Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солельщикова В.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области, клиентской службе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области в Наримановском районе о признании незаконным решения об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы в сельском хозяйстве, произвести перерасчет фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области, поступившей с делом 6 декабря 2023 г, на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 5 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 6 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Солелыциков В.П. обратился в суд с иском, указав, что является получателем страховой пенсии по старости. При обращении к ответчику с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты страховой пенсии, решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (далее - ОСФР по Астраханской области) от 27 марта 2023 г. N38022/23 ему отказано в установлении повышения соответствующей выплаты по причине отсутствия необходимого стажа работы в сельском хозяйстве. С решением пенсионного органа не согласен, поскольку его деятельность в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области, а также в подсобном хозяйстве арендного предприятия технологического транспорта ГП "Астраханьгазпром" и транспортного управления "Астраханьгазавтотранс" связана с сельским хозяйством. Просил суд признать незаконным решение ответчика в части, включить в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периоды работы в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области с 1 июля 1977 г. по 3 марта 1981 г. на выборной должности председателя Барановского сельсовета, с 1 января 1992 г. по 13 августа 1992 г. в должности председателя рыболовецкого колхоза "Волга", с 14 августа 1992 г. по 27 апреля 1999 г. в должности начальника подсобного хозяйства арендного предприятия технологического транспорта ГП "Астраханьгазпром", начальника подсобного хозяйства транспортного управления "Астраханьгазавтотранс", обязать пенсионный орган произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2019 г.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 5 июля 2023 г. исковые требования Солелыцикова В.П. удовлетворены в части, решение ОСФР по Астраханской области от 27 марта 2023 г. в части исключения из страхового стажа истца, дающего право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периодов работы в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области с 1 июля 1977 г. по 3 марта 1981 г. на выборной должности председателя Барановского сельсовета, с 1 января 1992 г. по 13 августа 1992 г. в должности председателя рыболовецкого колхоза "Волга" признано незаконным, на ОСФР по Астраханской области возложена обязанность включить указанные периоды в стаж работы в сельском хозяйстве. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 6 сентября 2023 г. решение суда первой инстанции отменено в части и принято по делу новое решение, которым исковые требования Солелыцикова В.П. частично удовлетворены.
Признано решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области N38022/23 от 27 марта 2023 г. об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости незаконным в части отказа во включении Солелыцикову В.П. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период работы с 14 августа 1992 г. по 27 апреля 1999 г. в должности начальника подсобного хозяйства арендного предприятия технологического транспорта ГП "Астраханьгазпром", начальника подсобного хозяйства транспортного управления "Астраханьгазавтотранс".
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области возложена обязанность включить Солельщикову В.П. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период работы с 14 августа 1992 г. по 27 апреля 1999 г. в должности начальника подсобного хозяйства арендного предприятия технологического транспорта ГП "Астраханьгазпром", начальника подсобного хозяйства транспортного управления "Астраханьгазавтотранс" и установить Солельщикову В.П. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с 1 апреля 2023 г.
В остальной части решение Наримановского районного суда Астраханской области от 5 июля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Солельщикову В.П. отказать в полном объеме. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что в соответствии с документами пенсионного (выплатного) дела не представляется возможным включить Солельщикову В.П. в стаж, дающий право на повышенную фиксированную вышагу в связи с работой в сельском хозяйстве, следующие периоды работы:
- с 1 июля 1977 г. по 3 марта 1981 г. в должности председателя исполкома Барановского сельсовета, так как у Солельшикова В.П. в этот период отсутствовала занятость непосредственно па работах в производстве (растениеводстве, животноводстве и рыболовстве), в должности, предусмотренной Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пешим по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г, N 1440.
- с 1 января 1992 г. по 13 августа 1992 г. в должности председателя рыболовецкого колхоза "Волга", так как согласно выписки из реестра юридических лиц. основным видом деятельности рыболовецкого колхоза "Волга" является "рыболовство морское".
Для включения периодов работы в сельский стаж учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в отраслях животноводства, растениеводства и рыбоводства.
Учитывая, что деятельность, шторой занимался рыболовецкий колхоз "Волга" не была связана с рыбоводством, животноводством или растениеводством, работа в таких учреждениях не подлежит включению в стаж для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
- с 14 августа 1992 г. по 27 апреля 1999 г. в должности начальника подсобного хозяйства Арендного предприятия "Астраханьгазпром", транспортного управления "Астраханьгазавтотраяс" филиала ООО Астраханьгазпром", так как ООО "Астрахиньгазпром" не является организацией, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство.
Доказательств того, что подсобное хозяйство Арендного предприятия "Астраханьгазпром", транспортного управления "Астраханьгазавтогранс" филиала ООО "Астрахаиьгазпром" относится к структурному подразделению растениеводческого или животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство, Солельщиковым В.П. не представлено.
В связи с отсутствием оснований для включения спорных периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве, отсутствуют основания для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна. Судебные извещения вручены адресатам.
Истец направил в суд кассационной инстанции возражения на кассационную жалобу, в которых просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Солелыциков В.П. является получателем страховой пенсии по старости, 21 марта 2023 г. он обратился в пенсионный орган с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ввиду наличия у него 30-летнего стажа работы в сельском хозяйстве
Решением ОСФР по Астраханской области N38022/23 от 27 марта 2023 г. истцу отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы 30 календарных лет в сельском хозяйстве. Периоды работы в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области с 1 июля 1977 г. по 3 марта 1981 г. в выборной должности председателя Барановского сельсовета, с 1 января 1992 г. по 13 августа 1992 г. в должности председателя рыболовецкого колхоза "Волга", с 14 августа 1992 г. по 27 апреля 1999 г. в должности начальника подсобного хозяйства арендного предприятия технологического транспорта ГП "Астраханьгазпром", начальника подсобного хозяйства транспортного управления "Астраханьгазавтотранс" не учтены при исчислении стажа в сельском хозяйстве. Стаж работы в сельском хозяйстве составил 24 года 11 месяцев 19 дней (л. д. 5, том 1).
Разрешая исковые требования в части включения в стаж работы в сельском хозяйстве периодов работы в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области с 1 июля 1977 г. по 3 марта 1981 г. на выборной должности председателя Барановского сельсовета, с 1 января 1992 г. по 13 августа 1992 г. в должности председателя рыболовецкого колхоза "Волга", суд первой инстанции исходил из того, что деятельность рыболовецкого колхоза "Волга" Наримановского района Астраханской области, членом которого являлся истец, помимо рыболовства также была связана с сельскохозяйственной деятельностью, в соответствии с ранее действовавшим законодательством время работы депутата на выборной должности в органе Совета засчитывалось в трудовой стаж по той специальности, по которой депутат работал до избрания на выборную должность в органе Совета, учитывая, что занимаемые истцом должности поименованы Списком, суд пришел к выводу, что указанные выше периоды работы истца подлежат включению в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Принимая решение об отказе Солелыцикову В.П. во включении в стаж работы в сельском хозяйстве периода его работы с 14 августа 1992 г. по 27 апреля 1999 г. в должности начальника подсобного хозяйства арендного предприятия технологического транспорта ГП "Астраханьгазпром", начальника подсобного хозяйства транспортного управления "Астраханьгазавтотранс", районный суд исходил из того, что осуществляемая истцом деятельность, отнесенная к животноводству, не поименована в разделе "Животноводство" Списка, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440.
Решение суда в части включения в стаж работы в сельском хозяйстве периодов работы в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области с 1 июля 1977 г. по 3 марта 1981 г. на выборной должности председателя Барановского сельсовета, с 1 января 1992 г. по 13 августа 1992 г. в должности председателя рыболовецкого колхоза "Волга" в апелляционном порядке не оспаривалось и предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не являлось.
Проверяя законность и обоснованность решения в части отказа в удовлетворении требований истца о включении в стаж работы в сельском хозяйстве периода его работы с 14 августа 1992 г. по 27 апреля 1999 г. в должности начальника подсобного хозяйства арендного предприятия технологического транспорта ГП "Астраханьгазпром", начальника подсобного хозяйства транспортного управления "Астраханьгазавтотранс", суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, осуществление трудовой деятельности в качестве начальника подсобного хозяйства структурных подразделений предприятия технологического транспорта ГП "Астраханьгазпром" и транспортного управления "Астраханьгазавтотранс" свидетельствует об исполнении Солелыциковым В.П. функциональных обязанностей животноводческого направления
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям пенсионного законодательства.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, разрабатывать механизм его реализации, включая закрепление в законе правил исчисления пенсий и определения их размеров, соблюдая при этом конституционное требование о недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Положениями главы 4 данного закона устанавливается порядок определения, перерасчета размеров страховой пенсии, повышение фиксированной выплаты и корректировка размеров страховой пенсии.
В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Закона страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о страховых пенсиях страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно части 14 статьи 17 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
На основании части 16 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1441, определяют порядок исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", на весь период их проживания в сельской местности (далее - стаж работы в сельском хозяйстве).
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1441, далее - Правила), при этом применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440 (далее - Список).
В соответствии с пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 29 ноября 2018 г. N1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, при условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт "а"); периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком (подпункт "б").
Положения подлежащего применению к спорным правоотношениям Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440, предусматривают возможность зачета в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве, учитываемый при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях периодов работы, поименованных в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" настоящего Списка, при условии ее выполнения по профессиям, должностям, специальностям, перечисленным в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" Списка.
Согласно пунктам 5, 5(1) названных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", с учетом особенностей, установленных пунктами 5(1) и 6 настоящих Правил.
Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в) периоды, указанные в подпункте "в" пункта 4 и абзаце втором пункта 5(1) настоящих Правил, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении "начальника (заместителя начальника) животноводческого направления", указанных в разделе 2 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство.
Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, либо структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Согласно статье 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10).
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11).
Таким образом, законодательством Российской Федерации при подтверждении периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица установлен приоритет сведений индивидуального (персонифицированного) учета, при отсутствии которых в подтверждение периодов работы принимаются иные доказательства.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 1 июля 1977 г. по 3 марта 1981 г. истец Солелыциков В.П. занимал выборную должность председателя Барановского сельского совета депутатов трудящихся.
В период с 13 февраля 1986 г. по 13 августа 1992 г. осуществлял трудовую деятельность в должности председателя колхоза "Волга".
В период с 13 августа 1992 г. по 2 августа 1995 г. осуществлял деятельность в должности начальника подсобного хозяйства арендного предприятия технологического транспорта ГП "Астраханьгазпром" и с 2 августа 1995 г. по 27 апреля 1999 г. в должности начальника подсобного хозяйства транспортного управления "Астраханьгазавтотранс".
Вышеуказанные обстоятельства подтверждается сведениями трудовой книжки колхозника N 517 от 15 мая 1988 г, трудовой книжки истца АТ-П N 4478752 от 23 июля 1979 г..
В целях перерасчета пенсии в период работы в сельском хозяйстве, истец обратился в пенсионный орган.
Решением отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Астраханской области, Управления установления пенсий N 38022/23 от 27 марта 2023 г. в подсчет стажа за работу в сельском хозяйстве не был включен период в рыболовецком колхозе "Волга" с 1 января 1992 г. по 13 августа 1992 г. в должности председателя колхоза "Волга" ввиду отсутствия сведений, подтверждающих вид деятельности колхоза.
При разрешении исковых требований в части не включения периода работы в должности председателя колхоза "Волга", судом из Выписки из единого государственного реестра юридических лиц, находящейся открытом доступе в сети "Интернет" установлено, что рыболовецкий колхоз "Волга" зарегистрирован администрацией Наримановского района 3 ноября 1992 г.
Деятельность юридического лица рыболовецкого колхоза "Волга" на основании определения Арбитражного суда Астраханской области о завершении конкурсного производства прекращена с 28 января 2011 г.
Кроме того, из сведений, содержащихся в выписке, в сведениях об основном виде деятельности указано "Рыболовство", в сведениях о дополнительных видах деятельности - "01.12.1.Овощеводство", "01.21.Разведение крупного рогатого скота", "01.22.1.Разведение овец и коз", "01.23.Разведение свиней", "01.25.Разведение прочих животных", "Рыбоводство", "Воспроизводство рыбы и рыбных биоресурсов".
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности сельское хозяйство - это использование растительных и животных природных ресурсов, включая выращивание зерновых, содержание и разведение животных; получение древесины и других растений, животных или продуктов животного происхождения на ферме или в естественной среде обитания, код группировки с "01." по "02." включительно.
Отнесение организации к сельскохозяйственной деятельности за прошлое время может подтверждаться любыми документами (уставом, свидетельством о государственной регистрации и т.п.). В случае ликвидации организации и отсутствии сведений из учредительных документов в архивных органах или наблюдательных делах органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, во внимание может приниматься наименование организации, из которого усматривается его сельскохозяйственная направленность.
Из письма председателя колхоза "Волга" от 20 апреля 1995 г. в адрес Министерства труда Российской Федерации следует, что специфика предприятия подразделяется на три вида: 1. овощеводство. 2. рыболовство. 3. животноводство.
Указанные сведения содержатся и в исторической справке об организации колхоза "Волга" от 10 июня 1994 г.
Из материалов дела, в том числе, производственно-финансовых планов колхоза, основных показателей плана развития животноводства, проектов плана по посевным площадям и урожайности, сведений о численности и заработной плате, штатного расписания за спорные периоды судом установлено, что деятельность колхоза "Волга" была связана с сельским хозяйством, в частности, овощеводством, животноводством - разведением крупного рогатого скота, овец, коз, свиней, прочих животных, рыбоводством, воспроизводством рыбы и рыбных биоресурсов.
В штатных расписаниях за периоды с 1988 г. по 2000 г. указана должность "Председатель колхоза".
При таких обстоятельствах, учитывая, что рыболовецким колхозом "Волга" Наримановского района Астраханской области также осуществлялась сельскохозяйственная деятельность, при этом должность истца поименована Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. N 1440, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что период работы истца в должности председателя колхоза "Волга" в период с 1 января 1992 г. по 13 августа 1992 г. подлежит включению в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Разрешая требования истца о включении в период работы на выборной должности Барановского сельсовета, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Закон СССР от 20 сентября 1972 г. 3352-VIII "О статусе народных депутатов в СССР") время работы депутата на выборной должности в органе Совета засчитывалось в трудовой стаж по той специальности, по которой депутат работал до избрания на выборную должность в органе Совета.
Поскольку до избрания (1 июля 1977 г.) на должность председателя Барановского сельсовета, истец осуществлял трудовую деятельность в должности заведующего гаражом в колхозе "Волга", а после освобождения от должности (3 марта 1981 г.) осуществлял трудовую деятельность в должности главного инженера колхоза "Волга", также учитывая, занимаемые истцом должности поименованы Списком, суд пришел к выводу, что периоды работы истца на выборной должности председателя Барановского сельского совета, с 1 июля 1977 г. по 3 марта 1981 г. подлежат включению в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования истца о включении в стаж работы в сельском хозяйстве периода его работы с 14 августа 1992 г. по 27 апреля 1999 г. в должности начальника подсобного хозяйства арендного предприятия технологического транспорта ГП "Астраханьгазпром", начальника подсобного хозяйства транспортного управления "Астраханьгазавтотранс", суд апелляционной инстанции правильно исходил из следующего.
Разделом 2 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440, в котором указаны наименования работ, производств сельского хозяйства с указанием (расшифровкой) наименований профессий, должностей и специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты, в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" указаны: "Животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных: для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами.
В разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" раздела 2 "Животноводство" указанного Списка поименованы начальник (заместитель начальника) животноводческого направления, в том числе по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, сельскохозяйственных производственных объектов (начальник скотопрогонного тракта, начальник животноводческого комплекса, начальник молочного комплекса, начальник убойного цеха, начальник кормоцеха, начальник цеха молодняка, цеха выращивания, цеха животноводства и т.д.) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство.
Исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности к основным видам деятельности в сельском хозяйстве относится производство продукции растениеводства и животноводства.
Осуществление трудовой деятельности Солелыцикавым В.П. с 14 августа 1992 г. по 27 апреля 1999 г. в должности начальника подсобного хозяйства арендного предприятия технологического транспорта ГП "Астраханьгазпром", начальника подсобного хозяйства транспортного управления "Астраханьгазавтотранс" ответчиком не оспаривается и подтверждается записями в трудовой книжке истца (л. д. 7-8, том 1), приказами о приеме на работу и прекращении трудового договора (л. д. 216-218, том 1).
Согласно должностной инструкции начальника подсобного хозяйства ТУ "Астраханьгазавтотранс" от 1 июля 1995 г. (л. д. 219, том 1), в обязанности начальника входит обеспечение выполнения плановых заданий по заготовке и переработке продуктов животноводства, а также правильное содержание животных и сохранность поголовья, своевременная заготовка кормов, их хранение и использование.
Обстоятельства, связанные с замещением Солелыциковым В.П. в спорный период должности начальника подсобного хозяйства по животноводческому направлению структурного подразделения организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство, материалами дела подтверждены, в том числе и возражениями ответчика на исковое заявление, приобщенными к материалам дела (л. д. 221-222), том 1).
Доводы кассационной жалобы о незаконности заявленных требований по основаниям отсутствия должности начальника подсобного хозяйства в разделе "Животноводство" Списка, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440, основаны на неправильном толковании положений названного постановления.
Как следует, из содержания раздела "Наименование профессий, должностей, специальностей" раздела 2 "Животноводство" указанного Списка от 29 ноября 2018 г. N1440 перечень наименований подразделений, относящихся к животноводческому направлению, не является закрытым, а из совокупности сведений содержащихся в трудовой книжке истца, приказов о приеме на работу и прекращении трудового договора, а также должностной инструкции начальника подсобного хозяйства следует, что подсобное хозяйство, возглавляемое истцом занималось производством (выращиванием) животных (животноводством).
Несоответствие наименования должности, замещаемой Солелыциковым В.П. в спорный период, должности, включенной в Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N1440, не влияет на пенсионные права истца, при том, что Солелыциковым В.П. реально выполнялись работы, поименованные названным Списком.
При исчислении стажа работы истца в сельском хозяйстве юридически значимым обстоятельством является установление факта осуществление им трудовой деятельности в структурном подразделении животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Поскольку осуществление трудовой деятельности в качестве начальника подсобного хозяйства структурных подразделений предприятия технологического транспорта ГП "Астраханьгазпром" и транспортного управления "Астраханьгазавтотранс" свидетельствует об исполнении Солелыциковым В.П. функциональных обязанностей животноводческого направления, то отказ пенсионного органа во включении в сельский стаж истца, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, спорного периода работы правильно признан судом апелляционной инстанции незаконным.
С учетом включенных периодов у Солелыцикова В.П. имеется необходимый стаж для перерасчёта размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
В силу части 5 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Закона N400-ФЗ) осуществляется с 1 января 2019 г. без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 г. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета.
В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 г. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 г, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона N400- ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку истец обратился с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты 21 марта 2023 г, суд апелляционной инстанции правильно определилего право на перерасчет фиксированной выплаты к пенсии с 1 апреля 2023 г.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 5 июля 2023 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 6 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 6 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области в Наримановском районе - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.