Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мотиной И.И, Парасотченко М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мастеркова В.А. к Управлению труда и социального развития администрации г. Новочеркасска о признании незаконным решения об отказе в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия, возложении обязанности назначить социальную помощь в виде социального пособия, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Мастеркова В.А, поступившей с делом 11 января 2024 г, на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 27 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мастерков В.А. обратился в суд с настоящим иском к Управлению труда и социального развития администрации г. Новочеркасска, ссылаясь на то, что является отцом несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ р, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО12 Карины... ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ р, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно справке о среднедушевом доходе семьи или дохода одиноко проживающего гражданина для получения бесплатной юридической помощи N 11 от 3 апреля 2023 г, он является малоимущим. Среднедушевой доход его семьи составляет 686, 75 руб. Величина прожиточного минимума, установленного в Ростовской области на 2022 г, составляет 13 085 рублей.
7 апреля 2023 г. истец подал заявление через ЕПГУ в Управление труда и социального развития администрации г. Новочеркасска, однако получил отказ от 17 апреля 2023 г. N550, в котором указано, что он не представил заявление о декларировании дохода, должен платить детям алименты на основании статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации. Также ему предлагали заключение социального контракта на поиск работы.
Истец считает уведомление об отказе необоснованным, поскольку он имеет право на назначение государственной социальной помощи в виде социального пособия. Кроме того в настоящее время у него имеется судебный спор о трудоустройстве.
Полагая свои права нарушенными, просил суд признать незаконным решение Управления труда и социального развития администрации г. Новочеркасска от 17 апреля 2023 г. N550 об отказе Мастеркову В.А. в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия.
Обязать Управления труда и социального развития администрации г. Новочеркасска назначить ему государственную социальную помощь в виде социального пособия по заявлениям от 7 апреля 2023 г, 17 апреля 2023 г.
Взыскать с Управления труда и социального развития администрации г. Новочеркасска за счет казны муниципального образования в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 27 июля 2023 г. в удовлетворении исковых требований Мастеркова В.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 октября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое судебное постановление об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение норм материального права и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Выражает несогласие с выводами судебных инстанций, что он не работал и не имел дохода в отсутствие уважительных причин, указывает на наличие судебного спора с работодателем, который нарушает его трудовые права.
Указывает, что приобщил к материалам дела скриншот с портала государственных услуг от 2 мая 2023 г, подтверждающий отказ по заявлению от 17 апреля 2023 г, в котором видно, что он ответчику направлял выписку по вкладу о накопленных процентах со Сбербанка, из чего следует, что у него имеется доход за три последних календарных месяца. Также он представил доказательства, что не работает по независящим от него причинам, однако суд не дал надлежащей оценки представленным доказательствам.
Обращает внимание суда на тот факт, что в справке о размере среднедушевого дохода семьи для получения бесплатной юридической помощи ответчик не считает в доход истца - доход супруги и детей. Считает необоснованной ссылку суда на факт получения пособия супругой с детьми, поскольку ответчик не включает его в состав семьи при выдаче указанной справки о размере среднедушевого дохода семьи.
Считает, что в любом случае имеет право на адресную социальную помощь в виде социального пособия как одиноко проживающий гражданин на основании статьи 7 Областного закона от 22 октября 2004 г. N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области". Указывает, что Комиссия не пыталась устанавливать объективных жизненных обстоятельств либо иных уважительных причин, препятствующих получению Мастерковым В.А. доходов, превышающих величину прожиточного минимума.
Обращает внимание на то, что он работал 11 и 12 июля 2023 г. в ООО "Ростовская пожарная компания", однако трудовой договор с ним не заключался, и ему потребовалось время на восстановление нарушенных трудовых прав, с ним заключили акт о выполнении работ по договору на возмездное оказание услуг от 3-его августа 2023 г, что подтверждает то обстоятельство, что он пытается работать и подрабатывать, в то время как ответчик нарушает его права неоднократно и регулярно, отказывая в адресной социальной помощи. Отказ в удовлетворении требований о компенсации морального вреда считает незаконным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях скорейшего рассмотрения и разрешения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 7 апреля 2023 г. и 18 апреля 2023 г. Мастерков В.А. обратился в Управление с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия.
Отказывая в назначении государственной социальной помощи в виде социального пособия комиссия и орган социальной защиты населения руководствовались нормами права, отраженными в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и в Областном законе от 22 октября 2004 г. N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" и устанавливающими, что наличие только лишь среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума не может являться основополагающей причиной для назначения государственной социальной помощи в виде социального пособия.
Комиссией не установлено объективных жизненных обстоятельств либо иных уважительных причин, препятствующих получению Мастерковым В.А. доходов, превышающих величину прожиточного минимума, так как среднедушевой доход семьи заявителя складывается только из получаемых пособий из бюджетной системы Российской Федерации.
Судом установлено, что Мастерков В.А. с февраля 2019 г. не трудоустроен.
Согласно письму директора Центра занятости населения г. Новочеркасска Мастерков В.А. состоял на регистрационном учете в центре занятости населения в качестве безработного с 8 сентября 2022 г. по 8 февраля 2023 г.
По состоянию на 18 апреля 2023 г. на регистрационном учете в центре занятости он не состоит.
Решением мирового судьи судебного участка N9 Новочеркасского судебного района Ростовской области от 5 декабря 2022 г, вступившим в законную силу, брак, зарегистрированный 20 января 2017 г, между Мастерковым В.А. и ФИО15 расторгнут.
18 августа 2022 г. мировым судьей судебного участка N6 Новочеркасского судебного района Ростовской области вынесен судебный приказ о взыскании с Мастеркова В.А. в пользу ФИО15 алиментов на содержание 4-х несовершеннолетних детей.
12 января 2023 г. ФИО15 обратилась в Управление труда и социального развития Администрации г. Новочеркасска с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия, указав в составе семьи 4-х несовершеннолетних детей. Указанная помощь оказана семье в составе 5-ти человек (ФИО15. и 4 детей).
Обращаясь с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального пособия, Мастерков В.А. указывает также 4-х детей, на которых социальное пособие назначено и выплачивается бывшей супруге ФИО15
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что отсутствие работы у истца к уважительным причинам отсутствие дохода не относится, доказательств невозможности трудоустроиться по уважительным причинам истцом не представлено, как не представлено доказательств того, что семья заявителя имеет среднедушевой доход, не превышающий прожиточный минимум, по не зависящим от них причинам.
Требования истца о взыскании компенсации морального вреда, основанные на незаконном отказе ответчика в назначении государственной социальной помощи, суд также оставил без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Областного закона от 22 октября 2004 г. N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" право на получение адресной социальной помощи в виде натуральной помощи имеют малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины) среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им адресной социальной помощи осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ростовской области.
В соответствии со статьей 5 Областного закона Ростовской области "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" адресная социальная помощь в Ростовской области оказывается в следующих видах: 1) социальное пособие; 2) натуральная помощь; 3) адресная социальная выплата; 4) социальное пособие на основании социального контракта.
В соответствии с пунктом 11 статьи 8 Областного закона от 22 октября 2004 г. N 174-ЗС при установлении органом социальной защиты населения факта недостоверности сведений, представленных гражданином для назначения адресной социальной помощи, или несвоевременного извещения об изменении сведений, послуживших основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) адресной социальной помощи, указанный гражданин (его семья) лишается права на получение адресной социальной помощи на период, в течение которого указанная помощь оказывалась гражданину незаконно.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Ростовской области от 5 июля 2012 г. N588 органы социальной защиты населения осуществляют организацию работы по оформлению и назначению социального пособия, в том числе, прием заявлений и документов, дающих право на получение социального пособия; запрос в рамках межведомственного информационного взаимодействия выписки из похозяйственной книги о наличии (отсутствии) личного подсобного хозяйства и сведений о факте осуществления трудовой деятельности, факте начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы, исчисление среднедушевого дохода семьи и размера социального пособия.
Предоставление социального пособия осуществляет Министерство труда и социального развития Ростовской области (пункт 2 Порядка).
Разделом 10 постановления Минтруда Ростовской области от 4 августа 2017 г. N 36 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Социальная поддержка малоимущих граждан (предоставление адресной социальной помощи в виде социального пособия)" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги: если документы, представленные заявителем, не отвечают требованиям пункта 6.11 подраздела 6 настоящего раздела, превышение среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.
При установлении Управлением социальной защиты населения факта недостоверности сведений, представленных гражданином для назначения пособия, или несвоевременного извещения об изменении сведений, послуживших основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) пособия, указанный гражданин (его семья) лишается права на получение пособия на период, в течение которого указанное пособие оказывалось гражданину незаконно.
Не допускается отказ в предоставлении государственной услуги, в случае если указанные документы поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, опубликованной на едином портале государственных услуг и официальном сайте Минтруда области.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Ростовской области следует, что оказание социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. К числу таких мер относится государственная социальная помощь, которая проживающим на территории Волгоградской области малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам оказывается в виде социального пособия. Указанное социальное пособие производится малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в случае, если они по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории субъекта Российской Федерации, в данном случае на территории Ростовской области. При этом нормами федерального законодательства и нормами законодательства субъекта Российской Федерации - Ростовской области перечень таких причин, по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане не могут получать доход выше величины прожиточного минимума на территории субъекта Российской Федерации не установлен.
Вместе с тем с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.
К числу таких причин могут быть отнесены тяжелое заболевание гражданина или членов его семьи, за которыми он осуществляет уход, наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи, длительное нахождение на стационарном лечении или на амбулаторном лечении, невозможность трудоустройства, в том числе и по причине болезни, несмотря на предпринимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами, ребенком-инвалидом, безработица, чрезвычайные ситуации и происшествия и др. Оценка причин, препятствующих получению малоимущей семьей или малоимущим одиноко проживающим гражданином доходов, превышающих величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, и, соответственно, обстоятельств нуждаемости в получении государственной социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин (независящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи), по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.
При рассмотрении настоящего дела по иску Мастеркова В.А, оспаривавшего отказ Управления труда и социального развития администрации г. Новочеркасска в назначении ему адресного социального пособия, судом первой инстанции учтены положения приведенных выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, а также отсутствие независящих от заявителя обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
Указание Мастерковым В.А. в документах, предоставленных в Управления труда и социального развития администрации г. Новочеркасска для получения социальной помощи, сведений о составе семьи, включая несовершеннолетних детей, на которых уже выплачено пособие бывшей супруге истца, является представлением недостоверных сведений.
Ссылка Мастеркова В.А. на наличие судебного спора по требованиям о признании незаконным отказа в приеме на работу не может являться уважительной причиной нуждаемости в получении государственной социальной помощи ввиду отсутствия вступившего в законную силу судебного решения, подтверждающие указанные истцом обстоятельства.
На наличие проблем со здоровьем, невозможностью работать в связи с уходом за больными членами семьи либо иные обстоятельств, истец не ссылался.
Отказывая в удовлетворении требований Мастеркова В.А. о взыскании компенсации морального вреда, суды нижестоящих инстанций правильно исходили из того, что ответчик незаконного решения об отказе в назначении социального пособия не принимал.
В целом все приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 27 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мастеркова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
М.А. Парасотченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.