Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мотиной И.И, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дерезиной А.А. к Министерству труда и социального развития Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, возложении обязанности предоставить социальную выплату, по кассационной жалобе Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, поступившей с делом 26 февраля 2024 г, на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 2 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя истца Неказакову Ю.Ф, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дерезина А.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области о признании незаконными отказов Министерств в предоставлении меры социальной поддержки в виде социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем; признании за истцом права на получение указанной меры социальной поддержки; возложении на ответчиков обязанности предоставить социальную выплату за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем.
В обоснование требований ссылалась на то, что она является вдовой ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, который проходил военную службу с февраля 1945 г. по апрель 1951 г, таким образом, относится к числу участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте "з" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N5-ФЗ "О ветеранах". После смерти супруга в повторный брак истец не вступала. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в доме по адресу: "адрес", ст. З-Кагальницкая, "адрес". Постановлением администрации Задоно-Кагальницкого сельского поселения "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи один человек и поставлена на квартирный учет. ФИО2 обратилась в администрацию сельского поселения с заявлением на имя Министра труда и социального развития "адрес" о включении ее в общеобластной список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в получении мер социальной поддержки путем предоставления субсидии. Учетное дело ФИО2 было направлено на проверку в Министерство труда и социального развития "адрес". Письмом Министерства N.1.5/9140 от ДД.ММ.ГГГГ, учетное дело истца, по результатам рассмотрения было возвращено в адрес администрации "адрес" в связи с отсутствием правовых оснований для предоставления субсидии на приобретение жилого помещения. В предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем Министерством ей было отказано, поскольку, по мнению Министерства, ее право на обеспечение жильем производно от прав умершего супруга, который при жизни не подлежал обеспечению жильем путем предоставления указанной социальной выплаты.
После чего, истец направила обращение N-ОГ-17-23 от ДД.ММ.ГГГГ в Министерство строительства, архитектуры и территориального развития "адрес" по вопросу, предоставления субсидии (единовременной выплаты) на приобретение (строительство) жилья как вдове участника ВОВ. Указанное обращение Министерством было рассмотрено согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и, по существу вопроса, был дан ответ N.61/151 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому право истца на обеспечение жильем производно от прав умершего супруга, в связи с чем ФИО2 имеет возможность улучшить жилищные условия посредством предоставления жилого помещения на условиях социального найма органами местного самоуправления.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, истец просила признать незаконным решение Министерства труда и социального развития "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.15/9140, которым признано отсутствующим право ФИО2 на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Признать за ФИО2 право на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилого помещения, как за вдовой участника Великой Отечественной войны. Обязать Министерство труда и социального развития "адрес" в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу включить ФИО2 в общеобластной список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в получении мер социальной поддержки по обеспечению жильем в той же хронологической последовательности, в которой ФИО2 была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Министерство строительства, архитектуры и территориального развития "адрес" обеспечить ФИО2 единовременной денежной выплатой (субсидией) на строительство или приобретение жилого помещения, как вдову участника Великой Отечественной войны. Взыскать солидарно с ответчиков судебные расходы в размере 26 950 руб, из которых 25 000 руб. - в счет оплаты услуг представителя и 1950 руб. - стоимость нотариальной доверенности.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 2 августа 2023 г. исковые требования Дерезиной А.А. удовлетворены в части.
Суд признал за Дерезиной А.А. право на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты (субсидию) на строительство или приобретения жилого помещения, как за вдовой участника Великой Отечественной войны.
Обязал Министерство труда и социального развития Ростовской области в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу включить Дерезину А.А. в общеобластной список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в получении мер социальной поддержки по обеспечению жильем в хронологической последовательности, в которой Дерезина А.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Обязал Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области обеспечить Дерезину А.А. единовременной социальной выплатой (субсидией) на строительство или приобретения жилого помещения, как за вдовой участника Великой Отечественной войны в соответствии с очередностью.
Взыскал с Министерства труда и социального развития Ростовской области судебные расходы в виде расходов на представителя в размере 10 000 руб.
Взыскать с Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области судебные расходы в виде расходов на представителя в размере 10 000 руб.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 ноября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области просит суд отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Дерезиной А.А. к Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области. В обоснование доводов указывает, что судебные акты постановлены в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". В соответствии с статьей 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны. Однако, согласно представленным справкам, отдельный учебный танковый полк и 83 запасной стрелковый полк, в которых проходил службу умерший супруг истца Дерезин Е.С, в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны не входили.
Поскольку участники Великой Отечественной войны, проходившие службу в запасных и учебных полках, не включенных в состав действующий армии в период Великой Отечественной войны, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" не поименованы, отсутствуют правовые основания для получения мер социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета членами их семей (в частности, вдовами) в соответствии с положениями названного Указа Президента Российской Федерации.
Также выражает несогласие с выводами судов, что истец в установленном порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Дерезина А.А. зарегистрирована и проживает в частном домовладении, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности супруге сына ФИО1. Общая площадь жилого помещения составляет 116, 7 кв.м. Проживают в данном домовладении 3 человека.
При данных условиях расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий необходимо исчислять из расчета 116, 7 кв.м (общая площадь жилого дома, в котором зарегистрирована ФИО2)/ 3 (количество зарегистрированных лиц) = 38, 9 кв. м (общая площадь, приходящаяся на одного зарегистрированного), что более учетной нормы 10 кв.м.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции суд руководствовался положениями статей 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 17, 21, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", и исходил из того, что истец имеет статус супруги умершего участника Великой Отечественной войны, в установленном порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и имеет право на получение мер социальной поддержки, которые не являются производными от мер социальной поддержки, которыми обладал бы умерший участник Великой Отечественной войны, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Дерезиной А.А.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции выводы судов первой и апелляционной инстанций считает основанным на правильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" Президент Российской Федерации постановил, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Действие данного Указа распространяется на ветеранов Великой Отечественной Войны и членов их семей, к каковым относятся и вдовы, при наличии двух условий: 1) нуждаемость в улучшении жилищных условий; 2) наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем по Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
Между тем, в силу подпункта "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона, к ветеранам Великой Отечественной войны также относятся участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев.
Меры социальной поддержки данной категории ветеранов указаны в статье 17 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 4 которого предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Положением пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Согласно части 1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего ФЗ, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 г. N 541 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов" оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Единовременные денежные выплаты предоставляются гражданам в виде субсидии.
Указанным Постановлением Правительства Ростовской области от 25 июня 2012 г. N 541 утверждено Положение о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в том числе в части приема и оформления органами местного самоуправления документов.
Согласно пункту 3.2 данного Положения получателями субсидии являются ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в соответствии со статьей 14 (в части, касающейся инвалидов Великой Отечественной войны), статьями 15, 17-19 и статьей (в части, касающейся членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны) Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно пункту 21 указанного выше Постановления Правительства Ростовской области, Минтруд области в рамках реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляемой путем предоставления единовременной денежной выплаты членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеет четко сформированный список полномочий, в том числе, пунктом 21.2. предусмотрено, что течение 10 рабочих дней с даты поступления учетных дел в Минтруд области от органов местного самоуправления проверяет в учетных делах документы, дающие право гражданам на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федеральных средств.
Положениями пункта 23, подпунктами 23.3, 23.4 Положения Минстрой области является главным распорядителем средств, поступающих в областной бюджет из Федерального бюджета на оказание мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В течение 30 рабочих дней с момента поступления из министерства труда учетных дел Минстрой области осуществляет проверку учетных дел с целью контроля за обоснованностью пофамильного включения граждан в основной и резервный общеобластные списки, сформированные министерством труда, и предотвращения нецелевого расходования бюджетных средств.
В случае наличия замечаний о несоответствии учетного дела перечню документов, установленных частью 6 статьи 1 и части 3 статьи 2 Областного закона от 7 октября 2005 г. N ЗбЗ-ЗС "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", либо при наличии документов, содержащих недостоверные сведения, Минстрой области возвращает учетные дела в Минтруд области на доработку органами местного самоуправления. Замечания выносятся при возможности устранения указанных несоответствий.
Минстрой принимает на рассмотрение от органов местного самоуправления пакет документов, указанный в пункте 19 Положения. На основании представленных документов готовит заявку на финансирование и направляет в Министерство финансов Ростовской области в порядке, установленном для исполнения областного бюджета.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р, состояла в браке с ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ р.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Военным комиссариатом Семикаракорского и "адрес"ов "адрес", ФИО10 A.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р, является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны ФИО5 1927 г.р, который проходил военную службу в период с февраля 1945 г. по июнь 1945 г. в 83 запасном стрелковом полку, с июня 1945 г. по октябрь 1945 г. в 21 отдельном учебно-танковом полку, с октября 1945 г. по декабрь 1945 г. в 23 танковом полку, с декабря 1945 г. по апрель 1951 г. в 123 танковом полку, которые в состав действующей армии не входили.
Справками Центрального архива МО РФ N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что 21 отдельный учебный танковый полк и 83 запасной стрелковый полк в состав действующей армии не входили.
ФИО5 скончался ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно в брак не вступала, о чем свидетельствует справка отдела ЗАГС администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ
ФИО2 было выдано удостоверение серия В-П N члена семьи умершего участника Великой Отечественной Войны, имеющей права и льготы, установленные для вдовы участника Великой Отечественной войны статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".
В настоящее время ФИО2 является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, проживает и зарегистрирована по адресу: "адрес", комната площадью 14 кв. м, совместно с сыном ФИО6, 1979 г.р. и невесткой ФИО10 B.М, 1988 г. "адрес" сведения содержатся в акте проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МУП "БТИ", по архивным данным за ФИО2 в "адрес" домовладение не значится.
Согласно Уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объекты недвижимого имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО2
Таким образом, жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, ФИО2 не имеет.
В соответствии с постановлением главы Администрации Задоно- Кагальницкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N на основании предоставленного заявления, а также документов, предоставленных жилищной комиссией Администрации Задоно-Кагальницкого сельского поселения (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО2 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на квартирный учет в составе семьи: 1 человек.
Ранее ФИО2 единовременную денежную выплату (субсидию) на строительство или приобретение жилого помещения не получала, доказательств обратного ответчиками не представлено.
Неполноты учетного дела ФИО2 судом не установлено, имелись все необходимые документы, предусмотренные вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в рассматриваемом случае права ФИО2 на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" ввиду того, что указанное право вдовы является производным от права ветерана Великой Отечественной войны, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (пункт 4).
По смыслу названной нормы лица, не являющиеся ветеранами, а отнесенные законодателем к иной категории граждан - членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, обладают самостоятельным, а не производным правом на предоставление мер социальной защиты и данное право не зависит от объема прав ветерана (Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 43-КГ15-3).
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Дерезиной А... нуждаемости в улучшении жилищных условий судебной коллегией отклоняются, поскольку судом установлено, что в жилом помещении по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности супруг не сына, истец проживает на основании договора найма жилого помещения, следовательно, при определении нуждаемости истца в улучшении жилищных условий площадь указанного жилого помещения не учитывается.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемых судебных постановлениях, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 2 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 13 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.