Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мотиной И.И, Сиюхова А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева Б.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Тимофеева Б.В, поступившей с делом 8 апреля 2024 г, на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 7 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимофеев Б.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности, произвести перерасчет пенсии, оплатить недоимку по пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем пенсии по возрасту с 2002 г. После выхода на пенсию истец продолжал трудиться без перерыва на различных предприятиях Крыма до ноября 2017 г. С вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации истцу была установлена пенсия в размере 12 880, 50 руб, которая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 192 пересчитана и к концу 2014 г. составила 25 761 руб. Однако с тех пор пенсия истцу не индексировалась и не повышалась. В апреле 2022 г. истец обратился в пенсионный орган с заявлением по данному вопросу. Согласно полученному ответу истцу сообщено, что с 1 января 2015 г. его пенсию, получаемую в рублях, пенсионный фонд пересчитал, и она составила 8324, 63 руб. (3100 грн.), указанная сумма была принята за основу для дальнейшей ее индексации вместо получаемой ранее на момент перехода Крыма в Россию (18 марта 2014 г.), в связи с чем истец полагает, что фактически его пенсия уменьшена ответчиком и в рублях и в гривнах, то есть индексировалась пенсия, уменьшенная на 4560 руб. 23 января 2022 г. истцу исполнилось 80 лет, однако при обращении в пенсионный орган ему также было отказано в установлении фиксированной доплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, поскольку установленная фондом пенсия не достигла получаемого им размера пенсии. Полагая действия пенсионного органа не соответствующими пенсионному законодательству, истец, указывая на нарушение его прав в части предусмотренных государством надбавок и индексаций, проводимых с 2015 г, обратился в суд с настоящим иском.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 3 октября 2022 г. в удовлетворении исковых требований Тимофеева Б.В. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республике Крым от 17 января 2023 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17 января 2023 г. решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 3 октября 2022 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2023 г. решение Центрального районного суда г. Симферополя Республике Крым от 3 октября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республике Крым от 17 января 2023 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 7 ноября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Тимофеева Б.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 февраля 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты, как незаконные. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Указывает, что является с 2002 г. пенсионером в соответствии с Законом Украины "О государственной службе". В трудовой книжке имеется запись: "уволен в связи с достижением предельного возраста прохождения государственной службы и выходом на пенсию государственного служащего", в удостоверении запись "по закону Украины "О Госслужбе". Пенсия, выданная в 2002 г. в Украине была установлена как по льготе за длительную работу на государство и составляла 90 % от средней зарплаты (работа более 20 лет). Расчет пенсии был произведен с учетом заработной платы, получаемой в те годы.
Полагает, что положения Федерального закона N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в отношении истца не применимы. Считает, что нарушены его права в части предусмотренных государством добавок и индексаций, проводимой с 2015 г.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Судебное извещение, направленное в адрес ответчика, вручено адресату.
Судебное извещение, направленное в адрес Тимофеева Б.В, возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку истец уклонился от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем почтовое извещение возвращено в суд кассационной инстанции с отметкой об истечении срока хранения, судебная коллегия приходит к выводу, что он о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с 1 января 2015 г. пенсионным органом произведен расчет размера пенсии истца Тимофеева Б.В. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом положений Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территории Республик Крым и города федерального значения Севастополя".
Из материалов пенсионного (выплатного) дела Тимофеева Б.В. следует, что размер пенсии истца после проведенного расчета с 1 января 2015 г. составил 8324, 63 руб, в том числе страховая пенсия по старости - 4389, 63 руб. и фиксированная выплата к страховой пенсии по старости - 3935 руб.
С учетом проведенных индексаций в период с 1 января 2015 г. по 1 января 2020 г, размер страховой пенсии истца по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил бы - 13 077, 15 руб, при этом сохраненный размер пенсии Тимофеева Б.В. по состоянию на 31 декабря 2014 г, с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента РФ от 31 марта 2014 г. N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателем пенсии на территориях Республики Крым и г. Севастополя" составляет 25 761, 11 руб.
Поскольку сохраненный размер пенсии истца по состоянию на 31 декабря 2014 г. превышал размер страховой пенсии, исчисленной по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то выплата страховой пенсии с 1 января 2015 г. по 1 января 2021 г. производилась истцу в сохраненном, увеличенном размере - 25 761, 11 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
С 23 января 2022 г. в связи с достижением возраста 80 лет размер фиксированной выплаты истца составил 6564, 31 руб, повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленное статьей 17 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 6564, 31 руб. и размер страховой пенсии - 8532, 11 руб.
Таким образом, размер пенсии истца по законодательству Российской Федерации в связи с достижением истцом возраста 80 лет составил бы 21 660, 73 руб.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" пенсия истцу выплачивается в сохраненном, более высоком размере - 25 761, 11 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Тимофеева Б.В, суд первой инстанции пришел к выводу, что последнему назначена пенсия в сохраненном и более высоком размере, превышающим сумму начисленной по законодательству Российской Федерации пенсии, в связи с чем основания для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии истца отсутствуют, поскольку его право на пенсионное обеспечение не нарушено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
На основании части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего договора.
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя" постановлено: установить гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя, в дополнение к назначенной им пенсии ежемесячную выплату (далее - выплата к пенсии): с 1 апреля 2014 г. - в размере 25 процентов от назначенной пенсии, с 1 мая 2014 г. - в размере 50 процентов, с 1 июня 2014 г. - в размере 75 процентов, с 1 июля 2014 г. - в размере 100 процентов от назначенной пенсии. Выплата к пенсии производится до перерасчета указанным гражданам назначенных им пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно статье 11 этого же Закона граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, назначенных вышеуказанной категории граждан в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым, подлежат перерасчету с 1 января 2015 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 3 указанного Закона).
Частью 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 г, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсии на территориях Республики Крым и г. Севастополя" пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 1 января 2015 г. страховые пенсии на территории Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
После проведения конвертации баз получателей пенсий с 1 января 2015 г. Тимофееву Б.В. произведен перерасчет в соответствии с законодательством Российской Федерации, в результате которого с 1 января 2015 г. ему установлена пенсия в размере 8324, 63 руб, в том числе:
- 3935 руб. - общий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленный статьей 16 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
- 4389, 63 руб. - размер страховой пенсии, исчисленный согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом нестраховых периодов за службу по призыву, исчисленных в соответствии со статей 12 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходя из: стажевого коэффициента за периоды трудовой деятельности до 1 января 2002 г. - 37 лет 4 месяца 29 дней - 0, 67; суммы валоризации за периоды работы до 1991 г. - 26 лет 4 месяца 29 дней; взносов, сгенерированных для Крыма, исчисленных согласно Федеральному закону N208-ФЗ за период работы после 1 января 2002 г. - 12 лет 8 месяцев 19 дней (592 112, 25); взносов, начисленных на ИЛС за период работы до 31 декабря 2014 г. - 135, 160 руб.
Стаж для определения права на пенсию составляет 53 года 4 месяца 24 дня, в т.ч. периоды работы, периоды службы по призыву (том 2, л. д. 67-69).
Расчет пенсии произведен без данных о заработной плате в связи с тем, что Тимофееву Б.В. по состоянию на 31 декабря 2014 г. расчет осуществлен в соответствии с законом Украины "О государственной службе" (том 2, л. д. 67).
При этом сохраненный размер пенсии Тимофеева Б.В. по состоянию на 31 декабря 2014 г, с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента РФ от 31 марта 2014 г. N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателем пенсии на территориях Республики Крым и г. Севастополя", составляет 25 761, 11 руб.
Поскольку сохраненный размер пенсии истца по состоянию на 31 декабря 2014 г. превышает размер страховой пенсии, исчисленной по Федеральном) закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то выплата страховой пенсии с 1 января 2015 г. производится истцу в сохраненном, увеличенном размере - 25 761, 11 руб.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцу с 2015 г. не производилось повышение пенсии с учетом корректировок и доплат, повторяют доводы апелляционной жалобы истца, проверены судом апелляционном инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истцу последовательно просчитывалась индексация и производился перерасчет пенсии с 1 февраля 2015 г. по 1 января 2022 г. С 23 января 2022 г. в связи с достижением 80 лет размер пенсии истца был пересчитан и составил 21 660, 73 руб. в том числе 6564, 31 руб. - общий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленный пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ; 6564, 31 руб. - повышение фиксированной выплаты на 100% как лицу, достигшему 80 лет, установленное пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 400-ФЗ; 8532, 11 руб. - размер страховой пенсии, исчисленный согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ; с 1 июня 2022 г. с учетом индексации на 10, 0% - 23 827, 12 руб.; с 1 января 2023 г. с учетом индексации на 4.8% - 24 970, 91 руб.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" сохраненный размер пенсии не подлежит корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения до тех пор, пока размер пенсии, исчисленный в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации не достигнет сохранённого размера пенсии.
Таким образом, поскольку размер пенсии истца согласно вышеуказанным расчетам был ниже размера пенсии, исчисленной по нормам украинского законодательства с учетом Указа Президента РФ от 31 марта 2014 г. N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", то пенсия с 2015 года правомерно выплачивается истцу в сохраненном, более высоком размере - 25761, 11 руб.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что с 1 января 2015 г. его пенсию, получаемую в рублях, пенсионный фонд неправомерно пересчитал и уменьшил его размер по сравнению с размером, установленным по соответствующему курсу на момент перехода Крыма в состав Российской Федерации в 2014 г, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенные Тимофеевым Б.В. в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для перерасчета пенсии, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 7 ноября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тимофеева Б.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.