Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Парамоновой Т.И. и Думушкиной В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белогорского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 февраля 2024 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономаревой П.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Белогорского района Республики Крым обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, в котором просил возложить на ответчика обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на земельном участке площадью 612 кв.м, в районе автодороги между селами Лечебным и Мичуринским за границами населенных пунктов Богатовского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (географические координаты N).
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 октября 2023 года постановлено:
"Исковое заявление прокурора Белогорского района Республики Крым - удовлетворить.
Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда по ликвидации несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории земельного участка площадью 612 кв.м, в районе автодороги между "адрес" и "адрес" за границами населенных пунктов Богатовского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (географические координаты N)".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 февраля 2024 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 октября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь в обоснование на то, что обязанность по организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым возложена на Министерство распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-рг (п. 8 Порядка) и только в случае поступления определённого пакета документов от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Минприроды).
Судом не принято во внимание, что соответствующий пакет документов от Минприроды в Министерство не поступал, что подтверждается письмом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ N.
Кроме того, срок, в течение которого Министерство обязано организовать работу по ликвидации несанкционированной свалки отходов, не определён законодательством.
В связи с выше изложенным, вывод суда, содержащийся в обжалуемых судебных актах, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в судебных актах неправильно применены нормы материального права, а именно возложение обязанности на Министерство в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды, ликвидировав несанкционированные свалки отходов.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились ответчик и представители третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, об уважительности причин своей неявки не сообщили.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение представителей третьих лиц, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность их явки в суд кассационной инстанции, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, выслушав, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономареву П.Г, возражавшую против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, считает, что такого характера нарушения не допущены судами нижестоящих инстанций, в связи с чем, основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, что сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым совместно с прокуратурой Белогорского района Республики Крым был выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления (отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ, твердых коммунальных отходов). По результатам обследования составлена справка.
Распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N N утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым (далее Порядок).
Согласно п. 3 Порядка, выявление несанкционированных свалок отходов осуществляется следующими органами: Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым; органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
В силу п. п. 6.3 п. 6 Порядка, ликвидация несанкционированных свалок отходов осуществляется в случае не установления в течение 5 дней с момента выявления несанкционированного складирования отходов лиц, совершивших правонарушение, лиц в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, а также в случае если данные лица являются нерезидентами Российской Федерации, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на земельных участках расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов.
Согласно п. 7 Порядка, для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым формирует комплект документов, который включает в себя: информацию о несанкционированной свалке отходов, в том числе ее площадь, координаты, картографический материал; контактные данные должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, осуществляющего административное расследование по установлению лиц виновных в образовании несанкционированной свалки отходов; копии ответов, полученных от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым. Министерства внутренних дел по Республике Крым, органов местного самоуправления.
Согласно п. п. 8.2 п. 8 Порядка, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым комплект документов, указанных в п. 7 настоящего Порядка, в срок не позднее 6 рабочих дней с момента выявления несанкционированной свалки отходов направляется в случае выявления несанкционированного складирования отходов на земельных участках, расположенных за границами населенных пунктов, а также на находящихся в собственности Республики Крым земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок.
В соответствии с п.10 Порядка, мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок отходов должны быть начаты не позднее 10 рабочих дней с момента поступления в МинЖКХ РК документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.
Согласно постановлению Совета Министров Республики Крым от 24 июня 2014 г..N 136 "Об утверждении Положения о министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым" в целях выполнения поставленных задач Министерство в установленном законодательством порядке в области обращения с отходами: участвует в разработке законов и нормативных правовых актов Республики Крым в области обращения с отходами производства и потребления, а также осуществляет контроль за их исполнением; участвует в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при обращении с отходами; участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Республики Крым; участвует в разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участвует в организации и обеспечении населения информацией в области обращения с отходами; участвует в разработке перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов; ведет региональный кадастр отходов, включающий в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами; устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании,, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых
образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и устанавливает порядок ее представления и контроля; утверждает методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Осуществляет следующие переданные полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами: организовывает прием и рассмотрение отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; утверждает нормативы образования отходов и лимитов на их размещение; осуществляет сбор информации для ведения государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами; проводит работы по паспортизации отходов I - IV классов опасности; осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами (п. 3.6).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установив факт несанкционированного размещения отходов на земельном участке, собственник которых не установлен, а также принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, за пределами населенных пунктов, пришел к выводу о возложении на Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, как уполномоченного органа исполнительной власти по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Республики Крым обязанности по ликвидации не санкционированно размещенных отходов.
Суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию, согласился с принятым по делу решением суда первой инстанции и отсутствием оснований для удовлетворения поданной ответчиком апелляционной жалобы.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов нижестоящих инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Нормами ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Исходя из ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия... на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
На указанных лиц в силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации возложена, в том числе обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.
Согласно п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к названному выше пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по благоустройству территории и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Применительно к вышеизложенному, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым после получения иска прокурора самостоятельно обращалось в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов, необходимых для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым в адрес заявителя была доведена информация о проведенной проверке требований природоохранного законодательства, доведены сведения об установленном факте несанкционированного складирования отходов производства и потребления на земельном участке с твердым покрытием, расположенном в районе автодороги между "адрес" и "адрес" за границами населенных пунктов Богатовского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (географические координаты N) фрагментально на общей площади 612 кв.м, а также указано, что по данным публичной кадастровой карты Российской Федерации сведения о присвоении земельному участку кадастрового номера отсутствуют. Прокурором не было сообщено в Министерство информации о результатах рассмотрения составленной Справки, а также о лицах, причастных к совершению правонарушения.
ОМВД России по Белогорскому району письмом от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен рапорт старшего участкового уполномоченного ОМВД РФ по Белогорскому району от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на то, что был произведен выезд на земельный участок между селами "адрес", однако установить лиц, причастных к складированию мусора не представилось возможным из-за отсутствия свидетелей и очевидцев, вблизи жилых строений не выявлено. Представлены объяснения главы администрации Богатовского сельского поселения Белогорского района ФИО4 и главы администрации Мичуринского поселения Белогорского района ФИО5, где указано на то, что земельный участок находится за границами населенных пунктов.
Согласно п. 9 Порядка, МинЖКХ РК, органы местного самоуправления РК, в случае неполного комплекта документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, либо недостоверности информации, изложенной в них, в срок, не превышающий 1 день, возвращают указанные документы в адрес Минприроды РК. При этом, в сопроводительном письме МинЖКХ РК, органами местного самоуправления РК указываются обоснованные причины и замечания (с приложением необходимых документов), на основании которых принято такое решение.
Ответчик действий, предусмотренных п. 9 Порядка, не осуществлял.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что ответчик получил после подачи иска полный комплект документов, предусмотренных п. 7 Порядка.
Однако, доказательств тому, что ответчик со дня получения комплекта документов, предусмотренных п. 7 Порядка, в соответствии с п. 10 Порядка начал мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки отходов, по делу не представлено.
В данном случае бездействие ответчика, противоречит основополагающим принципам охраны окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и может привести к негативному влиянию на состояние окружающей природной среды, ввиду чего доводы кассационной жалобы несостоятельны.
Иных доводов, которые бы не были проверены судами нижестоящих инстанций и могли повлиять на принятое судами решение, кассационная жалоба не содержит.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 октября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.