Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А, Мотиной И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боваевой Лидии Леонидовны к Отделению пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации инвалида, по кассационной жалобе Боваевой Лидии Леонидовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 16 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Боваева Л.Л. обратилась в суд с указанным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее по тексту - ОСФР по Республике Калмыкия), указав в обоснование требований, что является инвалидом "данные изъяты" по общему заболеванию бессрочно и согласно индивидуальной программе реабилитации нуждается в обеспечении техническим средством реабилитации - протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии (номер вида технического средства реабилитации (изделия) и его наименования: 8-07-10). ДД.ММ.ГГГГ она приобрела в обществе с ограниченной ответственностью "Специализированное протезно-ортопедическое предприятие "ВолгоМедПрот" (далее по тексту - ООО "СПОП "ВолгоМедПрот") данный протез со следующими согласно техническому заданию характеристиками: протез бедра модульный. Для пациентов весом не более 125 килограмм. Формообразующая часть косметической облицовки - модульная мягкая полиуретановая. Косметическое покрытие облицовки - чулки ортопедические перлоновые. Приемная гильза индивидуальная (одна пробная гильза). Материал индивидуальной постоянной гильзы: литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол. Крепление протеза за счет вакуума. Регулировочно-соединительные устройства должны соответствовать весу инвалида. Стопа углепластиковая, для пациентов высокой степени активности со сменной косметической оболочкой, с расщепленным носком и возможностью регулировки жесткости пятки. Коленный шарнир гидравлический моноцентрический с гидравлическим управлением фаз сгибания, разгибания с гидравлическим управлением фазы опоры. Поворотное устройство. Тип протеза: постоянный.
Стоимость протеза составила "данные изъяты" ею оплачена в полном объеме за счет заемных средств, предоставленных ей на основании кредитного договора, заключенного с акционерным коммерческим банком "НООСФЕРА" (акционерное общество; далее - АКБ "НООСФЕРА" (АО)). ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ОСФР по Республике Калмыкия с заявлением о возмещении расходов на приобретение указанного технического средств реабилитации. ДД.ММ.ГГГГ ОСФР по Республике Калмыкия произведена частичная выплата компенсации за приобретенный ею протез бедра в размере "данные изъяты" Полагала, что ОСФР по Республике Калмыкия неправомерно выплатил указанную компенсацию исходя из стоимости другого протеза, не соответствующего по характеристикам и функциональности, в том числе по уровню активности инвалидов, приобретенному ею протезу. Уполномоченным органом при принятии решения о размере компенсации не учтено, что последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации в виде модульного протеза бедра в соответствии с установленным законом порядком являлся государственный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого был изготовление протеза бедра модульного, аналогичного ее протезу, стоимостью "данные изъяты" Просила суд обязать ОСФР по Республике Калмыки произвести доплату компенсации за самостоятельно приобретенное указанно техническое средство реабилитации в размере "данные изъяты"
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 августа 2023 г. исковые требования Боваевой Л.Л. удовлетворены.
С ОСФР по Республике Калмыкия в ее пользу взыскана доплата компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере "данные изъяты"
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 16 ноября 2023 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований Боваевой Л.Л. отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 16 ноября 2023 г, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов указывает, что приобретённый истцом протез является алогичным протезу бедра модульного, в том числе при врождённом недоразвитии, закупленному в рамках Государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ на сумму "данные изъяты" Кроме того, государственный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени размещён в телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru, является завершённым и так же может применяться для компенсации расходов инвалида на самостоятельно приобретённые средства реабилитации.
Выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, что протезы по контракту N и договору, заключенному истцом, являются однородными, тогда как они отличаются по функциональным характеристикам и не могут носить характер однородности, а протез по контракту N от ДД.ММ.ГГГГ является аналогичным, приобретённому истцом.
Указывает, что приобретенный ею протез был изготовлен в соответствии с индивидуальными особенностями, образа жизни истца, активности, удобства. Ранее ей был установлен протез, аналогичный протезу по контракту N (государственному контракт N от ДД.ММ.ГГГГ), он был неудобен, в нем она не могла ходить более 2 часов, он натирал, в нем не сгибался голеностоп при ходьбе и поднятии по ступеням, поскольку у истца есть ребенок, она ведет активный образ жизни. Протез, изготовленный ООО "СПОП Волгомедпрот" является самым комфортным для нее, его функциональность существенно улучшила качество жизни Боваевой Л.Л.: ей стало удобнее спускаться по ступеням, она может дольше проводить время на ногах, он не натирает.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
От ОСФР по Республике Калмыкия поступили возражения на кассационную жалобу истца, в которых он просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях скорейшего рассмотрения и разрешения дела судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что Боваева Л.Л. является инвалидом "данные изъяты" по общему заболеванию бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ она нуждалась в обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно техническим средством реабилитации - протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии (номер вида технического средства реабилитации и его наименования: 8-07-10).
На основании государственного контракта на выполнение работ в 2022 г. по изготовлению протезно-ортопедических изделий для обеспечения инвалидов N от ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия (постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 декабря 2022 г. N 374п переименовано в ОСФР по Республике Калмыкия) в ООО "СПОП "ВолгоМедПрот" приобретен протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии, стоимостью "данные изъяты"
Согласно техническому заданию, являвшемуся Приложением N к данному контракту, протез обладал следующими характеристиками: протез бедра модульный. Для пациентов весом не более 125 килограмм. Формообразующая часть косметической облицовки - модульная мягкая полиуретановая. Косметическое покрытие облицовки - чулки ортопедические перлоновые. Приемная гильза индивидуальная (одна пробная гильза). Материал индивидуальной постоянной гильзы: литьевой слоистый пластик на основе акриловых смол. Крепление протеза за счет вакуума. Регулировочно-соединительные устройства должны соответствовать весу инвалида. Стопа углепластиковая, для пациентов высокой степени активности со сменной косметической оболочкой, с расщепленным носком и возможностью регулировки жесткости пятки. Коленный шарнир гидравлический моноцентрический с гидравлическим управлением фаз сгибания, разгибания с гидравлическим управлением фазы опоры. Поворотное устройство. Тип протеза: постоянный. Протез должен соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 22523-2007.
Указанный государственный контракт исполнен сторонами в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение N от ДД.ММ.ГГГГ - л. д. 102).
ДД.ММ.ГГГГ Боваева Л.Л. приобрела в ООО "СПОП "ВолгоМедПрот" идентичный протез (номер вида технического средства реабилитации и его наименования: 8-07-10).
Его стоимость согласно заключенному договору составила "данные изъяты" и была оплачена истцом в полном объеме за счет заемных средств, предоставленных ей по кредитному договору, заключенному с АКБ "НООСФЕРА" (АО).
ДД.ММ.ГГГГ исполнен сторонами в полном объеме государственный контракт на поставку в 2022 г. технических средств реабилитации (протезов нижних конечностей) для обеспечения инвалидов N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия и ФГУП "Московское ПрОП" (итоговый акт осуществленных поставок товара от ДД.ММ.ГГГГ - л. д. 111).
Из содержания технического задания (Приложение N к государственному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что предметом данного контракта являлась закупка, в том числе протеза бедра модульного ПН6-М со следующими характеристиками: протез бедра модульный. Приемная гильза индивидуальная, по гипсовому слепку. Материал приемной гильзы - литьевой слоистый пластик. Крепление за счет вакуума или поясное. Коленный модуль механический. Стопа полиуретановая монолитная. Косметическое покрытие облицовки - чулки ортопедические перлоновые. В качестве вкладного элемента применяются чехлы полимерные гелевые. Тип протеза: постоянный. Протез должен соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 22523-2007. Стоимость протеза - "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ Боваева Л.Л. обратилась в ОСФР по Республике Калмыкия с заявлением о возмещении расходов на самостоятельное приобретение технического средства реабилитации.
В соответствии с приказом и.о. заместителя управляющего ОСФР по Республике Калмыкия N-ТС от ДД.ММ.ГГГГ Боваевой Л.Л. произведена выплата компенсации за приобретенный протез бедра модульный в размере "данные изъяты"
Согласно приложению к данному приказу размер произведенной Боваевой Л.Л. компенсации был определен по результатам исполненного государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ
Не согласившись с размером выплаченной ей компенсации, Боваева Л.Л. обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования Боваевой Л.Л. и взыскивая в ее пользу доплату компенсации, суд первой инстанции указал, что протез бедра, приобретенный самостоятельно истцом, и протез, являющийся предметом закупки по примененному ответчиком для расчета компенсации государственному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ, не являются аналогичными, имеют кардинальные отличия в технических характеристиках, существенно различаются по своей функциональности, в том числе по степени активности инвалидов, для которых эти средства реабилитации предназначены. Полагал, что при таких обстоятельствах применение ответчиком для определения размера компенсации стоимости закупки по названному государственному контракту противоречит установленному законом Порядку.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Сославшись на положения статей 10, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N240, положения Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н, суд апелляционной инстанции указал, что протез, рекомендованный Боваевой Л.Л. в индивидуальной программе реабилитации, аналогичный приобретенному ею самостоятельно, присутствует в исполненном в полном объеме государственном контракте N от ДД.ММ.ГГГГ Именно он является последним, исполненным в полном объеме государственным контрактом на дату подачи истцом заявления о компенсации расходов за приобретенное средство реабилитации, выплата ответчиком компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации в размере "данные изъяты" является законной.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции данный вывод суда апелляционной инстанции считает основанным на правильном толковании и применении норм материального права.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10), определилпонятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (часть первая статьи 11), установилправо инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (часть шестая статьи 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (часть четырнадцатая статьи 11.1).
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
В соответствии с абзацем 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Как следует из указанной выше статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом, как следует из абзаца 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце втором пункта 2 Правил (в редакции на момент обращения Боваевой Л.Л. с заявлением о выплате компенсации - 25 ноября 2022 г.) предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
В соответствии с пунктом 15(1) Правил соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, а также на основании заключения медико-технической экспертизы в отношении технических средств (изделий), перечень которых устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Федерального закона N187-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
Судом установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ Боваева Л.Л. нуждалась в обеспечении техническим средством реабилитации - протезом бедра модульным, в том числе при врожденном недоразвитии (номер вида технического средства реабилитации и его наименования: 8-07-10).
Указаний на какие-либо дополнительные функции аппарата в индивидуальной программе реабилитации Боваевой Л.Л. не содержится, изменений в программу реабилитации внесено не было.
Боваевой Л.Л. в ООО "СПОП "ВолгоМедПрот" было приобретено техническое средство реабилитации в виде протеза бедра модульного с дополнительными указанными выше характеристиками, при этом номер вида данного технического средства согласно названной классификации технических средств реабилитации: 8-07-10.
Согласно ответу ФГУП "Московское ПрОП" протез бедра модульный ПН6-М, являвшийся предметом закупки по государственному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует пункту 8 вышеуказанной классификации технических средств реабилитации, номер вида: 8-07-10.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N57н, компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.
В соответствии с пунктом 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 N 86н.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления характеристик, а также наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
В классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н, в пункте 8 раздела "Технические средства реабилитации" перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий), в частности протез бедра модульный, в том числе при врожденном недоразвитии (номер вида технического средства реабилитации и его наименования: 8-07-10).
В соответствии с пунктом 6 Порядка, решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия заявления о выплате компенсации. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании результатов медико-технической экспертизы.
Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в пункте 5 Порядка), а также стоимости однородного технического средства реабилитации и (или) однородной услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородного технического средств; реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Последней по времени осуществления закупкой однородного технического средства реабилитации и (или) оказания однородной услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Понятие однородности товара дано в пункте 14 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где указано, что однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции.
В силу части 17 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг может осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 настоящей статьи.
Согласно части 20 названной статьи методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказ Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики; пункт 3.5.1).
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (пункт 3.6.1 Методических рекомендаций).
В соответствии с приведенными требованиями Порядка выплаты компенсации однородность технических средств реабилитации производится на основании указанной выше классификации технических средств реабилитации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что протез, приобретенный Боваевой Л.Л. самостоятельно, и протез - предмет закупки по государственному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ, имеют один номер вида технического средства согласно приведенной классификации и, соответственно, являются однородными техническими средствами реабилитации.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что данные протезы не являются однородными (аналогичными) техническими средствами, судебной коллегией отклоняются, как основанные на ошибочной подмене понятий однородных и идентичных товаров.
Ссылки истца в обоснование заявленных требований на указание в приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н, утвердившем классификацию технических средств реабилитации, на то, что технические средства реабилитации могут приобретаться инвалидами в различных модификациях, в том числе с дополнительными функциями, судебная коллегия считает по приведенными выше основаниям несостоятельными, поскольку они также основаны на неверном толковании норм материального права.
Так, технические средства реабилитации могут приобретаться инвалидами в различных модификациях, в том числе с дополнительными функциями, однако в силу изложенных выше правовых норм возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена.
Учитывая, что указанный государственный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ был исполнен его сторонами в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, то именно он являлся последней завершенной процедурой осуществления закупки однородного технического средства реабилитации на дату подачи ДД.ММ.ГГГГ истцом заявления о возмещении расходов, понесенных на приобретение протеза.
На основании изложенного вывод суда апелляционной инстанции о том, что принятое ОСФР по Республике Калмыкия решение о выплате истцу компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации в виде протеза бедра модульного в размере "данные изъяты" являлось законным и обоснованным, признается судебной коллегией правильным.
Приведенные истцом в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для удовлетворения исковых требований по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебного акта являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия от 16 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Боваевой Лидии Леонидовны - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.