Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лупиногиной Натальи Федоровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Лупиногиной Н.Ф. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лупиногина Н.Ф. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ истица работала в бюджетном учреждении Республики Калмыкия "Республиканский противотуберкулезный диспансер" (далее - БУ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер") в детско-подростковом отделении в должности санитарки-буфетчицы.
С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность буфетчицы в том же отделении, где работает по настоящее время.
В связи с тем, что работа истицы связана с вредными условиями труда, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее - ОСФР по Республике Калмыкия, пенсионный орган) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В специальный стаж не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве санитарки-буфетчицы и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности буфетчицы детско-подросткового отделения БУ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер".
С таким решением ответчика истица не согласна, так как право на досрочную страховую пенсию имеют работники, непосредственно обслуживающие больных, в том числе средний и младший медицинский персонал в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах. Истица получала доплату к заработной плате за вредные условия труда, за весь период работы в диспансере выполняла одну и ту же работу, в одном и том же помещении, характер и состав работы не изменился, ежегодно получала дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с работой на вредном производстве. Характер работы подтверждается справкой работодателя от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которой истица работала полный рабочий день и непосредственно обслуживала больных. За оспариваемый период истице выплачивалась заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд. Согласно должностной инструкции в её обязанности входило получение готовой пищи на пищеблоке, своевременная раздача пищи в горячем виде больным согласно меню и назначенной диете, соблюдение графика кормления, проведение дезинфекции посуды, пищевых отходов после каждого приема пищи, текущая уборка раздаточной и столовой после каждого приема пищи и др.
Истица считает, что является работником, непосредственно обслуживающим больных, её работа в должности санитарки-буфетчицы и буфетчицы в БУ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер" соответствует характеру работы и условиям труда для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Ссылаясь на указанные обстоятельства с учетом последующих уточнений, истица просила суд признать решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным; обязать ответчика засчитать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санитарки-буфетчицы и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности буфетчицы БУ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения - ДД.ММ.ГГГГ
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 апреля 2023 года исковые требования Лупиногиной Н.Ф. удовлетворены. Решение ОСФР по Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ N признано незаконным. На пенсионный орган возложены обязанности включить в специальный стаж Лупиногиной Н.Ф, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санитарки-буфетчицы детско-подросткового отделения и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности буфетчицы детско - подросткового отделения БУ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер", за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня обращения - ДД.ММ.ГГГГ
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 июля 2023 года указанное решение в части удовлетворения исковых требований:
- о признании незаконным решения ОСФР по Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Лупиногиной Н.Ф. в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
- о возложении обязанности на ОСФР по Республике Калмыкия по включению в специальный стаж Лупиногиной Н.Ф, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности буфетчицы детско-подросткового отделения Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский противотуберкулезный диспансер", за исключением периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- о возложении обязанности на ОСФР по Республике Калмыкия по назначению Лупиногиной Н.Ф. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения - ДД.ММ.ГГГГ, отменено, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Лупиногина Н.Ф. просит апелляционное определение отменить, оставить в силе решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 апреля 2023 года. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявительница ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Лупиногина Н.Ф. принята в детско-подростковое отделение казенного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский противотуберкулезный диспансер" на должность санитарки-буфетчицы.
ДД.ММ.ГГГГ учреждение переименовано в БУ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер".
С ДД.ММ.ГГГГ Лупиногина К.Ф. переведена на должность буфетчицы в детско-подростковом отделении.
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке Лупиногиной Н.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ N
ДД.ММ.ГГГГ Лупиногина Н.Ф. обратилась в пенсионный орган с заявлением N о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N Лупиногиной Н.Ф. отказано в назначении страховой пенсии по старостив соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ- 8 лет.
При оценке пенсионных прав Лупиногиной Н.Ф. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, страховой стаж составил 27 лет 1 месяц 4 дня, стаж на соответствующих видах работ - 2 года 29 дней.
В стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечениев соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, не включены периоды работы Лупиногиной Н.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности санитарки-буфетчицы и с ДД.ММ.ГГГГ по дату принятия решения в должности буфетчицы БУ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер".
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Законом N 400-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона N 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.
Частью 3 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" (позиция 2260000А) Списка N 2 от 1991 года, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются средний и младший медицинский персонал, который непосредственно занят обслуживанием больных в течение полного рабочего дня в туберкулёзных и инфекционных учреждениях и кабинетах.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени (разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5, утвержденные Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N29, разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 г. N 1, утвержденные Приказом Министерства труда и занятости РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 235).
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на пенсию по старости, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
В пункте 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и в пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" установлены, в том числе, и должностные обязанности младшей медицинской сестры по уходу за больными, которая оказывает помощь по уходу за больными под руководством медицинской сестры. Проводит несложные медицинские манипуляции (постановка банок, горчичников, компрессов). Обеспечивает содержание в чистоте больных, помещения. Обеспечивает правильное использование и хранение предметов ухода за больными. Производит смену постельного и нательного белья. Участвует в транспортировке тяжелобольных. Следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ- инфекции.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходил из того, что характер, специфика и условия работы истицы в спорные периоды, имеющей постоянный фактический и непосредственный контакт с туберкулезными больными, являются основанием для включения их в специальный стаж в соответствии со Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, за исключением периода нахождения истицы в отпуске без сохранения заработной платы с 14 января по 13 февраля 2018 г.
Указав, что при включении в подсчет специального страхового стажа истицы указанных выше периодов работы, у Лупиногиной Н.Ф. образуется необходимый стаж работы, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истице досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения с заявлением о ее назначении, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложении на ОСФР по Республике Калмыкия обязанности по назначению Лупиногиной Н.Ф. досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Суд апелляционной инстанции указал, что должность буфетчицы относится к прочему персоналу, что исключает возможность применения Списка N 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, дающего право на льготное пенсионное обеспечение.
Из штатных расписаний БУ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер" по состоянию на 2017 г, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что должность буфетчика относилась к прочему персоналу.
Указанное подтверждается информационным письмом БУ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер" от ДД.ММ.ГГГГ N, где сообщается, что в соответствии со штатным расписанием за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время должность буфетчицы Лупиногиной Н.Ф. относится к прочему персоналу согласно постановлению Минтруда России от 5 марта 2004 г. N 30 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 51, разделы: "Производство алкогольной и безалкогольной продукции"; "Хлебопекарно-макаронное производство"; "Кондитерское производство"; "Крахмалопаточное производство"; "Производство сахара"; "Производство пищевых концентратов"; "Табачно-махорочное и ферментационное производства"; "Эфиромасличное производство"; "Производство чая"; "Парфюмерно-косметическое производство"; "Масложировое производство"; "Добыча и производство поваренной соли"; "Добыча и переработка солодкового корня"; "Элеваторное, мукомольно-крупяное и комбикормовое производства"; "Торговля и общественное питание"; "Производство консервов".
Из сводной ведомости следует, что в соответствии с результатами проведения специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ, буфетчик БУ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер" не обладает правом на льготное пенсионное обеспечение.
Учитывая, что должность буфетчицы не отнесена к среднему или младшему медицинскому персоналу, имеющему в соответствии со Списком N 2, право на льготное пенсионное обеспечение, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда первой инстанции в указанной части.
Поскольку судебной коллегией спорный период исключен из страхового стажа истицы, право на назначение пенсии на дату обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ не наступило, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии с указанной даты.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, что с ДД.ММ.ГГГГ трудовые обязанности Лупиногиной Н.Ф. фактически не изменились, а изменилось только название ее должности, и согласия истицы на указанное изменение не спрашивали, в связи с чем она имеет право на льготное пенсионное обеспечение, по сути, направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене определения судебной коллегии являться не могут.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 20 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лупиногиной Н.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.