Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мотиной И.И, Сиюхова А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рогожинской М.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на досрочное назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю, поступившей с делом 10 апреля 2024 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Рогожинскую М.А, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рогожинская М.А. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что решением ответчика Рогожинской М.А. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с не включением в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в должности заместителя директора по воспитательно-методической работе в МОУ "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида N140" г. Краснодара (в последующем реорганизовано в МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Сказка") с 1 октября 2010 г. по 5 апреля 2012 г. (1 год 6 месяцев и 4 дня).
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 18 октября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Рогожинской М.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2024 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований Рогожинской М.А.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю возложена обязанность зачесть в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в стаж педагогической деятельности Рогожинской М.А. период работы в должности заместителя директора по воспитательно-методической работе в МОУ "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида N 140" г. Краснодара (в последующем реорганизовано в МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Сказка") с 1 октября 2010 г. по 5 апреля 2012 г. (1 год 6 месяцев и 4 дня) и назначить Рогожинской М.А. страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2024 г. в связи с неправильным применением норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов указывает, что в специальный стаж в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ не учтены следующие периоды работы: с 1 октября 2010 г. по 5 апреля 2012 г. - заместитель директора по воспитательно-методической работе, Управление общего и профессионального образования Администрации г. Краснодара, "Начальная школа-детский сад компенсирующего вида N 140", так как Списком от 29 октября 2002 г. N 781 четкий перечень должностей заместителей не установлен. Безусловное право имеют заместители по учебной, воспитательной, учебно-воспитательной работе. Для определения права на досрочное пенсионное обеспечение других заместителей (по научной, методической работе и т. д.) во внимание принимается должностная инструкция, из которой должно усматриваться, что деятельность направлена в основном на образовательный процесс непосредственно с детьми.
Предоставлена должностная инструкция заместителя директора по воспитательно-методической работе Рогожинской М.А. в которой указаны должностные обязанности: осуществлять методическое руководство воспитательно-образовательной деятельностью воспитателей и других педагогических работников, обеспечивая выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; координирует деятельность воспитателей, педагогических работников в проектировании образовательной среды образовательного учреждения; оказывает учебно-методическую и научную поддержку всем участникам образовательного процесса; осуществляет взаимосвязь и сотрудничество в работе детского сада, семьи и социума. Полагает, что указанный период не может быть учтен при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую и досрочную пенсию.
Ответчик - Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился. Судебное извещение вручено адресату.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что пенсионным органом 24 марта и 27 июня 2023 г. вынесены решения об отказе в установлении пенсии Рогожинской М.А. в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
При оценке периодов трудовой деятельности Рогожинской М.А. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не засчитан период работы с 1 октября 2010 г. по 5 апреля 2012 г. (1 год 6 месяцев и 4 дня) в должности заместителя директора по воспитательно-методической работе в МОУ "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида N 140" г. Краснодара (в последующем реорганизовано в МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Сказка").
Исключая из специального (льготного) стажа истца вышеуказанный период работы, пенсионный орган сослался на то, что из представленной должностной инструкции истца не усматривается, что деятельность заместителя директора по воспитательно-методической работе направлена на образовательный процесс непосредственно с детьми.
Согласно должностной инструкции заместителя директора по воспитательно-методической работе Рогожинской М.А, утвержденной директором МОУ "Начальная школа-детский сад N 140" ФИО7 1 октября 2010 г, в функции заместителя директора входит: осуществление методического руководства воспитательно-образовательной деятельностью воспитателей и других педагогических работников, обеспечение выполнения основной общеобразовательной (программы дошкольного образования), координация деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании образовательной среды общеобразовательного учреждения, оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса, осуществление взаимосвязи и сотрудничества в работе детского сада, семьи и социума.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, так как должность истца не предусмотрена Списком N781.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, усмотрев основания для удовлетворения исковых требований
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 г.;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию-за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведённых нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии но старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Необходимым условием применения Списка, утвержденного Постановлением Правительства N 781, является соответствие наименований должностей и учреждений, в которых протекает (протекала) трудовая деятельность, наименованиям должностей и учреждений, поименованных в Списках.
В разделе 1 "Наименование должностей" Списка N 781 от 29 октября 2002 г. перечислены должности, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, среди которых указана должность "заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом".
Таким образом, специальный (льготный) стаж распространяется на всех заместителей, чья деятельность так или иначе связана с образовательным (воспитательным) процессом.
Из приведенной должностной инструкции Рогожинской М.А. и представленных в материалы дела копий приказов следует, что деятельность заместителя директора по воспитательно-методической работе была непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом, так как предполагает руководство и координацию деятельности педагогических работников, оказание им методического содействия, выполнение организационных функций при проведении мероприятий воспитательного характера с детьми и т.п.
Занимая должность заместителя директора по воспитательно-методической работе, истец участвовала в образовательном процессе, что также подтверждается справкой работодателя (л. д. 17-19), данными индивидуального лицевого счета застрахованного лица о льготном характере работы (код льготы 27ПД) с 3 февраля 2008 г. по 31 декабря 2010 г, с 1 апреля 2011 г. по 30 июня 2011 г, с 1 июля 2011 г. по 30 сентября 2011 г, с 1 апреля 2012 г. по 7 сентября 2014 г.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что период работы Рогожинской М.А. в должности заместителя директора по воспитательно-методической работе в МОУ "Начальная школа - детский сад компенсирующего вида N 140" г. Краснодара (в последующем реорганизовано в МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Сказка") с 1 октября 2010 г. по 5 апреля 2012 г. (1 год 6 месяцев и 4 дня) подлежит включению в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
Приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорного периода в специальный стаж по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.