Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онищенко А.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю, поступившей с делом 30 января 2024 г, на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 января 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Онищенко А.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, в котором с учетом изменений требований просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ Отделения ПФ РФ по г. Севастополю от 7 октября 2021 г. об отказе включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы с 25 октября 2011 г. по 31 августа 2012 г, с 6 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г, обязать ответчика засчитать вышеуказанные периоды в специальный стаж.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 января 2023 г. иск удовлетворен, судом постановлено:
- признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю от 7 октября 2021 г. N45658/21, от 1 марта 2022 г. N142925/21;
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации включить Онищенко А.В. в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400 ФЗ "О страховых пенсиях" периода работы с 25 октября 2011 г. по 31 августа 2012 г. в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения N56, с 6 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в должности воспитателя детского сада N58.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 октября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов указывает, что учитывая нормы Правил N 516, Правил N 781 в стаж на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) Онищенко А.В. органом пенсионного обеспечения не были включены следующие периоды: с 25 октября 2011 г. по 31 августа 2012 г. - работа в должностях воспитателя дошкольного образовательного учреждения N 56, так как согласно архивным справкам N 766 от 25 февраля 2020 г, N 20 от 10 января 2020 г. не была выполнена норма учебной (педагогической) нагрузки, установленная за ставку заработной платы; с 6 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. - работа в должности воспитателя детского сада N58, так как согласно архивной справке N 1036 от 16 марта 2021 г. не была выполнена норма учебной (педагогической) нагрузки, установленная за ставку заработной платы.
Однако, указанные выше обстоятельства были проигнорированы судами первой и апелляционной инстанций, которые включили спорные периоды в стаж Онищенко А.В. на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность), что привело к необоснованному увеличению специального стажа истца.
Кроме этого, Отделение отмечает, что суды первой инстанции и апелляционной инстанции безосновательно применили к спорным правоотношениям нормы законодательства Украины, которые не подлежали применению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебные извещения, направленные в адрес Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю и Департамента образования и науки г. Севастополя, вручены адресатам.
Судебное извещение, направленное в адрес Онищенко А.В. возвращено с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку истец уклонилась от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем почтовое извещение возвращено в суд кассационной инстанции с отметкой об истечении срока хранения, судебная коллегия приходит к выводу, что она о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец обратилась в Отделение с заявлением от 22 апреля 2021 г. N 45658/21 о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N45658/21 от 7 октября 2021 г. Онищенко А.В. отказано в установлении (назначении) страховой пенсии по старости в соответствии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого специального стажа на соответствующих видах работ (25 лет).
Ответчиком отказано во включении в стаж истца на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) периодов работы:
- с 25 октября 2011 г. по 31 августа 2012 г. не выработана необходимая норма учебной (педагогической) нагрузки, установленной на ставку заработной платы (36 часов в неделю), - с 6 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. не выработана необходимая норма учебной (педагогической) нагрузки, установленной на ставку заработной платы.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 исходил из того, что истец с 25 октября 2011 г. по 31 августа 2012 г. работала в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения N56 на 0, 875 ставки, с 6 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в должности воспитателя детского сада N58 на 0, 875 ставки, что составило 31 час 50 минут в неделю. Учитывая, что законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный (льготный) педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение педагогическими работниками (в том числе воспитателями), нормы рабочего времени - работы 36 часов в неделю, пришел к выводу, что периоды работы с 25 октября 2011 г. по 31 августа 2012 г. в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения N56, с 6 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в должности воспитателя детского сада N58 подлежат включению в специальный стаж работы, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 г.;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию-за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведённых нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии но старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 1.1 раздела "Наименование учреждений" право на досрочное пенсионное обеспечение установлено для педагогических работников, работающих в образовательных учреждениях: школах всех наименований, лицеев, гимназий, центров образования, то есть наименование образовательного учреждения предусмотрено указанным Списком.
Согласно пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Согласно архивным справкам от 10 января 2020 г, 16 марта 2021 г. - в период с 25 октября 2011 г. по 31 августа 2012 г. истец работала в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения N56 на 0, 875 ставки, с 6 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в должности воспитателя детского сада N58 на 0, 875 ставки.
При этом, законодательство Украины, действовавшее на территории Республики Крым и г. Севастополя до 1 января 2015 г, не предусматривало в качестве условия включения в специальный (льготный) педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение педагогическими работниками (в том числе воспитателями), нормы рабочего времени - работы 36 часов в неделю.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 г. и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу статьи 7 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Судом нижестоящей инстанции правильно отмечено, что истец, работая в указанные периоды в вышеуказанных должностях, предполагала получение льготы, а именно досрочный выход на пенсию после отработки положенного для этого количества лет.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для включения в страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 25 октября 2011 по 31 августа 2012 г. в должности воспитателя дошкольного образовательного учреждения N56, с 6 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г. в должности воспитателя детского сада N58.
Приведенные ответчиком в кассационной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 января 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.