Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К, судей Авериной Е.Г, Думушкиной В.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бахчисарайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации города Бахчисарая Республики Крым, ФИО9, ФИО10 о признании недействительными постановлений, признании недействительными торгов (аукционов), по кассационной жалобе ответчика ФИО11 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Фрид Е.К, выслушав мнения ФИО12 и ее представителя по ордеру ФИО13 поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровской Е.Н, возражавшей против удовлетворения доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Бахчисарайского района Республики Крым обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, уточнив требования по которому просил признать незаконными постановление администрации города Бахчисарая Республики Крым от 19 ноября 2021 года N 1579 "О проведении электронного аукциона на право заключения договора по продаже земельного участка"; постановление администрации города Бахчисарая Республики Крым от 19 ноября 2021 года N 1581 "О проведении электронного аукциона на право заключения договора по продаже земельного участка"; признании недействительными торгов (аукциона), проведенного в электронной форме, на право заключения договора по продаже земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 600 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) (далее по тексту - земельный участок с кадастровым номером N), извещение о проведении торгов размещено на сайте www.torgi.gov.ru под номером 011221/25688591/07 от 3 декабря 2021 года; а также торгов (аукциона), проведенного в электронной форме, на право заключения договора по продаже земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", площадью 587 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1) (далее по тексту - земельный участок с кадастровым номером N), извещение о проведении торгов размещено на сайте www.torgi.gov.ru под номером 011221/25688591/06 от 3 декабря 2021 года.
В обоснование требований указали, что прокуратурой Бахчисарайского района Республики Крым проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства при принятии администрации г. Бахчисарая Республики Крым постановлений от 19 ноября 2021 года N 1581 и от 19 ноября 2021 года N 1579, в ходе которой установлены нарушения требований действующего законодательства. Для восстановления и защиты нарушенных прав, прокурор полагал необходимым признать недействительными вышеуказанные акты и торги, проведенные ответчиком на основании незаконных постановления.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 марта 2023 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 февраля 2024 года решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик ФИО14 просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указано, что законодательный запрет для проведения аукциона в электронной форме на день принятия постановлений администрацией города Бахчисарая от 19 ноября 2021 года N 1579 и N 1581 "О проведении электронного аукциона на право заключение договора по продаже земельного участка" отсутствовал, следовательно, по делу не установлено нарушений, допущенных организатором публичных торгов. По мнению кассатора, суд первой инстанции, по сути, установилконкуренцию федерального конституционного закона и федерального закона, но применил нормы федерального закона, то есть не применил к спорным правоотношения нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
В суд от третьего лица ООО "Вектор Плюс" поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором выражается согласие с доводами жалобы, содержится ходатайство об её удовлетворении. Приводится судебная практика.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, муниципальное образование городское поселение Бахчисарай, является собственником земельного участка с кадастровым номером N, и земельного участка с кадастровым номером N.
1 июня 2020 года в г. Бахчисарай, между Администрацией города Бахчисарая Республики Крым (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс" (организатор торгов) заключен договор поручения на организацию и проведение торгов N 1.
Согласно пункту 1.1 договора, предметом этого договора являются юридические и иные действия по организации и проведению торгов (конкурсов/аукционов) на право заключения договоров аренды земельных участков в целях сдачи в аренду принадлежащего заказчику на праве собственности недвижимого имущества - земельных участков.
Организатор торгов обязуется совершать юридические и иные действия по организации и проведению торгов (конкурсов/аукционов) от своего имени и за счет заказчика на основании поручения заказчика (пункт 1.2).
4 марта 2021 года в г. Бахчисарай, между теми же сторонами, заключено дополнительное соглашение N 1 к вышеуказанному договору поручения, в соответствии с которыми, предмет договора, в пункте 1.4 изложен в следующие редакции: "Предметом настоящего договора являются юридические и иные действия по организации и проведению аукционов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, торгов (конкурсов/аукционов) на право заключения договоров аренды земельных участков в целях сдачи в аренду принадлежащего заказчику на праве собственности недвижимого имущества - земельных участков".
Постановлением администрации города Бахчисарая от 19 ноября 2021 года N 1581 "О проведении электронного аукциона на право заключения договора по продаже земельного участка" принято решение о проведении открытого по составу участников и форме подачи предложений о цене электронного аукциона на право заключения договора по продаже земельного участка с кадастровым номером N (код 2.1).
Согласно пункту 5 данного постановления полномочиями по осуществлению функции организатора аукциона наделена специализированная организация ООО "Вектор Плюс".
Результаты проведения электронного аукциона оформлены протоколом N 1 рассмотрения заявок на участие в торговой процедуре N 5639, согласно которому допущен к участию в торгах и признан участником ФИО15 В связи с тем, что на участие в торгах был допущен только один участник, торги признаны несостоявшимися. В соответствии со статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации рекомендовано собственнику имущества заключить договор с единственным заявителем, допущенным к участию в аукционе на условиях и по цене, которые предусмотрены документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота).
Судами установлено, что постановлением администрации города Бахчисарая от 19 ноября 2021 года N 1579 "О проведении электронного аукциона на право заключения договора по продаже земельного участка" принято решение о проведении открытого по составу участников и форме подачи предложений о цене электронный аукциона на право заключения договора по продаже земельного участка с кадастровым номером N (код 2.1).
Согласно пункту 5 данного постановления полномочиями по осуществлению функции организатора аукциона наделена специализированная организация ООО "Вектор Плюс".
Результаты проведения электронного аукциона оформлены протоколом N 1 рассмотрения заявок на участие в торговой процедуре N 5640, согласно которому допущена к участию в торгах и признана участником ФИО16. В связи с тем, что на участие в торгах был допущен только один участник, торги признаны несостоявшимися. В соответствии со статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации рекомендовано собственнику имущества заключить договор с единственным заявителем, допущенным к участию в аукционе на условиях и по цене, которые предусмотрены документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота).
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился Верховный суд Республики Крым, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 39.1, 39.3, 39.11, 39.13, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 10, 166-168, 606, 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", исходил из того, что положение пункта 2 статьи 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации в полной мере применимо к сложившимся спорным правоотношениям, поскольку разрешенным видом использования спорных земельных участков с кадастровыми номерами N и N, является "индивидуальное жилищное строительство", что, на момент возникновения спорных правоотношений, исключало его продажу путем проведения аукциона в электронной форме.
Судами отмечено, что проведение торгов в ненадлежащей форме воспрепятствовало реализации права на участие в аукционе неопределенного круга лиц, не являющихся участниками соответствующей электронной площадки, вследствие чего Администрация города Бахчисарая Республики Крым лишила возможности произвести отчуждение муниципального имущества на наиболее выгодных экономических условиях с учетом возможной конкуренции.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что невозможность неопределенного круга лиц реализовать право на равный доступ к участию в торгах по продаже земельного участка муниципальной собственности в установленном законом порядке, указывает на допущенное нарушение предусмотренных законом ограничений на проведение аукциона в электронной форме, что является основанием для защиты этих прав, избранным прокурором способом, который как соразмерен допущенному нарушению, так и приведет, в случае удовлетворения иска, к восстановлению и защите этих прав.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и их толковании.
Доводы кассационной жалобы о том, действующее законодательство не содержит запрета на проведение аукционов по продаже или аренде земельных участков в электронной форме, в том числе, в отношении участков ИЖС, расположенных на территории Республики Крым, основаны на неверном толковании требований закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентируют порядок приобретения земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Согласно статье 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", до 1 января 2025 года на территории Республики Крым нормативными правовыми актами Республики Крым могут быть установлены особенности регулирования имущественных и земельных отношений.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлен Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК/2015).
Положениями статьи 3 Закона N 66-ЗРК/2015 определено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд предоставляются отдельным категориям граждан, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона. Указанные в настоящей статье земельные участки предоставляются в безвозмездное пользование гражданам в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона. Гражданам для иных целей, кроме перечисленных в части первой настоящей статьи, земельные участки предоставляются в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем, абзацем вторым пункта первого статьи 18 Закона N 66-ЗРК/2015, в редакции Закона Республики Крым от 14 декабря 2020 года N 136-ЗРК/2020 "О внесении изменений в Закон Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и Закон Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" определено, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства вступают в силу с 1 января 2023 года.
Исходя из приведенных норм закона, проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в электронной форме не соответствует вышеприведенным нормам земельного законодательства, устанавливающего порядок, основания предоставления земельных участков в собственность на территории Республики Крым определенным категориям граждан и не допускающем применение общего порядка передачи земельных участков в собственность граждан, предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе с проведением аукциона в электронной форме до 1 января 2023 года (на момент рассмотрения дела судом) и до 1 января 2025 года (на момент рассмотрения кассационной жалобы).
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения нижестоящих судов и обоснованно отклонены со ссылкой на то, что частью 7 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения статьи 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации применяются со дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок проведения аукционов в электронной форме по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и аукционов в электронной форме на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Вместе с тем, на момент проведения оспариваемого аукциона специальный федеральный закон, регламентирующий порядок его проведения принят не был.
При этом, положение пункта 2 статьи 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации (действующее на момент проведения аукциона) в полной мере применимо к сложившимся спорным правоотношениям, поскольку разрешенным видом использования спорных земельных участков с кадастровыми номерами N и N, является "индивидуальное жилищное строительство", что исключает его продажу путем проведения аукциона в электронной форме.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Проведение торгов в ненадлежащей форме, а именно в форме электронного аукциона, проводимого на специальной электронной площадке, создало ограничения для неопределенного круга лиц, не являющихся участниками этой электронной площадки, для реализации права на участие в таком аукционе. Ограничение круга лиц, участвующих в оспариваемых аукционах, повлекло уменьшение, а по сути, сведение к нулю, конкуренции и повлекло невозможность проведения каждого из аукционов, и необходимость передачи имущества единственному заявившемуся участнику, по начальной заявленной в документации по проведению аукциона, стоимости.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто- либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как правомерно отмечено судами первой и апелляционной инстанций, указанное обстоятельство очевидно привело к нарушению прав неопределенного круга лиц, которые не смогли принять участие в проведении оспариваемых торгов (аукционов), а также повлияло на экономическую выгоду, которую могла получить администрация город" Бахчисарая Республики Крым, в связи с недополучением в местный бюджет денежных средств, от продажи спорных земельных участков на конкурентных началах, которые, в последующем, могли быть потрачены на нужды муниципального образования.
Указание на иную судебную практику в обоснование доводов третьего лица несостоятельно, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. При рассмотрении дела, а также проверке законности вынесенных актов суды не связаны с выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 1, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 14 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.К. Фрид
Судьи Е.Г. Аверина
В.М. Думушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.