Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мотиной И.И, Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гагаринского района города Севастополя в интересах Грушковской Ю.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о признании решения незаконным, возложении обязанности выплатить компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю, поступившей с делом 28 февраля 2024 г, на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 11 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав прокурора Фролову Е.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Гагаринского района города Севастополя в интересах Грушковской Ю.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, в котором просил:
- признать незаконным решение ГУ - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 мая 2021 г. N 9200_2091219 в части выплаты Грушковской Ю.В. денежных средств в размере 39 045, 73 руб. в качестве компенсации расходов, понесенных на приобретение технического средства реабилитации - аппарата на нижние конечности и туловище (ортез);
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу осуществить по заявлению Грушковской Ю.В. от 14 апреля 2021 г. N 9200_6212271 расчет компенсации понесенных ею расходов на приобретение технического средства реабилитации - аппарата на нижние конечности и туловище (ортез), с учетом его стоимости по государственному контракту от 18 февраля 2019 г. N Ф.2019.61110, заключенного ГУ - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с ООО "Ортэкс", и произвести Грушковской Ю.В. выплату с учетом частичной выплаты компенсации по решению от 12 мая 2021 г. N 9200_2091219 за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации - аппарата на нижние конечности и туловище (ортез) в размере 134 754, 27 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 11 сентября 2023 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 декабря 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит суд отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов указывает, что ответчиком при рассмотрении заявления для определения размера компенсации за приобретенное истцом изделие была учтена информация по последнему исполненному государственному контракту от 16 марта 2020 г. N 02741000001200000170001, аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) выплата составила 39045, 73 руб.
Государственный контракт от 16 марта 2020 г. N 02741000001200000170001 на выполнение работ по изготовлению аппаратов на нижние конечности и туловище (ортез) исполнен в полном объеме 31 августа 2020 г.
В соответствии с пунктом 7.1 государственного контракта от 16 марта 2020 г. N 02741000001200000170001 контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до 30 августа 2020 г, а в части взаиморасчетов до полного исполнения своих обязательств.
Согласно пункту 2.5 контракта для расчетов по Контракту исполнитель в течение 5 рабочих дней с даты окончания выполнения работ передает заказчику следующие документы: счет на оплату; акт приема-передачи изделия; акт приемки выполненных работ.
Согласно пункту 2.6 контракта оплата по контракту осуществляется в течении 10 банковских дней со дня подписания заказчиком Акта приемки выполненных работ.
Согласно актам приемки выполненных работ N 1, 2, 3 по указанному контракту работы были выполнены в соответствии с условиями государственного контракта до 31 августа 2020 г. Последняя оплата по счету была произведена 1 сентября 2020 г.
В связи с тем, что в ходе исполнения контракта потребность в выполнении части объема работ отпала, 23 сентября 2020 г. было заключено с контрагентом дополнительное соглашение N1 к государственному контракту от 16 марта 2020 г. о расторжении контракта по соглашению сторон заключенного на сумму 585 693, 51 руб. с фактическим исполнением на сумму 312 370, 16 руб.
В случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N44-ФЗ. При этом в случае фактического исполнения контракта в полном объеме заказчику необходимо оплатить поставщику (подрядчику, исполнителю) фактически поставленное количество товара, выполненный объем работ, оказанный объем услуг.
Согласно пункту 3.1.13 контракта к таким случаям относятся: отказ от получения изделия Получателем, в случае смерти получателя, в случае невозможности доставки материалов и комплектующих для изготовления изделий на территории г. Севастополя. Следовательно, государственным контрактом предусмотрено, что выполненный объем работ, количество товара может быть изменен по не зависящим от сторон обстоятельствам.
Ссылаясь на положения статей 309, 408 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что обязательства сторон по контракту будут считаться выполненными при условии оплаты товаров, работ, услуг, принятых заказчиком, в соответствии с условиями контракта.
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ предусматривает возможность расторжения контракта но соглашению сторон (пункт 8 статьи 95).
По указанному контракту был выставлен штраф ООО "Ортекс" в связи с тем, что банковская гарантия на обеспечение гарантийных обязательств была предоставлена со сроком действия, не соответствующему сроку, установленному в контракте, и не являлась выставленной неустойкой за просрочку исполнения ООО "Ортекс" гражданских обязательств, как указывает представитель истца в исковом заявлении.
Отделение считает, что вывод о неполном объеме исполнения контракта сделан представителем истца по причине применения Отделением пункта 3 статьи 407 и статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и основан на субъективных предположениях не подтвержденными материалами дела. Обязательства по исполненному государственному контракту были прекращены на основании соглашения сторон в соответствии с условиями государственного контракта.
Государственный контракт от 16 марта 2020 г. N 02741000001200000170001 был расторгнут по соглашению сторон исполнением на сумму, определенной дополнительным соглашение N1 к государственному контракту от 16 марта 2020 г. о расторжении контракта по соглашению сторон, что свидетельствует о завершении процедуры осуществления закупки технических средств реабилитации, предусмотренных контрактом и исполнении своих обязательств сторонами контракта в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебное извещение, направленное в адрес Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, вручено адресату.
Судебное извещение, направленное в адрес Грушковской Ю.В, возвращено отправителю с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку истец уклонилась от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем почтовое извещение возвращено в суд кассационной инстанции с отметкой об истечении срока хранения, судебная коллегия приходит к выводу, что она о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой города Севастополя проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой в деятельности Государственного учреждения - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - РО ФСС) выявлены нарушения в данной сфере.
Грушковская Ю.В. имеет статус инвалида и согласно выданной ей по результатам медико-социальной экспертизы индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида N 251.1.92/2019 от 2 августа 2021 г, 29 января 2019 г. она нуждается в техническом средстве реабилитации - аппарат на нижние конечности и туловище (ортез).
Грушковская Ю.В. самостоятельно приобрела для нужд данный аппарат стоимостью 173 800 руб, что подтверждается товарным чеком N0101-121 от 5 апреля 2021 г.
Для получения компенсации понесенных расходов 14 апреля 2021 г. Грушковская Ю.В. обратилась в ГУ - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации.
Решением ГУ - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 мая 2021 г. N 200_2091219 заявление удовлетворено частично, размер выплаты в качестве компенсации за приобретенное средство реабилитации составил 39 045, 73 руб.
При начислении этой суммы ГУ - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации руководствовалось государственным контрактом N 02741000001200000170001 от 16 марта 2020 г, заключенным с ООО "Ортэкс" согласно которому стоимость 1 аппарата на нижние конечности и туловище составила 39 046, 27 руб.
В ходе проведенной проверки также установлено, что постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда г. Севастополя от 6 октября 2022 г. государственный контракт N 02741000001200000170001 от 16 марта 2020 г. считается расторгнутым.
На момент обращения Грушковской Ю.В. с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенный аппарат имел место завершенный исполнением государственный контракт от 18 февраля 2019 г. N Ф.2019.61110, заключенный ГУ - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с ООО "Ортэкс", где стоимость 1 подобного рода аппарата составила 171 390, 67 руб. В связи с чем, расчет компенсации Грушковской Ю.В. по ее заявлению должен был производиться с учетом стоимости изделия, указанного в государственном контракте от 18 февраля 2019 г. N Ф.2019.61110.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что контракт от 16 марта 2020 г. N 02741000001200000170001 не обладает признаками, изложенными в абзаце 2 пункта 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услуг, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н (действовавшего на дату принятия решения от 12 мая 2021 г. N 9200_2091219).
Суд указал, что контракт от 16 марта 2020 г. N 02741000001200000170001 не может быть положен в основу расчета компенсации выплаты Грушковской Ю.В. за самостоятельно приобретенное ею техническое средство реабилитации, поскольку данный контракт исполнен не в полном объеме, также по данному контракту выставлена неустойка за просрочку исполнения ООО "Ортэкс" гражданского обязательства.
При этом, на дату обращения Грушковской Ю.В. с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенный аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) имел место завершенный исполнением государственный контракт от 18 февраля 2019 г. N Ф.2019.61110, заключенный с ООО "Ортэкс", где стоимость 1 аппарата на нижние вечности и туловище (ортез) составляла 171 390, 67 руб.
Таким образом, расчет компенсации Грушковской Ю.В. по заявлению должен быть произведен с учетом стоимости изделия, указанного в государственном контракте от 18 февраля 2019 г. N Ф.2019.61110, соответственно, решение ГУ - Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 мая 2021 г. N9200_209121 в части не начисления компенсации за самостоятельно приобретенное ею средство реабилитации в полном объеме является незаконным.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции данный вывод судов первой и апелляционной инстанций считает основанным на правильном толковании и применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определилпонятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установилправо инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Как следует из вышеуказанной статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом, как следует из абзаца 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
В соответствии с пунктом 15(1) Правил соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Федерального закона N187-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N57н, компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.
В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 N 86н.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
В классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N2347-р, в разделе "Технические средства реабилитации" перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий).
В соответствии с пунктом 6 Порядка, решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы.
Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 Порядка), а также стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средств; реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что размер компенсации самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации подлежит определению на основании государственного контракта от 18 февраля 2019 г. N Ф.2019.61110, который является последним по времени, исполненным полном объеме на дату подачи Грушковской Ю.В. заявления о выплате компенсации.
Доводы кассационной жалобы относительно государственного контракта от 16 марта 2020 г. N 02741000001200000170001, исполнения его в полном объеме 31 августа 2020 г, заключении дополнительного соглашения от 23 сентября 2020 г. N1 к указанному государственному контракту о расторжении контракта соглашению сторон, повторяет доводы апелляционной жалобы ответчика, проверен судом апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, судебными актами арбитражных судов признано недействительным дополнительное соглашение от 23 сентября 2020 г. N 1 к государственному контракту от 16 марта 2020 г. N02741000001200000170001, заключенное между Государственным учреждением - Севастопольским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью "Ортэкс", в части указания в пункте 1 "с фактическим, исполнением на сумму 312 370 (триста двенадцать тысяч триста семьдесят) рублей 16 копеек"; абзаца 1 пункта 2 о том, что "взаиморасчеты между Сторонами по Государственному контракту N02741000001200000170001 от 16 марта 2020 г. произведены в объеме выполненных работ на общую сумму 312 370 (триста двенадцать тысяч триста семьдесят) рублей 16 копеек"; пункта 4 "Обязательства сторон по Государственному контракту N 02741000001200000170001 от 16 марта 2020 г. прекращаются с момента вступления в силу настоящего соглашения, за исключением взыскания штрафных санкций вследствие нарушений обязательств по Государственному контракту и гарантийных обязательств". Считать, что на основании пункта 1 дополнительного соглашения от 23 сентября 2020 г. N1 к государственному контракту от 16 марта 2020 г. N02741000001200000170001, заключенному между государственным учреждением - Севастопольским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и обществом с ограниченной ответственностью "Ортэкс", указанный государственный контракт расторгнут на сумму 273 323, 35 руб, указанную в абзаце 2 пункта 2 дополнительного соглашения от 23 сентября 2020 г. N1. Установлена недействительность дополнительного соглашения в части констатации в нем того, что по государственному контракту состоялось исполнение в размере 312 370, 16 руб. (8 ортезов стоимостью по 39 046, 27 руб. каждый).
Указанные обстоятельства опровергают доводы ответчика о том, что государственный контракт от 16 марта 2020 г. N02741000001200000170001 выполнен в полном объеме и может являться основанием для определения выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебным постановлением, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 11 сентября 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 7 декабря 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.