Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Семикаракорского района Ростовской области в интересах ФИО1 к Министерству труда и социального развития Ростовской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, по кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Ростовской области, поступившей с делом 7 февраля 2024 г, на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 18 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав прокурора Давыдова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Семикаракорского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Министерству труда и социального развития Ростовской области о возложении обязанности обеспечить Агеева В.В. техническим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 19 июля 2021 г. N621.18.61/2021 - ноутбуком в количестве 1 шт. и взыскании компенсации морального вреда 2 000 руб, указав в обоснование требований следующее.
В ходе проведенной проверки установлено, что Агеев В.В. в установленном порядке 17 августа 2021 г. обращался в Министерство труда и социального развития Ростовской области с заявлением о предоставлении ему технического средства реабилитации, однако в нарушение положений Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правил "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями", утвержденных Правительством Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N240, государственной программой Ростовской области "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15 октября 2018 г. N639, инвалид 1 группы по зрению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обеспечен средством реабилитации, указанном в его индивидуальной программе реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ N.18.61/2021 - ноутбуком в количестве 1 шт.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 18 сентября 2023 г. исковые требования прокурора Семикаракорского района Ростовской области удовлетворены частично.
Суд возложил на Министерство труда и социального развития Ростовской области обязанность по обеспечению Агеева В.В. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 19 июля 2021 г. N621.18.61/2021 техническим средством реабилитации - ноутбуком.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30 ноября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство труда и социального развития Ростовской области просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает, что суды первой и апелляционной инстанции применили нормы права, не подлежащие применению, что повлекло за собой принятие неправильного судебного акта. Технические средства реабилитации (далее также ТСР), предусмотренные федеральным перечнем, предоставляются или территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, которому такие полномочия были переданы в соответствии с соглашением.
Ссылка на данное положение основана на неверном толковании норм права, поскольку в Ростовской области уполномоченным органом на осуществление обеспечения инвалидов ТСР, предусмотренных федеральным перечнем, является Фонд пенсионного и социального страхования и его территориальные органы.
Вопреки решению суда, между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом Ростовской области не заключались соглашения о передаче полномочий по предоставлению ТСР, предусмотренных федеральным перечнем.
Полагает, что нормы постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" не применимы к спорным правоотношениям.
Ростовский областной суд в нарушение норм материального права ссылается на заключенные соглашения, которые отсутствуют в действительности, не предоставив должную правовую оценку положениям, которые приводит в своем определении.
Указывает, что обеспечение инвалидов ТСР, не предусмотренных на федеральном уровне, осуществляется Минтрудом области на основании постановлений Правительства Ростовской области от 15 марта 2012 г. N 186 "О порядке расходования средств областного бюджета на оказание услуг инвалидам", Минтруда области от 4 марта 2014 г. N 1 "Об утверждении перечня технических и тифлотехнических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам с заболеванием опорно-двигательного аппарата, инвалидам по зрению, инвалидам по слуху", Минтруда области от 13 августа 2018 г. N 14 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Принятие решения об обеспечении техническими и тифлотехническими средствами реабилитации инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху" за счет средств бюджета Ростовской области.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами обеспечение граждан ТСР осуществляется исходя из последовательности" определяемой датой регистрации заявления и постановки на учет в Минтруде области.
Вышеуказанное подтверждается статьей 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право разрабатывать, утверждать и реализовывать региональные программы в области социальной защиты инвалидов, а также предоставлять дополнительные меры социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом судами в нарушение норм материального права ошибочно сделан вывод о наличии у Минтруда области сроков обеспечения инвалидов ТСР, поскольку нормы постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 направлены на обеспечение инвалидов ТСР Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а не Минтрудом области (либо иным региональным исполнительным органом), за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета. Ссылка на указанное постановление не применима к рассматриваемым правоотношениям.
Считает, что суды не учитывают положения регионального законодательства, которые прямо регулируют спорные правоотношения, в том числе порядок предоставления инвалидам ТСР, ссылаясь на законодательство, регулирующее предоставление ТСР за счет средств федерального бюджета Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Сроки предоставления дополнительных ТСР действующим законодательством Ростовской области не предусмотрены. Минтруд области при обеспечении инвалидов ТСР учитывает права всех граждан, в том числе вставших на учет ранее Агеева В.В. С учетом изложенного, полагает, что суду первой инстанции необходимо было привлечь к участию в деле всех инвалидов, вставших на учет ранее Агеева В.В.
Иные лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Агеев В.В. с 12 июля 2021 г. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию (инвалид по зрению), что подтверждается справкой МСЭ-2019 N0861037.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида - ИПРА N621.18.61/2021 от 19 июля 2021 г, выданной Бюро медико-социальной экспертизы N18 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Минтруда России, определена нуждаемость Агеева В.В. в обеспечении за счет средств бюджета Ростовской области техническими средствами реабилитации, в том числе ноутбуком.
17 августа 2021 г. Агеев В.В. обратился в Министерство труда и социального развития Ростовской области с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации.
Министерством труда и социального развития Ростовской области 24 апреля 2023 г. заключен государственный контракт на приобретение ноутбуков в количестве 162 шт.
Как следует из письменных пояснений ответчика, Агеев В.В. поставлен на учет в Министерстве труда и социального развития Ростовской области по обеспечению ноутбуком с 17 августа 2021 г. (номер очереди 264).
С учетом заключенного в текущем году государственного контракта на приобретения ноутбуков, в 2023 году данным техническим средством реабилитации будут обеспечены инвалиды, вставшие на учет до 3 августа 2020 г.
Таким образом, Агеев В.В. до настоящего времени не обеспечен техническим средством реабилитации - ноутбуком.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2018 г. N 240, постановлением Правительства Ростовской области от 15 марта 2012 г. N 186 "О порядке расходования средств областного бюджета на оказание услуг инвалидам", Административного регламента предоставления государственной услуги "Обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху", пришел к выводу о том, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по обеспечению Агеева В.В. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 12 июля 2021 г. N621.18.61/2021 техническим средством реабилитации - ноутбуком, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходит из конкретизированных сроков обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, определенных Правилами от 7 апреля 2018 г. N 240, а также из того, что законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определилоснования и условия предоставления инвалидам технических средств реабилитации.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции данные выводы судов первой и апелляционной инстанций считает основанным на правильном толковании и применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определилпонятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установилправо инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Как следует из вышеуказанной статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом, как следует из абзаца 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В соответствии со статьей 5 Закона N 181-ФЗ, и в целях реализации мероприятий государственной программы "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 15 октября 2018 г. N 639, Постановлением министерства труда и социального развития Ростовской области от 13 августа 2018 г. N 14 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Обеспечение техническим средствами реабилитации инвалидов с заболеванием опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху".
Основными приоритетами в сфере поддержки и социальной защиты инвалидов в соответствии с программой Ростовской области "Доступная среда" являются, в том числе, повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры, транспорта; минимизация последствия наступления заболевания, инвалидности для человека, включая психологическое состояние граждан; осуществление разработки и реализации социальной политики в отношении инвалидов с участием самих граждан с ограниченными возможностями; обеспечение комплексного сопровождения инвалида с момента проявления заболевания до полной интеграции в обществе; повышение эффективности деятельности системы социальной защиты в указанной сфере; обеспечение инвалидов возможностью получить общее, профессиональное образование, активно включиться в культурную и спортивную жизнь исходя из их потребностей и возможностей; осуществление научно-исследовательской деятельности в области профилактики инвалидности, активное внедрение инновационных технологий в систему социальной защиты; формирование единой системы комплексного сопровождения инвалидов в социальных службах в рамках социального партнерства; реализация информационной политики, направленной на получение гражданами с ограниченными возможностями информации по вопросам, связанным с защитой их прав; взаимодействие с организациями инвалидов по вопросам, связанным с защитой прав граждан с ограниченными возможностями; организация непрерывного процесса оценки эффективности мероприятий по социальной поддержке инвалидов.
Указанные направления реализуются в соответствии, в том числе, с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2.4 Регламента сроки выполнения административных процедур с момента подачи документов заявителем до получения заявителем результата государственной услуги не должен превышать 15 рабочих дней.
Срок предоставления услуги начинается с момента приема и регистрации Минтрудом области, МФД документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Минтруда Ростовской области 4 марта 2014 г. принято постановление N1 "Об утверждении перечня технических и тифлотехнических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам с заболеванием опорно-двигательного аппарата, инвалидам по зрению, инвалидам по слуху".
В соответствии Перечнем N3 технических и тифлотехнических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам с заболеванием опорно-двигательного аппарата, инвалидам по зрению, инвалидам по слуху, индивидуальная программа реабилитации или абилитации для которых разработана федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы после 1 марта 2021 г, утвержденным вышеуказанным постановлением, одним из технических средств реабилитации инвалидов является ноутбук.
При этом обязанность ответчика по предоставлению инвалиду технического средства реабилитации должна быть исполнена в разумный срок. Предоставленное техническое средство реабилитации должно обеспечить реабилитацию инвалида в течение срока действия программы.
Как установлено судом, индивидуальная программа реабилитации инвалида Агеева В.В. составлена 12 июля 2021 г, заявление о предоставлении ему технического средства реабилитации подано им 17 августа 2021 г, но в течение более двух лет программа реабилитации не исполнена, хотя в индивидуальной программе реабилитации инвалида был указан срок проведения мероприятий с применением технических средств реабилитации - до 1 августа 2023 г.
Давая оценку доводам ответчика о том, что в соответствии с регламентом, утвержденным Министерством труда и социального развития Ростовской области от 13 августа 2018 г. N 14, выдача технических средств реабилитации осуществляется по мере их приобретения в соответствии с выделенными на эти цели средствами областного бюджета, а также требованиями, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что данное обстоятельство не может служить безусловным основанием для отказа в иске, поскольку реализация права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а недостаточность поступлений на указанные цели из областного бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре.
Поскольку Агеева В.В. своевременно и в полном объеме не обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными ее индивидуальной программой, то суды пришли к правильному выводу о том, что восстановление ее нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления ей технических средств реабилитации - ноутбуком в количестве 1 штука.
Судебная коллегия отмечает, что ограниченность финансирования на меры социальной поддержки не является основанием для отказа в иске, поскольку реализация права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а недостаточность поступлений на указанные цели из областного бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре.
Законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определилоснования и условия предоставления инвалидам технических средств реабилитации, при этом ни указанный Федеральный закон, ни иные приведенные выше нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, не устанавливают очередность в качестве условия обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Доводы кассационной жалобы о том, что предоставление Агееву В.В. ТСР вне очереди приведет к ущемлению прав других инвалидов, вставших на учет ранее, повторяют доводы апелляционной жалобы ответчика, правильно признаны необоснованными судом апелляционной инстанции, поскольку обеспечение ТСР инвалидов в силу действующего законодательства не поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия очереди на представление такого средства, а реализация предоставленных гарантий инвалидам само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. В связи с чем, у суда первой инстанции не имелось оснований для привлечения к участию в деле всех инвалидов.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела.
Между тем переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 18 сентября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 30 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.