Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Песоцкого В.В, судей Гордеевой Ж.А, Капитанюк О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новак Л. А. к администрации города Симферополя Республики Крым, обществу с ограниченной ответственностью "Лидер", Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о возложении обязанности установить пандус по кассационной жалобе администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя от 17 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Новак Л.А. обратилась в суд с иском к администрации города Симферополя Республики Крым, обществу с ограниченной ответственностью "Лидер" (далее - ООО "Лидер"), Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (далее - Министерство ЖКХ РК) о возложении обязанности установить пандус.
В обоснование своих требований истец указала на то, что является инвалидом первой группы и проживает по адресу: "адрес" Многоэтажный дом является разноуровневым, доступ к лифту на N этаже возможен только через лестничный пролет. В связи с отсутствием в подъезде N пандуса у истца отсутствует доступ к выходу из дома и возможность покидать пределы квартиры. Истец неоднократно обращалась в администрацию города Симферополя с просьбой установить пандус и обеспечить ее необходимыми условиями для проживания. В данный момент бездействием администрации г. Симферополя нарушаются ее права и законные интересы, поскольку жилое помещение, в котором она проживает, не обеспечено приспособлениями для инвалидов. Истец просила признать бездействие администрации г. Симферополя, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, ООО "Лидер" по непринятию мер к установке пандуса в подъезде многоквартирного дома N, расположенного по адресу: "адрес" незаконными; возложить на администрацию г. Симферополя, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, ООО "Лидер" обязанность установить пандус в подъезде многоквартирного дома путем проведения работ по оборудованию пандуса в подъезде в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-правовой документации.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2024 года, иск удовлетворен частично. Бездействие администрации города Симферополя Республики Крым по непринятию мер по обеспечению Новак Л.А. беспрепятственным доступом к жилому помещению, расположенному по адресу: "адрес" путем проведения работ по оборудованию пандуса в подъезде признано незаконным. На администрацию г. Симферополя возложена обязанность обеспечить Новак Л.А. беспрепятственный доступ к жилому помещению, расположенному по адресу: "адрес" путем проведения работ по оборудованию пандуса в подъезде в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-правовой документации. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе администрация города Симферополя Республики Крым выражает несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, как постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Новак Л.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации.
Новак Л.А. является инвалидом "данные изъяты" группы, что подтверждается справкой серии N.
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида Новак Л.А. нуждается в оборудовании жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности.
Новак Е.В. обратилась в Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства (далее - МКУ Департамент городского хозяйства) по вопросу установки пандуса в подъезде, а также на третьем этаже для преодоления лестничного пролета и доступа в лифт.
МКУ Департамент городского хозяйства от 20 июня 2022 года в ООО "Лидер" направлен запрос с просьбой рассмотреть вопрос возможности установления пандуса в N подъезде жилого "адрес", а также на N этаже для преодоления лестничного пролета и доступа в лифт.
Согласно сообщению Инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 14 сентября 2022 года обращение Новак Е.В. направлено для рассмотрения и принятия соответствующих мер реагирования в Администрацию г. Симферополя.
06 сентября 2022 года в результате комиссионного обследования общего имущества многоквартирного дома "адрес" установлено, что квартира N расположена на N этаже в многоуровневом доме. Квартира обеспечена коммунальными удобствами, кухней, санитарным узлом. Необходимость в проведении обследования жилого помещения с целью его приспособления с учетом потребностей инвалида отсутствует. В личной беседе с заявителем установлено, что суть его обращения состоит в оборудовании пандуса для спуска инвалидной коляски с лестничной клетки N этажа до выхода из подъезда в связи с невозможностью заезда инвалидной коляски в лифт по причине слишком узкого проема дверей лифта (установка пандуса требуется на пяти лестничных пролетах). Комиссия пришла к выводу о том, что для оборудования пандуса для спуска инвалидной коляски с лестничной клетки N этажа до выхода из подъезда в соответствии со строительными нормами и правилами требуется изготовление проектной документации. Устройство пандуса для спуска инвалидной коляски с лестничной клетки N этажа до выхода из подъезда возможно при наличии проектного решения, разработанного специализированной организацией.
Из протокола общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" от 10 марта 2023 года следует, что по вопросу установки пандусов и включении в платежные документы ООО "Лидер" единовременной платы на выполнение указанных работ решение не принято.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, пришел к выводу о том, что права и законные интересы инвалида по настоящее время нарушены бездействием администрации г. Симферополя, к компетенции которой отнесено создание условий для осуществления инвалидами права на жилище, в том числе обеспечение доступности общего имущества многоквартирных домов, в котором они проживают. Кроме того, с момента обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, прошел длительный период времени, что свидетельствует о нарушении прав инвалида на доступную среду.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами.
Суды нижестоящих инстанций обоснованно, со ссылками на положения статей 2, 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлении Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", с учетом Государственной программы Республики Крым "Доступная среда", утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 15 декабря 2020 года N 790, Постановления Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 150 "Об утверждении положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым", приняли во внимание подтвержденные материалами дела сведения о том, что истец является инвалидом первой группы и нуждается в оборудовании жилого помещения специальными средствами и приспособлениями с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности.
Поскольку обеспечение условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах для инвалида возложено на орган местного самоуправления, судами нижестоящих инстанций обязанности по оборудованию пандуса в подъезде жилого дома, в котором проживает истец, обоснованно возложены на администрацию г. Симферополя.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку все доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя от 17 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 17 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи Ж.А. Гордеева
О.В. Капитанюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.