категории земель населенных пунктов; признать незаконным бездействие Госкомрегистра по внесению в ЕГРН сведений о принадлежности упомянутых земельных участков к категории земель населенных пунктов; возложить на административных ответчиков обязанность устранить нарушения закона.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что им принадлежат спорные земельные участки, расположенные в границах населенного пункта - с. Песчаное Бахчисарайского района. Указанные земельные участки располагаются в границах населенного пункта с. Песчаное, территориальная зона Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами). Однако административными ответчиками допущено бездействие, выразившееся в том, что в ЕГРН не внесены соответствующие сведения на основании нормативных актов, и согласно данным ЕГРН, земельные участки относятся к категориям земель сельскохозяйственного назначения, что ущемляет законные права и интересы административных истцов. Ссылаясь на нормы статей 7, 8, 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 18, 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), требования Федеральных законов от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), административные истцы просили устранить указанные нарушения, возложив на административных ответчиков обязанность подготовить и направить в Госкомрегистр для внесения данных в ЕГРН сведения об отнесении земельных участков к категории земель населенных пунктов, а также возложить на Госкомрегистр обязанность внести в ЕГРН сведения об отнесении земельных участков к категории земель населенных пунктов.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 июня 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 октября 2023 года решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 июня 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 апреля 2024 года, представитель Сойко О.М. по доверенности Шульга А.Н. ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что генеральный план муниципального образования Песчановского сельского поселения является действующим нормативно-правовым актом и не оспаривается сторонами. Ссылается на наличие доказательств того, что вопрос о включении земельных участков административных истцов в границы "данные изъяты" не относится к числу несогласованных Министерством сельского хозяйства Республики Крым. Также считает, что суд вышел за пределы заявленных административными истцами требований, сделав выводы об отсутствии у административных ответчиков оснований для изменения генерального плана муниципального образования Песчановского сельского поселения.
Определением судьи от 6 мая 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, от администрации поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие его представителя. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие данных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, объяснения представителя Сойко О.М. по доверенности Шульги А.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Из материалов дела видно, что Першина О.Н. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты" площадью 34 056+/-64.59 кв. м; "данные изъяты" площадью 30 262+/-60.89 кв. м; "данные изъяты" площадью 27 696+/-58, 25 кв. м; "данные изъяты" площадью 28 475+/-884 кв. м.
Сойко О.М. принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" площадью 54 688+/-1169.27 кв. м; "данные изъяты" площадью 24 296+/-54, 56 кв. м.
Шестакова С.Д. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 16163+/-636 кв. м.
Данные земельные участки расположены за границами населенного пункта, на территории "данные изъяты", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
Между тем административным истцам было сообщено, что принадлежащие им земельные участки включены в границы населенных пунктов, в связи с чем они считают, что администрацией допущено бездействие по ненаправлению сведений в Госкомрегистр, а последним совершено бездействие по невнесению сведений в ЕГРН.
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с соглашением от 16 ноября 2016 года N 2432-р, передано уполномоченному органу - Госкомрегистру, созданному постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года.
Порядок и основания проведения кадастрового учета, регистрации прав на объекты недвижимого имущества, отказа в регистрации установлены Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Статьей 1 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с названным Законом сведений (часть 2).
В соответствии со статьей 13 Закона N 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и, если иное не предусмотрено федеральным законом, дополнительных сведений об объекте недвижимости, указанных в пункте 4 части 5 статьи 8 названного Закона, а также сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных этим же Законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных поименованным Законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном приведенным Законом порядке.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другу.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 8 ЗК РФ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 84 ЗК РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (часть 5 статьи 2 Закона N 172 - ФЗ).
Статьей 7 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, указанных в данной норме.
К числу таких исключительных случаев, допускающих перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ отнесено установление или изменение черты населенных пунктов.
Частью 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N218-ФЗ орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенного пункта, в том числе расположенного в границах особо охраняемой природной территории либо образованного из ликвидированных лесного поселка или военного городка, вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.
Следовательно, внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта возможно после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта.
Как следует из частей 2 - 5 статьи 33 Закона N 218-ФЗ, соответствующие сведения в ЕГРН вносятся только на основании информации, поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.
Таким образом, орган кадастрового учета вносит в кадастр сведения о категории земель вышеуказанного ранее учтенного земельного участка в случае представления органом местного самоуправления в установленном порядке документов, предусмотренных правилами направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылались на решение 79 сессии Бахчисарайского районного совета Республики Крым 1 созыва от 6 декабря 2018 года N и утвержденной в актуальной редакции решением 33 сессии 2 созыва Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 26 ноября 2021 года N об утверждении генерального плана Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, а также Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района, утвержденные решением 83 сессии 1 созыва Бахчисарайского районного совета 5 марта 2019 года N и утвержденной в актуальной редакции решением 33 сессии 2 созыва Бахчисарайского районного совета от 26 ноября 2021 года N, согласно которым спорные земельные участки располагаются в границах населенного пункта с. Песчаное, территориальная зона Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Судом установлено, что земельные участки, принадлежащие административным истцам, сведения о которых внесены в ЕГРН, имеют категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
Так, согласно ответу администрации от 13 сентября 2023 года N в соответствии с публичной картой Российской Федерации спорные земельные участки имеют категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно генеральному плану Песчановского сельского поселения, утвержденному решением 79 сессии Бахчисарайского районного совета Республики Крым 1 созыва от 6 декабря 2018 года N с картой разногласий, спорные земельные участки отображены в проектных границах населенного пункта с. Песчаное, проектной жилой подзоне индивидуальной застройки.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Песчановского сельского поселения, утвержденными решением 83 сессии Бахчисарайского районного совета Республики Крым 1 созыва от 5 марта 2019 года N (в редакции решения 53 сессии 2 созыва от 20 февраля 2023 года N) указанные земельные участки отображены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что сведений о наличии информации, поступившей в орган кадастрового учета от уполномоченного органа местного самоуправления, материалы дела не содержат, в связи с чем бездействие Госкомрегистра по внесению в ЕГРН сведений о принадлежности земельных участков к категории земель населенных пунктов не усматривается.
В связи с тем, что генеральный план утвержден с картой разногласий, территории указанные в проектных границах населенных пунктов являются не согласованными, поэтому указанные земельные участки необходимо использовать по фактическому назначению, установленному в данных ЕГРН.
Отсутствие согласования при изменении черты населенных пунктов также усматривается из ответа Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 12 октября 2023 года N N, в соответствии с которым согласно статье 84 ЗК РФ установление, изменение границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, сельского поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, в порядке и сроки, установленные ГрК РФ.
В связи с тем, что в Министерство сельского хозяйства Республики Крым не были представлены обоснования о необходимости и обоснованности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в предлагаемых проектом площадях, в том числе за счет спорных земельных участков, а также не устранены проектные решения, противоречащие федеральному законодательству, проект генерального плана Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района и проект внесения в него изменений в рамках установленной законодательством процедуры не согласован.
Сведения об отсутствии согласования Министерство сельского хозяйства Республики Крым были направлены в адрес администрации 15 апреля 2019 года.
Таким образом, правовых оснований для признания бездействия администрации по ненаправлению в Госкомрегистр сведений об изменении границ населенного пункта суды обеих инстанций не усмотрели.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь приведенными выше положениями закона, признает обоснованными выводы судов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на другую оценку обстоятельств по делу, в то время как переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Сойко О.М. по доверенности Шульги А.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 21 июня 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.