Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А, Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым к Карповой ФИО7, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и г. Севастополю о взыскании неосновательного обогащения, по кассационной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым, поступившей с делом 22 декабря 2023 г, на решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав возражения ответчика Карповой Н.К. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи обратился в суд с иском к Карповой Н.К, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым, в котором просил суд о солидарном взыскании с ответчиков суммы неосновательного обогащения в размере 471 000 руб, выплаченных Карповой Н.К. в качестве мер социальной поддержки на осуществление капитального ремонта поврежденных помещений, согласно сведений Управления об отсутствии у нее второго жилого помещения, что являлось препятствием для предоставления указанных сумм.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2023 г. в удовлетворении искового заявления Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Керчи к Карповой Наталье Константиновне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и г. Севастополю о взыскании необоснованно полученной меры социальной поддержки отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 сентября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи суд отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов указывает, что Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи Республики Крым является отраслевым органом Администрации города Керчи Республики Крым, который осуществляет реализацию переданных органам местного самоуправления в установленном порядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти Республики Крым и отдельных государственных полномочий Республики Крым в области труда и социальной защиты отдельных категорий граждан. Ответчик Карпова Н.К. при получении права на выплату межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, представив копии заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым о признании жилого помещения непригодным к проживанию, заявление о проведении выплат, а также копии документов, подтверждающих наличие собственности на данные помещения, несла ответственность за достоверность предоставляемых документов.
Истец выражает несогласие с выводами судов о том, что кассатор обязан был проверить предоставляемую информацию. Указывает, что Карповой Н.К. были совершены действия по регистрации права собственности на объекты недвижимости только после получения денежной суммы, а именно 27 сентября 2021 г, что свидетельствует о намеренном сокрытии ею сведений об имуществе и недобросовестности при реализации прав на получение мер социальной поддержки.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327, постановлением Совета Министров Республики Крым от 15 сентября 2021 г. N530, Карповой Н.К. протоколом Департамента труда и социальной защиты населения Администрации города Керчи от 5 октября 2021 г. была назначена мера социальной поддержки для осуществления капитального ремонта поврежденного жилого помещения по адресу: "адрес", принадлежащего ей на праве собственности. Платежным поручением от 7 октября 2021 г. Карповой Н.К. была перечислена сумма 471 000 руб.
До решения вопроса о предоставлении мер социальной поддержки уполномоченными органами была выполнена процедура установления условий, необходимых для ее предоставления.
Так, согласно пункту 12 Приложения 1 к постановлению Совета министров Республики Крым от 15 сентября 2021 г. N 530 заявление и документы граждан, имеющих право на выплату, а также заверенные надлежащим образом копии документов, принятые в отношении гражданина, формируются структурным подразделением органа местного самоуправления в жилищной сфере в личное дело.
Структурное подразделение органа местного самоуправления в жилищной сфере осуществляет проверку комплектности документов (копий документов), указанных в пункте 10 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня их поступления.
В личное дело приобщается заверенная в установленном порядке копия заключения межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым, о признании жилого помещения непригодным для проживания, - если жилые помещения повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и признаны непригодными для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.
Список муниципального образования формируется структурным подразделением органа местного самоуправления в жилищной сфере в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявлений и соответствующих документов, в том числе на основании имеющейся информации о поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях с учетом границ зон чрезвычайной ситуации (пункт 14 Постановления в редакции, действующей на момент возникновения спора).
Согласно пункту 15 Постановления Совета министров Республики Крым от 15 сентября 2021 г. N 530 сформированный и утвержденный главой администрации муниципального образования Республики Крым Список муниципального образования в течение 2 рабочих дней направляется в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
Министерство жилищной политики на основании представленных Списков муниципальных образований в течение 10 рабочих дней формирует Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Республики Крым, по форме согласно приложению 1 к Правилам и Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Республики Крым (далее - Список), по форме согласно приложению 3 к Правилам (пункт 16 Постановления Совета министров Республики Крым от 15 сентября 2021 г. N 530).
В соответствии с пунктом 21 Постановления Совета министров Республики Крым от 15 сентября 2021 г. N 530 Список подлежит согласованию с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополю (далее - Управление Росреестра по Республике Крым и Севастополю) в части подтверждения наличия у граждан права собственности на поврежденные жилые помещения, а также отсутствия у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения, Министерством внутренних дел по Республике Крым в части подтверждения факта регистрации по месту жительства граждан в утраченных жилых помещениях и МЧС России по Республике Крым в части подтверждения адресов жилых помещений в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Министерство жилищной политики в течение 3 рабочих дней со дня получения Списка, согласованного с МЧС России по Республике Крым, МВД по Республике Крым и Управлением Росреестра по Республике Крым и Севастополю, представляет его на утверждение Главе Республики Крым.
Министерство жилищной политики в течение 5 рабочих дней со дня утверждения Главой Республики Крым Списка направляет его в Минтруд РК и выписки из Списка соответствующим администрациям муниципальных образований Республики Крым (пункт 22 Постановления Совета министров Республики Крым от 15 сентября 2021 г. N 530).
Карпова Н.К. была включена в Список граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Республики Крым в период июнь-июль 2021 г.; данный Список в соответствии с пунктом 21 Постановления Совета Министров Республики Крым от 15 сентября 2021 г. N539 был согласован с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и Севастополю.
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым письмом за исх. N 2.1.1-04/2841 от 19 ноября 2021 г. уведомило ДТСЗН Администрации г. Керчи РК о том, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при согласовании изменений в Списки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) в результате пресечения террористических актов неправомерными действиями, возникших на территории Республики Крым, у Карповой Н.К. выявлено в собственности иное имущество- 1\3 доля квартиры по адресу: "адрес", что в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 сентября 2021 г. N 530 влечет исключение из Списка граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Республики Крым в период июнь-июль 2021 г.
Отказывая во взыскании по основаниям статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерции с ответчика Карповой Н.К. денежной суммы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом не предоставлены доказательства ознакомления ответчика с Положением о порядке и условиях предоставления выплат гражданам, указанным в подпункте "г" пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 1327 об утверждении "Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями", в том числе относительно необходимости указания всех находящихся в собственности жилых помещений, пригодных для проживания.
Также, отсутствуют сведения, что Карпова Н.К. предупреждалась об ответственности и последствиях за предоставление недостоверных документов. При подаче Карповой Н.К. заявления в Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым она предупреждалась лишь о том, что обязана осуществить капитальный ремонт поврежденного жилого помещения в срок до 15 декабря года, в котором получена выплата.
Ответчик указала, что полученные денежные средства были затрачены ею в полном объеме на производство капитального ремонта поврежденного жилого дома, который она осуществила в установленный срок, что не опровергалось истцом.
Также Карпова Н.К. пояснила, что никто не предупреждал ее об обязанности сообщить о наличии у нее доли в другой квартире, иначе она непременно это указала. Более того, в материалах личного (выплатного) дела, сформированного Департаментом, находились предоставленные ею сведения о регистрации в "адрес".
Поскольку выплаченная ответчику в качестве меры социальной поддержки денежная сумма на проведение капитального ремонта жилого помещения предназначена для удовлетворения необходимой потребности в жилье, взыскание таковой возможно только при бесспорной доказанности недобросовестного поведения его получателя.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и г. Севастополю, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не предоставлены суду доказательства о приобретении (сбережении) Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и г. Севастополю денежной суммы, о возврате которой заявлен иск. Не установлены также совместные, согласованные действия Карповой Н.К. и Управлением, в результате которых они приобрели в совместную собственность без достаточных на то оснований денежную сумму, возврат которой при неделимости предмета обязательства должен быть произведен в солидарном порядке.
Истец, являющийся юридическим лицом, не лишен возможности предъявления в суд (с учетом подсудности арбитражному суду) требований к Управлению по иным основаниям.
Кроме того, суд первой инстанции дал оценку тому обстоятельству, что 25 августа 2021 г. в адрес Управления из Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым поступили на согласование списки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в части подтверждения у граждан в собственности иных жилых помещений или доли в праве общей долевой собственности на иные жилые помещения. На момент проверки Управлением представленных Списков в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали сведения о зарегистрированных правах собственности на какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие Карповой Н.К. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, принадлежащих Карповой Н.К, внесены по ее заявлению о государственной регистрации ранее учтенных объектов недвижимости в ЕГРН 27 сентября 2021 г. как на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", так и на 1/3 долю квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, кадастровому учету, государственной кадастровой оценке и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Крым в соответствии с Соглашением между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым от 13 ноября 2016 г, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. N 2432-р, передано Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, утвержденному Постановление Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. N 164, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - исполнительный орган Республики Крым, осуществляющий полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
После проверки Списков письмом от 25 августа 2021 г. N 04-09/21/18ДСП управление информировало Министерство о передаче полномочий по ведению ЕГРН в соответствии с соглашением о передаче осуществления части полномочий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. При этом Управление указало, что Списки содержат архивную информацию, находящуюся в распоряжении Госкомрегистра. Управление лишено по проверке данных сведений.
Истец не обосновал, каким образом Управление имело правовые основание подтвердить наличие в собственности Карповой Н.К. иного недвижимого имущества, пригодного для проживания, а именно доли в квартире с кадастровым номером N, расположенной по адресу: "адрес", до момента внесения Карповой Н.К. сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебные акты в части отказа в удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Крым и г. Севастополю в кассационном порядке не обжалуются.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Таким образом, предоставленная Карповой Н.К. социальная выплата могла быть с нее взыскано как неосновательное обогащение, только если ее выплата явилась результатом недобросовестности со стороны Карповой Н.К. или счетной ошибки.
Учитывая, что действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, мер социальной поддержки, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой помощи, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств предоставления ответчиком заведомо недостоверных сведений, сокрытия данных, влияющих на право назначения меры социальной поддержки.
С учетом положений Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", государственная регистрация в ЕГРН ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества является правом, а не обязанностью обладателя таких прав. Таким образом, момент регистрации прав на недвижимое имущество (до или после обращения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки) при неустановлении факта намеренного сокрытия сведений о праве собственности на жилые помещения, сам по себе не свидетельствует о недобросовестности Карповой Н.К.
Истцом не представлено доказательств того, что ответчик совершил какие-либо действия по сокрытию от Департамента каких-либо сведений, поэтому у суда отсутствовали основания полагать, что Карпова Н.К. умышленно скрыла вышеуказанные факты при обращении в учреждение.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что полученная Карповой Н.К. выплата потрачена ею по целевому назначению.
Приведенные истцом в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию заявителя с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, однако данных выводов не опровергают, о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в связи с чем, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить в качестве основания для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.