Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А. и Сиюхова А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремова Н.И. к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по формированию заявления о заключении социального контракта, регистрации обращения, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым, поступившей с делом 22 марта 2024 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ефремов Н.И. обратился суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым (далее также по тексту - Департамент, ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по формированию заявления о заключении социального контракта, регистрации обращения, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что 25 января 2023 года обратился в Департамент с целью подачи заявления об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта. Данное заявление формируется посредством специального программного обеспечения, находящегося в ведении ответчика и заполняется во время личного приема граждан. Однако, сотрудники Департамента отказали в формировании заявления и в регистрации обращения, чем нарушили гарантируемое статьей 33 Конституции Российской Федерации право на обращение.
Просил суд признать отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым в приеме 25 января 2023 года заявления и документов Ефремова Н.И, дающих право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта, незаконным; взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены -Администрация города Евпатория Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, ГКУ Республики Крым "Центр социальных выплат", Межведомственная комиссия по вопросу оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 4 сентября 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 декабря 2023 года решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 4 сентября 2023 года, отменено. Признан незаконным отказ Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым в приеме 25 января 2023 года заявления и документов Ефремова Н.И, дающих право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта.
С Департамента труда и социальной защиты населенияадминистрации города Евпатории Республики Крым в пользу Ефремова Н.И. взыскана компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей. В остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что в действиях Департамента при отказе Ефремову Н.И. принять заявление от 25 января 2023 года отсутствовал какой-либо умысел, направленный на нарушение прав, свобод и законных интересов истца, которые создали бы ему препятствие в получении государственной услуги и нанесли моральный вред.
Заявление истца на назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта от 13 января 2023 года находилось на стадии рассмотрения в Департаменте. Оснований для приема 25 января 2023 года аналогичного заявления, по сути дублирующего предыдущее, не имелось, так как Департаментом решение о назначении истцу либо отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по предыдущему заявлению принято не было.
Считает необоснованным взыскание компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей с Департамента, так как в действиях Ефремова Н.И. имеются признаки недобросовестности. Обращает внимание, что истцу Ефремову Н.И. разъяснено его право на повторную подачу заявления после вынесения Департаментом решения о назначении/отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по заявлению от 13 января 2023 года.
Департаментом 27 января 2023 года принято решение об отказе Ефремову Н.И. в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по заявлению от 13 января 2023 года. Уведомление о причинах отказа истец получил 27 января 2023 года. Истец воспользовался своим правом, обратившись 27 января 2023 года с новым заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, то есть после получения уведомления об отказе в назначении государственной социальной помощи по заявлению от 13 января 2023 года.
Специалист Департамента 25 января 2023 года не принял заявление истца о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, так как письменное заключение межведомственной комиссии от 25 января 2023 года по заявлению от 13 января 2023 года в Департамент не поступило. Считает, что основания для приема следующего заявления, до принятия решения Департаментом по заявлению от 13 января 2023 год, отсутствовали, о чем истцу разъяснено на приеме.
Истец Ефремов Н.И, представитель ответчика - Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым, представители третьих лиц - Администрации города Евпатории Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, Межведомственной комиссии по вопросу оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта города Евпатории Республики Крым, ГКУ Республики Крым "Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым", в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Истец Ефремов Н.И. и представитель ответчика в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
До рассмотрения дела судом кассационной инстанции по существу, от лиц, участвующих в деле, ходатайств о проведении судебного заседания в режиме видеоконференц-связи не поступало.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты, скорейшего рассмотрения и разрешения гражданского дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 13 января 2023 года Ефремов Н.И. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения города Евпатории Республики Крым с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению государственной социальной помощи на основании социального контракта в качестве налогоплательщика на профессиональный доход (изготовление сувенирной продукции на лазерном станке), как малоимущему одиноко проживающему гражданину.
25 января 2023 года состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросу оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (протокол N 2), согласно выводам комиссии, заключение социального контракта и назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта Ефремову Н.И. является нецелесообразным, в связи с отсутствием образования, навыков и опыта работы по производству сувенирной продукции, плана реализации производимой продукции и отрицанием мероприятий программы социальной адаптации, внесенными органом занятости населения и организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные факторы вызывали сомнения у членов комиссии в том, что заявитель сможет производить конкурентоспособную продукцию и преодолеет трудную жизненную ситуацию.
На заседании межведомственной комиссии по вопросу оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта Ефремов Н.И. устно проинформирован об отрицательном заключении межведомственной комиссии, после чего он обратился к уполномоченному специалисту Департамента об оказании ему государственной услуги по формированию заявления о заключении социального контракта и регистрации данного заявления. Специалист Департамента отказал в оформлении и приеме указанного заявления Ефремова Н.И, сославшись на то, что такое заявление не может быть подано до завершения процедуры рассмотрения его предыдущего заявления от 13 января 2023 года, то есть до вынесения Департаментом окончательного решения о предоставлении либо отказе в предоставлении государственной социальной помощи.
Ефремов Н.И. указывал, что такие действия Департамента являются незаконными и причинившими ему значительный моральный вред, поскольку он оказался в трудной жизненной ситуации, у него отсутствовал необходимый уровень материального обеспечения, а отказ в регистрации заявления о назначении государственной социальной помощи, сдвинул сроки оказания ему социальной помощи.
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что причиной отказа в приеме заявления Ефремова Н.И. являлось то, что ранее поданное истцом заявление о заключении социального контракта, находилось на рассмотрении межведомственной комиссии. Обращение Ефремова Н.И. 25 января 2023 года по поводу приема его заявления о предоставлении мер социальной поддержки имело место в пределах рабочего времени сотрудников Департамента.
16 февраля 2023 года на основании заявления Ефремова Н.И. от 27 января 2023 года между Департаментом и заявителем заключен социальный контракт, предметом которого является сотрудничество между органом труда и социальной защиты населения и получателем помощи по реализации программы социальной адаптации в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗКР/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" в целях стимулирования активных действий "получателя помощи" (и членов его семьи) по преодолению трудной жизненной ситуации. Период действия контракта с 16 февраля 2023 года по 15 августа 2023 года, размер государственной социальной помощи составляет 350 000 рублей.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ефремова Н.И. о признании отказа в предоставлении государственной услуги по формированию заявления о заключении социального контракта и компенсации морального вреда, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", признал действия истца по повторному обращению к ответчику с заявлением на получение государственной социальной помощи при отсутствии решения по аналогичному заявлению от 13 января 2023 года, недобросовестными. Кроме того, суд обосновал свои выводы тем, что 27 января 2023 года истец получил отказ в назначении государственной социальной помощи, в этот же день Департамент принял новое заявление истца о заключении социального контракта и назначении государственной социальной помощи, который между сторонами был заключен 16 февраля 2023 года, с оказанием по контракту государственной социальной помощи в размере 350 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции не согласился с вышеуказанными выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, принимая по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Ефремова Н.И, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым пришла к выводу о том, что оценка добросовестности действий Ефремова Н.И. могла иметь место не при приеме (отказе в приеме) заявления о заключении социального контракта, а только на стадии рассмотрения данного заявления и установления Департаментом факта злоупотребления Ефремовым Н.И. правом на получение государственной социальной помощи.
Таким образом, судом апелляционной инстанции действия Департамента, заключающиеся в отказе в приеме заявления Ефремова Н.И. от 25 января 2023 года, признаны противоречащими положениям Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 612, Административному регламенту, и, как следствие, незаконными.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя исковые требования Ефремова Н.И. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, указал, что право определенных категорий граждан на государственную социальную помощь на основании социального контракта, носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина.
Размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, определен судом апелляционной инстанции в размере 1000 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке, представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта, предусмотренная Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", Порядком предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 612, относится к числу мер социальной поддержки граждан, с учетом уровня жизни этих граждан, не позволяющий им в полной мере обеспечить себе доход выше прожиточного минимума, направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья (состояние физического, психического и социального благополучия человека) и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
Пунктом 19 Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 612, предусмотрено, что заявление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта подается в орган труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан), одним из членов малоимущей семьи дееспособного возраста от имени своей семьи либо их законным представителем по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 года N 1931 "Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи" (далее - постановление Правительства РФ N 1931): 1) в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Подача заявления посредством единого портала государственных и муниципальных услуг осуществляется с использованием простой электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи; 2) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, при наличии заключенного соответствующего соглашения; 3) лично.
В пунктах 26 и 27 указанного Порядка закреплено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа труда и социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия).
По результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) заключения социального контракта.
Заключение межведомственной комиссии оформляется в виде протокола, в котором отражается результат рассмотрения программы социальной адаптации. Протокол утверждается председательствующим межведомственной комиссии.
Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации, согласованной межведомственной комиссией, подписывается заявителем и руководителем органа труда и социальной защиты населения.
В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в решении органа труда и социальной защиты населения указывается причина отказа.
В соответствии со статьей 1 (пункт 1.1) Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым, утвержденного решением Евпаторийского городского совета от 3 июля 2020 года N 2-15/11, Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым (далее - департамент) входит в структуру администрации и является отраслевым органом администрации, созданным для реализации органами местного самоуправления городского округа в установленном порядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти Республики Крым, и отдельных государственных полномочий Республики Крым в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан.
В статье 3 (пункт 3.1.3) указанного Положения определено, что департамент осуществляет следующие полномочия: в сфере социальной поддержки: прием документов, назначение (отказ в назначении), перерасчет: государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым"; государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым".
Таким образом, законодательством Республики Крым предусмотрен заявительный порядок предоставления государственной социальной помощи, то есть решение о назначении или об отказе в назначении этой выплаты Департаментом принимается на основании соответствующего заявления гражданина, претендующего на получение названной меры социальной поддержки.
Установленный Порядком предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, заявительный характер обращения лица, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, за получением государственной социальной помощи, не содержит каких-либо ограничений на повторную подачу такого заявления до рассмотрения заявления, поданного ранее, а также оснований для отказа в принятии заявления.
Приведенное толкование нормативных положений согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П обратил внимание на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, статьи 2, части 1 статьи 17, статьи 18, части 1 статьи 19, частей 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав.
Судом апелляционной инстанции действия Департамента, выразившиеся в непринятии к рассмотрению заявления Ефремова Н.И. от 25 января 2023 года о получении государственной социальной помощи на основании социального контракта, признаны незаконными, повлекшими нарушение неимущественных прав истца на своевременное получение социальной помощи, как лица, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Выводы судебной инстанции о возложении на Департамент обязанности компенсировать истцу Ефремову Н.И. моральный вред являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права. Размер компенсации морального вреда определен с учетом причиненных незаконными действиями ответчика нравственных страданий истцу, принципов разумности и справедливости.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.