Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Раптановой М.А. и Борисовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ФИО11 - ФИО12 на решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 26 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 октября 2023 года по административному исковому заявлению ФИО10 о признании незаконными действия (бездействия) администрации Ленинградского сельского поселения Ленинградского района Краснодарского края и обязать устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав ФИО10; представителя ФИО11 - ФИО12; судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО10 обратилась в суд с административным иском к администрации Ленинградского сельского поселения Ленинградского района Краснодарского края о признании незаконными действия (бездействия), возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что после захоронения ФИО3, родственники ФИО2 установили металлическую ограду, которая расположена на расстоянии более 90 см. от могилы ФИО2 и менее 40 см от могилы ФИО3 Кроме того, ограда расположена вдоль прохода к захоронениям, затрудняет проход, так как имеет расстояние 3, 60 м, что является нарушением Порядка содержания и деятельности кладбищ, расположенных на территории Ленинградского сельского поселения Ленинградского района, утвержденных постановлением администрации Ленинградского сельского поселения Ленинградского района от 8 декабря 2019 года N.
Администрация должна содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать соблюдение установленной нормы отвода каждого земельного участка для захоронения. Административный истец неоднократно обращалась с заявлениями к административному ответчику об устранении нарушений, его обращения признавались обоснованными, однако нарушения не устранены. Полагает, что действия (бездействия) администрации по непринятию мер нарушают ее права, свободы и законные интересы.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО11
При рассмотрении дела административный истец неоднократно уточняла административные исковые требования.
Решением Ленинградского районного суда Краснодарского края от 26 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 октября 2023 года, административные требования удовлетворены; признаны незаконными действия (бездействие) администрации Ленинградского сельского поселения Ленинградского района Краснодарского края по не устранению нарушений Порядка содержания и деятельности кладбищ, расположенных на территории Ленинградского сельского поселения Ленинградского района, утвержденных постановлением администрации Ленинградского сельского поселения Ленинградского района N от 18 декабря 2019 года; возложена обязанность на администрацию Ленинградского сельского поселения Ленинградского района демонтировать металлическую ограду, установленную между захоронениями ФИО2, умершей 24 октября 2005 года и ФИО3, умершего 17 ноября 2018 года, расположенными в 3 ряду 14 квартала Центрального кладбища станицы Ленинградской путем ее переноса на расстояние 0, 72 метра от места захоронения ФИО3, умершего 17 ноября 2018 года, в сторону захоронения ФИО2, умершей 14 октября 2005 года, установив металлическую ограду на расстоянии 0, 72 метра центра захоронения ФИО3, умершего 17 ноября 2018 года, и на расстоянии 0, 72 метра от центра захоронения ФИО2, умершей 24 октября 2005 года; возложена обязанность на администрацию Ленинградского сельского поселения Ленинградского района демонтировать металлическую ограду, установленную около мест захоронения ФИО4, ФИО5 и ФИО2, расположенных в 3 ряду 14 квартала Центрального кладбища станицы Ленинградской путем ее переноса на расстояние 0, 72 метров в сторону захоронения ФИО4, ФИО5 и ФИО2 от 4 ряда 14 квартала Центрального кладбища станицы Ленинградской; возложена обязанность на администрацию Ленинградского сельского поселен Ленинградского района устранить нарушения, указанные в резолютивной части решения в срок 1 месяц 15 дней со дня вступления решения суда
законную силу.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 марта 2024 года, представитель ФИО11 - ФИО12 просит оттенить решение суда первой инстанции в части возложении обязанности на администрацию Ленинградского сельского поселения Ленинградского района Краснодарского края демонтировать металлическую ограду, установленную около мест захоронения ФИО4, ФИО5 и ФИО2, расположенных в 3 ряду 14 квартала Центрального кладбища станицы Ленинградской путем ее переноса на расстояние 0, 50 метров в сторону захоронения ФИО4, ФИО5 и ФИО2 от 4 ряда 14 квартала Центрального кладбища станицы Ленинградской; в остальной части решение суда первой инстанции просит оставить без изменения.
Судом первой инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права; суд не учел тот факт, что административный истец, захоронив своего брата 17 ноября 2018 года, фактически ссылается на нарушение административным ответчиком законодательства, принятого на год позднее допущенных нарушений; заявитель отмечает, что административный истец, подавая исковое заявление указывает, что его доверительница извлекла преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, однако, полагает, что у суда первой инстанции имелись основания полагать, что сама ФИО10 поступает недобросовестно, пытаясь уменьшить площадь участка, выделенного под захоронения родственников ФИО13 13.И. путем переноса на расстояние 0, 50 метров в сторону захоронения ФИО4, ФИО5 и ФИО2 от 4 ряда 14 квартала Центрального кладбища станицы Ленинградской.
Определением судьи от 21 марта 2024 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В письменном ходатайстве Ленинградское сельское поселение Ленинградского района просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения, проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по административному делу не допущено.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из содержания обжалуемых судебных актов следует, что 17 ноября 2018 года на центральном кладбище станицы Ленинградской в 14 квартале был захоронен родной брат административного истца - ФИО3
Рядом с могилой ФИО3 находится могила ФИО2
Согласно сведений администрации Ленинградского сельского поселения, уход за местом захоронения ФИО2 осуществляет ФИО11
После захоронения ФИО3, родственники ФИО2 установили металлическую ограду шириной 3, 60 см, при этом ограда расположена на расстоянии более 90 см. от могилы ФИО2 и менее 40 см от могилы ФИО3. Кроме того, ограда шириной 3, 60 см. расположена вдоль прохода между 3 и 4 рядами 14 квартала, что затрудняет проход к захоронениям.
30 марта 2022 года административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением об устранении нарушений.
Согласно ответу главы Ленинградского сельского поселения Ленинградского района от 7 апреля 2022 года, при рассмотрении обращения был осуществлен выезд на место главного специалиста отдела строительства, ЖКХ и транспорта администрации Ленинградского сельского поселения и установлено, что на расстоянии 53 см. от смежного надмогильного сооружения креста захоронения ФИО3 установлена металлическая ограда, препятствующая установке постоянного памятника и препятствующая свободному доступу к захоронению и уходу за прилегающей территорией.
Кроме того, ограда, установленная в проходе между рядами захоронений, существенно выходит за границы участка, ширина которого составляет 3, 55 м, место положенных 3, 0 м, что затрудняет проход между рядами. Лицам, осуществляющим уход и установку надмогильных сооружений и ограды смежных захоронений, направлено письмо о необходимости в срок до 15.04.2022 года произвести демонтаж установленной ограды, препятствующей проходу между рядами, доступу к смежному захоронению и установке надгробия, согласно Порядка содержания и деятельности кладбищ, расположенных на территории Ленинградского сельского поселения Ленинградского района, утвержденному постановлением администрации Ленинградского сельского поселения Ленинградского района от 18 декабря 1 19 года N.
Администрацией Ленинградского сельского поселения Ленинградского района по результатам рассмотрения обращения ФИО10 в адрес ФИО11 направлена информация о необходимости демонтажа установленной ограды, препятствующей проходу между рядами, доступу к смежно 9 захоронению и установке надгробия, в срок до 25 апреля 2022 года.
В адрес главы Ленинградского сельского поселения Ленинградского района административным истцом 3 февраля 2023 года вновь было направлено обращение о бездействии сотрудников администрации Ленинградского района сносе указанного сооружения.
По итогам рассмотрения обращения ФИО10 3 марта 2023 года администрацией направлен ответ, что вновь лицам, осуществляющим уход и установку надмогильных сооружений, направлено уведомление о необходимости провести демонтаж установленной ограды.
В установленные сроки ФИО6 нарушения не устранены, металлическая ограда около захоронений Нестеренко, не демонтирована.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, судом первой инстанции исходил из следующего.
Так, согласно пункту 5.1 "Порядка содержания и деятельности кладбищ, расположенных на территории Ленинградского сельского поселения Ленинградского района", утвержденных постановлением администрация Ленинградского сельского поселения Ленинградского района от 18 декабря 2019 года N (далее Порядок) администрация должна содержать кладбища е надлежащем порядке и обеспечивать соблюдение установленной нормы отводе каждого земельного участка для захоронения.
Согласно пункту 6.2 Порядка снос надмогильных сооружений, установленных за пределами мест захоронения, происходит в следующем порядке: граждане, установившие превышающие утвержденные размеры надмогильного сооружения, предупреждаются посредством письменного уведомления в адрес лица, на которое зарегистрировано захоронение, и выставлением на могильном холме трафарета с предупреждением о необходимости привести надмогильное сооружение в соответствие с требованием в течение 60 дней и обратиться в специализированную службу по вопросам похоронного дела. После чего специализированной службой по вопросам похоронного дела принимается решение о регистрации надмогильного сооружения или ограды об их сносе; в случае отказа лица, обязанного убрать неправомерно установленное сооружение, специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет снос указанного сооружения на основании акта, составленного с участием представителей службы и администрации Ленинградского сельского поселения Ленинградского района, с отнесением расходов на лицо, которое произвело установку сооружения.
Положения пункта 2.6.10 ГОСТа 32609-2014 от 01.01.2016 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения" предусматривают, что могильная ограда - ограждающее линейное сооружение, устанавливаемое по периметру могильного участка.
Согласно п. 2.2 Порядка, при погребении устанавливаются следующие размеры земельных участков: 2.1.1 Одиночное захоронение - 2x3 м (6 квадратных метров); 2.1.2 Родственное захоронение - 3x3, 5м (10, 5 квадратных метров); 2.1.3 Семейное (родовое) захоронение: Три захоронения - 3 х 5м (15 квадратных метров); Четыре захоронения - 3 х 6, 5м (19, 5 квадратных); 2.1.4 Почетное захоронение - 2x3 м (6 квадратных метров); 2.1.5 Воинские захоронения - 2 х 2, 5 (5 квадратных метров).
С учетом того, как указал суд первой инстанции, что пункт 2.2 Порядка установлены размеры земельных участков при погребении, ширина которых не превышает 3 метров, следовательно, металлическая ограда, установленная около мест захоронений Нестеренко, имеющая ширину 3, 6 м. и препятствующая проходу между 3 и 4 рядами 14 квартала на центральном кладбище ст. Ленинградской, не должна превышать в ширину 3 метра, что является основанием для возложении обязанности на административного ответчика устранить допущенные нарушения.
Относительно уточненных административных требования в части возложении обязанности на административного ответчика установить металлическую ограду на расстоянии 0, 72 метра от центра захоронения ФИО3, и на расстоянии 0, 72 метра от центра захоронения ФИО2, суд первой инстанции указал, что данные требования представитель административного ответчика признал, заинтересованное лицо так же не возражало в удовлетворении указанных требований, что является основанием для удовлетворения административных исковых требований в данной части.
В связи с тем, как указал суд первой инстанции, что сторонами не предоставлено доказательств, что спорная металлическая ограда установлена до принятия "Порядка содержания и деятельности кладбищ, расположенных на территории Ленинградского сельского поселения Ленинградского района", утвержденных постановлением администрации Ленинградского сельского поселения Ленинградского района от 18 декабря 2019 года N, суд посчитал необходимым принимать в качестве доказательства приведенный выше Порядок, а не "Положения об организации похоронного дела на территории Ленинградского сельского поселения", утвержденные Решением Совета Ленинградского сельского поселения от 24 мая 2017 года N.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами права, регулирующих возникшие правоотношения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны позиции подателя жалобы в нижестоящих судах, которым суды дали надлежащую оценку, с чем судебная коллегия соглашается.
Иная оценка заявителем установленных по делу обстоятельств, имеющихся доказательств, а также иное толкование положений действующего законодательства не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 26 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 апреля 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Раптанова М.А.
Борисова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.