Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мотиной И.И, Сиюхова А.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым к Волкову В.С. о взыскании излишне выплаченных денежных средств, с кассационной жалобой ответчика Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым, поступившей с делом 21 мая 2024 года, на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым обратился в суд с иском к Волкову В.С. о взыскании излишне выплаченных денежных средств. Исковые требования мотивированы тем, что 30 сентября 2022 года Волков В.С. обратился в Департамент с заявлением о заключении социального контракта и предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности - организация пункта быстрого питания по технологии "Fish & Chips".
По заявлению Волкова В.С. Департаментом была разработана и согласована Программа социальной адаптации от 11 октября 2022 года, согласно которой ответчик должен был встать на учет в ИФНС в качестве индивидуального предпринимателя (до 5 ноября 2022 года); приобрести оборудование, технику в соответствии с бизнес-планом (до 15 декабря 2022 года); заключить договор аренды помещения для ведения деятельности (до 15 декабря 2022 года); ежемесячно информировать Департамент о выполнении мероприятий программы социальной адаптации о полученных доходах (до 10 октября 2023 года).
11 октября 2022 года между Департаментом и Волковым В.С. заключен социальный контракт и назначена государственная социальная помощь по льготной категории "Малоимущая семья" в размере 350 000 рублей в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" и постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 612 "О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым".
7 ноября 2022 года Волков В.С. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, 6 февраля 2023 года заключил с ООО "Мираж" договор аренды части нежилого помещения по адресу: г. Евпатория, ул. Караева, 4 для осуществления хозяйственной или коммерческой деятельности. В марте 2023 года Волков В.С. представил чеки о покупке оборудования и техники, но не всех товаров, предусмотренных бизнес-планом.
Согласно акту обследования от 15 марта 2023 года арендованное помещение не работает, дверь закрыта, вывески нет. Внутри помещения ремонт не сделан, техники, оборудования не было.
При проверке реализации программы социальной адаптации Волкова В.С. по выходу из сложной жизненной ситуации и использованием выделенных средств на цели, определенные в социальном контракте выявлены нарушения условий социального контракта: непредставление отчета о реализации программы и расходования целевых денежных средств в срок до 15 декабря 2022 года на приобретение оборудования, техники, продуктов на общую сумму 350 000 рублей; непредставление отчета о полученных доходах за январь 2023 года в срок до 1 февраля 2023 года.
Согласно представленным документам приобретено товара на общую сумму 304 000 рублей. Не представлены чеки о покупке онлайн кассы, ножей кухонных, продуктов для приготовления блюд.
В связи с невыполнением Волковым В.С. мероприятий программа, социальной адаптации без уважительных причин, 31 марта 2023 года Департаментом принято решение о прекращении назначения ему государственной социальной помощи на основании социального контракта 11 октября 2022 года. Данное решение в установленном законом порядке Волковым В.С. не оспорено.
Направленное в адрес Волкова В.С. 10 мая 2023 года уведомление о необходимости возврата полученных денежных средств, оставлено без исполнения.
В этой связи Департамент просил суд взыскать с Волкова В.С. излишне выплаченные денежные средства в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта за период с 11 октября 2022 года по 1 октября 2023 года в размере 350 000 рублей.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 ноября 2023 года, которым исковые требования Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым удовлетворены частично. С Волкова В.С. взысканы излишне выплаченные денежные средства в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта от 11 октября 2022 года в размере 46 000 рублей. С Волкова В.С. в пользу Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым взысканы почтовые расходы в общей сумме 48 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано. С Волкова В.С. в доход муниципального образования городского округ Евпатория государственную пошлину в размере 1 580 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 февраля 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в суд кассационной инстанции кассационной жалобе истцом ставится вопрос об изменении решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 ноября 2023 года, отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 февраля 2024 года как незаконных, постановленных с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов указывает, что в нарушение условий социального контракта ответчик не предоставил в Департамент ни одного отчета по утвержденной форме о реализации программы социальной адаптации и расходования целевых денежных средств на приобретение оборудования, техники, продуктов на общую сумму 350 000 руб. и о полученных доходах. Выводы суда о том, что Департамент при разработке и утверждении программы социальной адаптации не осуществил проверку на предмет возможности осуществления предпринимательской деятельности в помещении, которое планировалось для этой цели арендовать, наличия у данного помещения особого статуса, считают необоснованными. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов труда и социальной защиты осуществлять проверку арендованных объектов для осуществления предпринимательской деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу Волков В.С. просил оставить судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Уведомления вручены адресатам. От истца и от ответчика поступили ходатайства о рассмотрении дела по кассационной жалобе в их отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что 30 сентября 2022 года Волков В.С. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым с заявлением о заключении социального контракта и предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
С целью организации Волковым В.С. пункта быстрого питания и привлечения для его реализации денежных средств в размере 350 000 рублей в рамках мер социальной помощи по социальному контракту, был разработан бизнес-план. По заявлению Волкова В.С. была разработана и согласована Программа социальной адаптации от 11 октября 2022 года, в соответствии с которой заявитель должен был выполнить следующие действия:
- встать на учет в ИФНС в качестве индивидуального предпринимателя (до 5 ноября 2022 года);
- приобрести оборудование, технику в соответствии с бизнес-планом (до 15 декабря 2022 года);
- заключить договор аренды помещения для ведения деятельности (до 15 декабря 2022 года);
- ежемесячно информировать Департамент о выполнении мероприятий программы социальной адаптации о полученных доходах (до 10 октября 2023 года).
11 октября 2022 года между сторонами был заключен социальный контракт, Волкову В.С. назначена государственная социальная помощь по льготной категории "Малоимущая семья" в размере 350 000 рублей. Во втором разделе указанного социального контракта предусмотрены обязанности получателя помощи, в т.ч.: расходовать выделенные средства строго на заявленные цели: покупка оборудования в соответствии с бизнес-планом, выполнение программы социальной адаптации в полном объеме: представлять в орган труда и социальной защиты населения отчеты о выполнении программы социальной адаптации, ежемесячный отчет о полученных доходах, итоговый счет; возместить в соответствующий бюджет через орган труда и социальной защиты населения денежные средства, полученные неправомерно или использованные не на цели, предусмотренные условиями социального контракта, в установленные законодательством порядке.
Как следует из справки-расчета ГКУ "Центр социальных выплат" от 26 апреля 2023 года N 470 Волков В.С. получил из бюджета Республики Крым денежные средства в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта в общей сумме на 350 000 рублей, из которых 35 000 рублей в октябре 2022 года, 315 000 рублей в ноябре 2022 года.
Согласно выписке из ЕГРИП от 9 ноября 2022 года Волков В.С. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя 7 ноября 2022 года.
6 февраля 2022 года между ИП Волковым В.С. и ООО "Мираж" заключен договор аренды части нежилого помещения по адресу: "адрес" для осуществления хозяйственной или коммерческой деятельности.
Как следует из служебных записок от 13 марта 2023 года, 28 марта 2023 года, в марте 2023 года Волков В.С. предоставил чеки о покупке оборудования и техники, предусмотренных бизнес-планом, на общую сумму 304 000 рублей, что подтверждается платежными документами.
Вместе с тем, согласно актами о нарушении сроков выполнений программы социальной адаптации от 22 декабря 2022 года, 6 февраля 2023 года и служебным запискам от 13 марта 2023 года, 28 марта 2023 года Волковым В.С. нарушены условия социального контракта, а именно:
- в срок до 15 декабря 2022 года не представлен отчет о реализации программы и расходовании целевых денежных средств;
- в срок до 1 февраля 2023 года не представлен отчет о полученных доходах за январь 2023 года;
- не представлены чеки о покупке онлайн кассы, ножей кухонных, продуктов для приготовления блюд.
Также установлено, что в арендованном помещении не произведен ремонт, предпринимательская деятельность не осуществляется.
В связи с невыполнением Волковым В.С. мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин Департаментом 31 марта 2023 года принято решение о прекращении назначения Волкову В.С. государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с п. 45.5 Порядка N 612.
В адрес Волкова В.С. направлено уведомление от 10 мая 2023 года о необходимости возврата излишне полученных денежных средств в размере 350 000 рублей в добровольном порядке, которое он получил 20 мая 2023 года и оставил без ответа.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика денежных средств в размере 304 000 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что у Волкова В.С. имелись уважительные причины, по которым условия социального контракта и мероприятия программы социальной адаптации не были им выполнены, что не может свидетельствовать о недобросовестности с его стороны в части получения социальной выплаты и ее расходования в указанном размере.
В подтверждение своей добросовестности в спорных отношениях Волков В.С. пояснял, что онлайн касса стоимостью 21 300 рублей не была приобретена им, поскольку к моменту реализации обязательств в г. Евпатории было открыто отделение банка ПАО "Промсвязьбанк", который предоставляет онлайн кассы бесплатно. В этой связи он открыл счет индивидуального предпринимателя в указанном банке и сообщил в Департамент, что приобретение кассы по достаточно высокой цене в РНКБ Банк ПАО нецелесообразно. Судом первой инстанции установлено наличие у ответчика соответствующего счета в ПАО "Промсвязьбанк".
Также Волков В.С. указал, что арендованное им помещение расположено в здании, которое является объектом культурного наследия и входит в Список объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым. О данном обстоятельстве ему не было известно, он не был предупрежден собственником помещения о существующих ограничениях на пользование имуществом, договор аренды не имел никаких ссылок. Указанное обстоятельство послужило препятствием для размещения рекламных вывесок на фасаде здания и использования помещения для целей социального контракта. Иных помещений для размещения кафе с арендной платой в месяц 25 000 рублей, предусмотренной договором аренды, до начала курортного сезона не удалось найти.
Отклоняя доводы истца о том, что основанием для взыскания полученных денежных средств по социальному контракту является невыполнением заявителем мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин, суд первой инстанции установил, что в соответствии с условиями разработанной Департаментом программы социальной адаптации от 11 октября 2022 года, осуществление предпринимательской деятельности планировалось в конкретном помещении, расположенном в здании по "адрес" в "адрес", которое Постановлением Совета министров Республики Крым от 20 декабря 2016 года N 627 включено в Перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Республики Крым.
Кроме того, денежные средства по социальному контракту были перечислены Волкову В.С. с нарушением срока, предусмотренного п. 2.2 контракта - до 31 октября 2022 года.
Ссылаясь на то, что заявители по отношению к органу социальной защиты являются слабой стороной, не обладающей юридическими познаниями в той или иной области права, на органы социальной защиты населения возложена обязанность по разъяснению гражданам, обратившимся за получением мер социальной поддержки, положений законодательства РФ, а также надлежащее исполнение своих обязанностей при назначении мер социальной помощи, установив объективные обстоятельства, препятствующие осуществлению ответчиком планируемой предпринимательской деятельности, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части взыскания денежных средств в размере 304 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 февраля 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также полагает возможным согласиться с указанными выводами судебных инстанций.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В соответствии Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" и Порядком " 612 "О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым", государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.
Пунктом 2 программы социальной адаптации предусмотрено обязательное для реализации мероприятие - осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 14 Порядка при реализации мероприятий, направленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданину предоставляется единовременная денежная выплата не более 350 000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, в т.ч. закупки оборудования.
В силу пп. 5 п. 45 Порядка социальный контракт с заявителем расторгается органом труда и социальной защиты населения досрочно по следующим основаниям: невыполнением заявителем мероприятий программы социальной адаптации без уважительных причин.
В соответствии с п. 45.1 Порядка в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с пп. 1 п. 45 Порядка, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, орган социальной защиты населения прекращает предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов, а также досрочном расторгает с таким гражданином социальный контракт.
В силу п. 52 Порядка, излишне выплаченные заявителю денежные средства в случае, если переплата произошла по его вине, возмещаются в добровольном порядка, а в случае отказа от возмещения - взыскиваются заявителем в судебном порядке.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика денежных средств в размере 304 000 рублей, поскольку у Волкова В.С. имелись уважительные причины, по которым условия социального контракта и мероприятия программы социальной адаптации не были им выполнены, что не может свидетельствовать о недобросовестности с его стороны в части получения социальной выплаты и ее расходования в указанном размере.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически выражают несогласие истца с оспариваемым судебным актом, повторяют позицию, изложенную суду апелляционной инстанции, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность оспариваемого апелляционного определения, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Юридически значимые обстоятельства дела судом апелляционной инстанции определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 27 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.