Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В, Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шадже Н.М. к Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Адыгея, Министерству внутренних дел России по Республике Адыгея о признании незаконным решения, восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Шадже Н.М, поступившей с делом 27 февраля 2024 г, на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 2 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 23 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя истца Бабкина С.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Шкиль В.И. на кассационную жалобу истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадже Н.М. обратился в суд с иском к ответчикам Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Адыгея, Министерству внутренних дел России по Республике Адыгея о признании незаконным решения и восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Республике Адыгея от 9 декабря 2022 г. было постановлено: в соответствии со статьями 31, 53, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ считать необоснованным нахождения полковника полиции Шадже Н.М. с семьей в составе 2 человек (он, супруга ФИО5) на учете для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и снять данных лиц с указанного учета.
С данным решением истец не согласен и полагает его подлежащим отмене. В качестве обоснования обжалуемого решения ответчик сослался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ Шадже Н.М. с семьей зарегистрирован и проживал по договору найма в жилом доме общей площадью 240 кв.м, по адресу: "адрес", принадлежащем ФИО6 В родственных отношениях с собственником домовладения Шадже Н.М. не состоит. С ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного дома стал родной брат Шадже Н.М. - ФИО7 При этом Шадже Н.М. с регистрационного учета не снимался и проживал там же с семьей. Какого-либо соглашение с собственником домовладения Шадже Н.М. в учетное дело не представил, что позволило сделать вывод о том, что он является членом семьи и имеет право пользования.
Как указывает истец, данный вывод ответчика является неверным, поскольку в силу положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Тем самым, по смыслу приведённой нормы, истец, который является братом собственника жилого помещения, не отнесен законодателем к членам семьи собственника жилого помещения.
Кроме того, ответчик не устанавливал, вселялся ли истец с членами его семьи в домовладение, принадлежащее брату, в качестве члена семьи и признавался ли истец в судебном порядке членом семьи брата.
Также ответчиком был сделан необоснованный вывод в обжалуемом решении о том, что истец намеренно ухудшил жилищные условия в связи с регистрацией по новому месту жительства ("адрес"), а также о том, что ранее истец приобретал жилое помещение за счет государственных средств.
Кроме того, при первоначальном обращении 6 декабря 2012 г. для постановки на указанный учет он был поставлен на учет только 6 июня 2013 г, т.е. по истечении установленного Правилами двухмесячного срока.
Просил отменить решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Республике Адыгея от 9 декабря 2022 г. и обязать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Адыгея вынести решение о постановке истца с семьей в составе 2 человек (он и супруга) на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 6 декабря 2012 г.; признать за истцом право на получение единовременной социальной выплаты вне очереди и в преимущественном порядке перед сотрудниками и гражданами РФ, уволенными со службы отдела внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в 2012 г.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 2 октября 2023 г. в удовлетворении иска Шадже Н.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 23 января 2024 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судами норм материального права. Указывает, что судом в ходе рассмотрения дела для признания членами семьи собственника жилого помещения его брата, невестки, племянников, юридический факт вселения в качестве членов семьи не устанавливался. В ходе судебного заседания не выяснялось волеизъявление собственника жилья на вселение семьи истца в качестве члена его семьи, также не выяснялся факт вселения в данное жилое помещение семьи истца по иным основаниям, в безвозмездное пользование или по договору найма.
При этом, учитывая абзац 4 подпункта "б" пункта 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N14 регистрация истца по месту жительства не является определяющем обстоятельством для решения вопроса о признании истца членом семьи ФИО8 (брата истца).
К тому же вопрос о признании истца членом семьи брата предметом судебного разбирательства не являлся.
Учитывая вышеприведенные нормы, вывод суда о признании истца и членов его семьи, членом семьи брата ФИО7 считает не законным. По этим же доводам считает не законным вывод ответчика о намеренном ухудшении своих жилищных условий, в связи с изменением им места регистрации, так как данные обстоятельства правового значения для разрешения права на получение единовременной социальной выплаты не имеют.
Положениями пункта 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации истец не отнесен к членам семьи собственника жилого помещения.
Истец Шадже Н.М. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты, скорейшего разрешения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что Шадже Н.М. проходил службу в МВД по Республике Адыгея с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в ОМОН "Фишт" Управления Росгвардии по Республике Адыгея.
ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты в МВД по Республике Адыгея (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N). Дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ
Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ истец с семьей в составе 2 человек (он и супруга ФИО5) был снят с указанного учета на основании статей 31, 53, 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N247-ФЗ.
Обосновывая данное решение, комиссией указано на то, что с ДД.ММ.ГГГГ Шадже Н.М. с семьей зарегистрирован и проживал по договору найма по адресу: "адрес", в доме, принадлежащем ФИО6
С ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного жилого помещения является брат истца - ФИО7, который зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес". При этом Шадже Н.М. и члены его семьи с регистрации не снимались и остались проживать там же.
С ДД.ММ.ГГГГ Шадже Н.М. зарегистрирован по адресу: "адрес", в доме, принадлежащем на праве собственности ФИО9
Отказывая в удовлетворении исковых требований Шадже Н.М, суд первой инстанции исходил из того, что истец проживает в жилом доме на правах члена семьи собственника - своего брата, вся площадь жилого дома должна быть учтена при решении вопроса об обеспеченности жильем истца и членов его семьи, выводы комиссии об обеспеченности истца и членов семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров признаны судом обоснованными.
Проверяя законность принятого решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит данные выводы судов первой и апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан на жилище, одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 1 и 3).
В порядке реализации указанных конституционных положений Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты, так и условия его реализации, включая определенные требования к жилищным условиям. В частности, пункт 2 части 2 статьи 4 данного Федерального закона предусматривает, что правом на получение единовременной социальной выплаты обладают сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, которые являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета (пункт 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
Пунктом 19 Правил регламентированы основания снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты.
Так, в соответствии с названным пунктом Правил в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения единовременной выплаты в большем размере;
в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет);
д) в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Данный пункт Правил содержит исчерпывающий перечень оснований снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты и расширительному толкованию не подлежит.
Положениями части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе, действия, связанные:
с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);
с обменом жилыми помещениями;
с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
с выделением доли собственниками жилых помещений;
с отчуждением жилых помещений или их частей.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Шадже Н.М, судебные инстанции исходили из того, что с 17 марта 2016 г. -момента продажи жилого дома, в котором был зарегистрирован и проживал истец, брату истца, Шадже Н.М. стал являться членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Изменение места регистрации и жительства истца 22 июня 2021 г. привел и к намеренному ухудшению им своих жилищных условий, в результате чего, суды пришли к выводу, что у Шадже Н.М. не возникло права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N247-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных частью 2 данной нормы.
Отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, регулируются нормами жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Судебными инстанциями положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации были процитированы в судебных постановлениях, однако к отношениям по пользованию семьей истца занимаемым жилым помещением, находящимся в собственности брата истца Шадже Н.М, применены не были, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению судами первой и апелляционной инстанций не учтены.
Судами оставлено без внимания и должной правовой оценки то обстоятельство, что на момент регистрации истца в жилом помещении по адресу: "адрес", ФИО10 собственником жилого помещения не являлся.
ФИО10 стал собственником указанного выше жилого дома на основании договора купли-продажи с ДД.ММ.ГГГГ, на тот момент ФИО10 с семьей уже проживал в данном жилом доме.
Кроме того, содержание волеизъявления собственника жилого дома на вселение истца с семьей в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", судом не выяснялось.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1 и 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем в нарушение требований процессуального закона судебными инстанциями не были определены в качестве юридически значимых и не устанавливались период и обстоятельства вселения Шадже Н.М. с членами семьи в принадлежащий ФИО10 на праве собственности жилой дом по адресу: "адрес", возникновения у них права пользования этим жилым домом как у членов семьи собственника или наличие между ФИО10 и семьей Шадже Н.М. соглашения, определяющего их право на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации.
С учетом приведенного обжалуемые судебные постановления в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить заявленные исковые требования Шадже Н.М. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 2 октября 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 23 января 2024 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Майкопский городской суд Республики Адыгея.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.