Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Чепалова С.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о включении периода в стаж, назначении досрочной пенсии по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю, поступившей с делом 22 марта 2024 года, на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 12 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чепалов С.Г. обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю (далее также ОСФР по городу Севастополю, Пенсионный орган), в котором просил о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 1993 по 1996 год в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также о возложении на ОСФР по городу Севастополю обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 16 ноября 2022 года, ссылаясь на незаконность отказа во включении названного периода в специальный стаж по мотиву отсутствия сведений о месте осуществления трудовой деятельности.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 12 сентября 2023 года иск удовлетворен частично, на ОСФР по городу Севастополю возложена обязанность включить в специальный стаж Чепалова С.Г, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы в Совместном российско-американском предприятии "Глобаль Фишери" с 9 марта 1993 года по 9 марта 1996 года на территории Советско-Гаванского муниципального района, в состав которого входит город Советская Гавань, включенный в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, и назначить Чепалову С.Г. досрочную страховую пенсию по старости с 16 ноября 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 декабря 2023 года указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОСФР по городу Севастополю просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений суда первой и апелляционной инстанций, ввиду нарушения норм материального и процессуального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что суды неверно применили и истолковали нормы материального права, регулирующие вопросы включения периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. Не учтено, что в дубликате трудовой книжки и в записи о приеме и увольнении в Совместном российско-американском предприятии "Глобаль Фишери", а также на оттиске печати нет никакой информации о городе нахождения названного предприятия, сведения о характере работы, периодах работы, необходимые для того, чтобы засчитать названный период в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, у Пенсионного органа отсутствуют.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Истец Чепалов С.Г, представитель ответчика ОСФР по городу Севастополю, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Представитель ОСФР по городу Севастополю в письменном заявлении от 5 апреля 2024 года просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2024 года удовлетворено ходатайство истца Чепалова С.Г. об участии в судебном заседании посредством организации видеоконференц-связи при содействии Гагаринского районного суда города Севастополя.
18 апреля 2024 года истец Чепалов С.Г. не явился в Гагаринский районный суд города Севастополя для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В целях недопущения волокиты, скорейшего рассмотрения и разрешения гражданского дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и как следует из материалов дела, что 16 ноября 2022 года Чепалов С.Г. обратился в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по городу Севастополю N 130011/22 от 2 февраля 2023 года Чепалову С.Г. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Отказ мотивирован тем, что период работы Чепалова С.Г. в Совместном предприятии "Диана" с 9 марта 1993 года по 9 марта 1996 года на территории Советско-Гаванского муниципального района, включающего непосредственно и город Советская Гавань, не засчитан в его специальный стаж ввиду отсутствия информации о месте нахождения предприятия.
Полагая, что вправе претендовать на включение в специальный страховой стаж указанных периодов работы в Совместном предприятии "Диана" на территории Советско-Гаванского муниципального района, Чепалов С.Г. обратился за судебной защитой.
Разрешая заявленные Чепаловым С.Г. исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях), Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", Федерального закона от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", пунктом 11 Правил от 2 октября 2014 года N 1015, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года, Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Правительства Российской Ф от 16 ноября 2021 года N 1946, исходил из того, что факт работы истца в Совместном российско-американском предприятии "Глобаль Фишери" в течение трех лет с 9 марта 1993 года по 9 марта 1996 года на территории Советско-Гаванского муниципального района, в состав которого входит город Советская Гавань, включенный в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, достоверно подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности заявленных им исковых требований о включении в специальный стаж указанного периода работы и с учетом этого необходимости назначения досрочной страховой пенсии по старости с 16 ноября 2022 года.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, отклонив доводы апелляционной жалобы Пенсионного органа.
Проверяя законность состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об их законности, поскольку выводы судов основаны на правильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Установление льготных условий приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предполагает право законодателя определять правила исчисления специального стажа.
Так, пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к данному Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере; при этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера; гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах; при работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Указанная правовая норма, определяющая условия назначения страховой пенсии по старости досрочно лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выступает элементом механизма досрочного пенсионного обеспечения названной категории граждан.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение реализации их пенсионных прав, в равной мере распространяется на всех лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, следовательно, федеральный законодатель, предоставляя гражданам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на досрочное назначение пенсии по старости, обусловливает возможность его реализации помимо других условий наличием определенной продолжительности стажа работы в таких районах и местностях.
Исходя из необходимости обеспечения сохранения и реализации пенсионных прав, приобретенных до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (то есть до 1 января 2002 года), законодатель в пункте 2 статьи 28 названного Федерального закона предусмотрел применение при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях перечня таких районов и местностей, действовавшего по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Аналогичная норма воспроизведена в пункте 2 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, действующего с 1 января 2015 года, - при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Таким перечнем является Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 октября 1967 года N 1029.
С 1 января 2022 года действует Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 года N 1946 "Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР".
Согласно указанным Перечням, Советско-Гаванский муниципальный район, включающий непосредственно и город Советская Гавань, включен перечень районов, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях.
Согласно материалов дела, в том числе, справке N ЛС/96-101 от 10 марта 1996 года, распоряжению администрации города Советская Гавань и Советско-Гаванского района N 139-6 от 13 февраля 1996 года, а также заключенному с Чепаловым С.Г. контракту от 9 марта 1993 года, Совместное российско-американское предприятие "Глобаль Фишери", в котором на протяжении трех лет с 1993 года по 1996 год трудился Чепалов С.Г, осуществляло свою деятельность на территории города Советская Гавань Хабаровского края, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о включении названного периода в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
При этом доводы Пенсионного органа о том, что из записей трудовой книжки истца и оттиска печати невозможно установить местонахождение предприятия, в котором истец осуществлял трудовую деятельность в спорный период, обоснованно отклонены судебными инстанциями, поскольку местонахождение предприятия установлено судами исходя из совокупности представленных сторонами доказательств, в том числе, справки N ЛС/96-101 от 10 марта 1996 года, распоряжения администрации города Советская Гавань и Советско-Гаванского района N 139-6 от 13 февраля 1996 года, а также сведений, содержащихся в заключенном с Чепаловым С.Г. контракте от 9 марта 1993 года, согласно которым Совместное российско-американское предприятие "Глобаль Фишери" осуществляло свою деятельность на территории города Советская Гавань Хабаровского края.
Более того, действующее правовое регулирование не содержит конкретного перечня документов, на основании которых может быть подтверждено осуществление трудовой деятельности именно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии с пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и другие, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 19 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 года N 546н, решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из указанных положений следует, что к подтверждающим факт работы застрахованного лица в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях могут быть отнесены любые документы, позволяющие прийти к такому выводу.
Также отсутствуют основания и для удовлетворения доводов кассационной жалобы о недостаточности стажа истца для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях, Пенсионным органом в ходе рассмотрения заявления Чепалова С.Г. о назначении досрочной страховой пенсии по старости установлен стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в 8 лет 16 дней (с учетом правил перевода стаж работы в районах Крайнего Севера - 6 лет 12 дней), страховой стаж с учетом кратного исчисления составляет 31 год 5 месяцев 4 дня.
Чепалов С.Г. обратился с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, достигнув 60-летнего возраста, с учетом включенного судами периода работы в Совместном российско-американском предприятии "Глобаль Фишери" с 9 марта 1993 года по 9 марта 1996 года на территории Советско-Гаванского муниципального района, стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 11 лет 16 дней (с учетом правил перевода стажа работы в районах Крайнего Севера - 8 лет 3 месяца 12 дней), следовательно, к моменту обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости Чепалов С.Г. имел необходимый специальный и общий страховой стаж для ее назначения.
Судом первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследованы представленные сторонами по делу доказательства, дана им надлежащая правовая оценка с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, а результаты оценки отражены в судебных актах.
Несогласие заявителя с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, а также существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, кассационная жалоба не содержит.
Оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 12 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.