Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А. и Мотиной И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Забрускова И.В. к администрации города Ялты Республики Крым о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе Забрускова И.В, поступившей с делом 4 марта 2024 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Парасотченко М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Забрусков И.В. обратился в суд с иском к администрации города Ялты Республики Крым, в котором заявил о незаконности распоряжения администрации города Ялта Республики Крым от 5 апреля 2023 года N 48-р об отказе в назначении ему пенсии за выслугу лет, указав в обоснование иска, что 29 декабря 2014 года уволен с должности заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов Ялтинского городского совета в связи с ликвидацией организации и к моменту его увольнения стаж муниципальной службы составлял 23 года 11 месяцев. С 7 января 2022 является получателем пенсии по старости, в связи с чем, достигнув пенсионного возраста, обратился к главе администрации города Ялта Республики Крым с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, в чем ему отказано со ссылкой на то, что непосредственно перед увольнением он не замещал должности муниципальной службы Республики Крым не менее двенадцати полных месяцев.
Полагает, что занимаемая им перед увольнением должность заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов Ялтинского городского совета с учетом особенностей пенсионного обеспечения граждан Республики Крым, принявших гражданство Российской Федерации, приравнивается к муниципальной службе в Российской Федерации, в связи с чем просил признать незаконным распоряжение администрации города Ялта Республики Крым от 5 апреля 2023 года N 48-р об отказе в назначении ему пенсии за выслугу лет, обязать администрацию города Ялта Республики Крым назначить ему пенсию за выслугу лет с 17 ноября 2023 года.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2023 года исковые требования Забрускова А.В. удовлетворены.
Судом постановлено: признать распоряжение администрации города Ялта Республики Крым от 5 апреля 2023 года N 48-р об отказе в назначении пенсии за выслугу лет Забрускову А.В. незаконным; возложить на администрацию города Ялта Республики Крым обязанность назначить Забрускову А.В. пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Крым N 256-ЗРК/2016 от 28 июня 2016 года "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы в Республике Крым" с 1 декабря 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 декабря 2023 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 15 сентября 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска Забрускова И.В. отказано.
В кассационной жалобе истец Забрусков И.В. просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, оставить в законной силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания считать, что требования федерального законодательства и Законов Республики Крым в области пенсионного обеспечения для граждан Республики Крым, согласно которым законодатель приравнял службу в органах местного самоуправления до 21 марта 2014 года с муниципальной службой Российской Федерации, распространяются только на подсчет стажа муниципальной службы и не применяются к условиям назначения муниципальной пенсии за выслугу лет.
В письменных возражениях на кассационную жалобу истца представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым просит оставить без изменения апелляционное определение.
Истец Забрусков И.В, представитель ответчика - Администрации города Ялта Республики Крым, представитель третьего лица - Департамента социальной политики администрации города Ялта Республики Крым, представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебные извещения вручены адресатам.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты, скорейшего рассмотрения и разрешения гражданского дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы, изложенные в письменных возражениях, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Судом установлено и как следует из материалов дела, Забрусков И.В. осуществлял трудовую деятельность с 26 марта 1987 года по 30 января 1989 года в должности заместителя председателя исполкома Гурзуфского поселкового совета, с 30 января 1989 года по 18 января 1991 года возглавил Гурзуфский поселковый совет и состоял в должности председателя исполкома указанного поселкового совета.
С 28 марта 1991 года по 18 сентября 1995 года являлся заведующим экологическим отделом, заместителем заведующего отделом по земельным ресурсам и охране окружающей среды Ялтинского горисполкома.
С 18 сентября 1995 года по 25 мая 1998 года вновь занимал должность председателя Гурзуфского поселкового совета.
С 1 июня 1998 года по 9 июля 1999 года являлся начальником отдела экологии Ялтинского горисполкома, с 9 июля 1999 года по 17 апреля 2002 года занимал должность заместителя головы Совета по вопросам деятельности исполнительных органов Совета, а также главы Гурзуфского поселкового совета.
С 2 декабря 2002 года по 19 мая 2003 года состоял в должности главного специалиста Ялтинского городского управления земельных ресурсов, с 25 мая 2003 года по 18 ноября 2003 года - в должности главного специалиста Госземинспекции Крыма, с 23 ноября 2006 года по 1 января 2011 года - в должности заведующего сектором по учету и распределению жилья, начальника отдела по учету и распределению жилой площади, начальника отдела по вопросам квартирного учета исполнительного комитета Ялтинского городского совета.
С 1 августа 2013 года занимал должность заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов Ялтинского городского совета и с указанной должности 29 декабря 2014 года уволен, в связи с ликвидацией Ялтинского городского совета на основании пункта 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
С 7 января 2022 года Забрусков И.В. является получателем страховой пенсии по старости.
17 ноября 2022 года он обратился в администрацию города Ялта Республики Крым с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы Республики Крым.
Решением комиссии по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы в администрации города Ялта Республики Крым N 2 от 15 марта 2023 года Забрускову И.В. отказано в назначении пенсии за выслугу лет со ссылкой на то, что Забрусков И.В. непосредственно перед увольнением не замещал должности муниципальной службы Республики Крым не менее двенадцати полных месяцев.
Распоряжением главы администрации города Ялта Республики Крым от 5 апреля 2023 года N 48-р Забрускову И.В. отказано в установлении пенсии за выслугу лет.
В обоснование отказа ответчик указывает, что период работы Забрускова И.В. с 1 августа 2013 года по 29 декабря 2014 года, когда он занимал должность заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов Ялтинского городского совета, не подлежит включению в стаж должностей муниципальной службы, поскольку замещаемая должности не указана в Реестре должностей муниципальной службы в Республике Крым.
Полагая, что вправе получать пенсию за выслугу лет как лицо, замещавшее должности муниципальной службы Республики Крым, Забрусков И.В. обратился за судебной защитой.
Рассматривая заявленные Забрусковым И.В. исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что периоды замещения должностей, которые включаются в стаж муниципальной службы в Республике Крым для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым, определены Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 314-ЗРК/2016 "Об исчислении стажа муниципальной службы в Республике Крым для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым, и внесении изменений в Закон Республики Крым "О муниципальной службе в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 314-ЗРК/2016 об исчислении стажа муниципальной службы), согласно части 3 указанного закона, для граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", установлены особенности включения периодов работы в органах местного самоуправления в стаж муниципальной службы Республики Крым для назначения пенсии за выслугу лет, и, учитывая, что Забрусков И.В. приобрел гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, а значит, период его работы в должности заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов Ялтинского городского совета подлежит зачету в стаж муниципальной службы, продолжительность стажа муниципальной службы на дату обращения за назначением пенсии - свыше 18 лет, то есть выше установленной Приложением к Закону Республики Крым от 28 июня 2016 года N 256-ЗРК/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым от 28 июня 2016 года N 256-ЗРК/2016 о
пенсионном обеспечении), пришел к выводу о наличии у Забрускова И.В. права на назначение пенсии за выслугу лет, в связи с чем иск удовлетворил.
С таким решением суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, отменил решение, с постановлением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Крым, утверждаемым Законом Республики Крым, в котором должность заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов Ялтинского городского совета не поименована, в связи с чем период работы Забрускова И.В. в должности заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов Ялтинского городского совета не подлежит зачету в стаж муниципальной службы.
В отношении доводов истца об особенностях подсчета стажа муниципальной службы для граждан Республики Крым, принявших гражданство Российской Федерации, суд апелляционной инстанции в апелляционном определении указал, что установленные статьей 3 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 314-ЗРК/2016 об исчислении стажа муниципальной службы особенности для граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, распространяются только на подсчет стажа муниципальной службы и не применяются при назначении пенсии за выслугу лет лицу, замешавшему должности муниципальной службы Республики, условия назначения которой установлены в статье 3 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 года N 256-3PK/2016 о пенсионном обеспечении.
Между тем, судом апелляционной инстанции оставлено без внимания, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (статья 7), установление гарантий социальной защиты и пенсионного обеспечения относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72).
Муниципальный служащий в Российской Федерации имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"), в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24) и муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
Принципиальные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, содержатся в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), которым осуществлено правовое регулирование вопросов, связанных с интеграцией Республики Крым и города федерального значения Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ провозглашаются гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, закрепляется право граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, а также признанных гражданами Российской Федерации или приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, федеральный законодатель, разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения, определил, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В рассматриваемой ситуации правовое регулирование вопросов, связанных с интеграцией прав граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ, в систему социальной защиты Российской Федерации, гарантирующую муниципальному служащему пенсионное обеспечение за выслугу лет, на территории Республики Крым осуществляют, в частности, Закон Республики Крым от 28 июня 2016 года N 256-3PK/2016 о пенсионном обеспечении и Закон Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 314-ЗРК/2016 об исчислении стажа муниципальной службы.
Одним из условий назначения пенсии за выслугу лет абзац 2 части 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 года N 256-ЗРК/2016 о пенсионном обеспечении предусматривает условие, при котором непосредственно перед увольнением лицо, претендующее на назначение указанной пенсии, должно замещать должности муниципальной службы не менее двенадцати полных месяцев.
Согласно материалам дела, основанием для отказа Забрускову И.В. в назначении пенсии за выслугу лет, явилось то, что период его работы с 1 августа 2013 года по 29 декабря 2014 года, когда он занимал должность заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов Ялтинского городского совета, не засчитан в стаж должностей муниципальной службы, а значит, он непосредственно перед увольнением не замещал должности муниципальной службы не менее двенадцати полных месяцев.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходившего из особенностей зачета стажа муниципальной службы для граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, установленных статьей 3 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 314-ЗРК/2016 об исчислении стажа муниципальной службы, посчитал, что предусмотренные статьей 3 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 314-ЗРК/2016 об исчислении стажа муниципальной службы особенности распространяются только на подсчет стажа муниципальной службы и не применяются при назначении пенсии за выслугу лет, условия назначения которой установлены в статье 3 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 года N 256-3PK/2016 о пенсионном обеспечении.
Между тем, таких исключений в Законе Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 314-ЗРК/2016 об исчислении стажа муниципальной службы не содержится.
В статье 2 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 314-ЗРК/2016 об исчислении стажа муниципальной службы предусмотрен перечень периодов замещения должностей (периодов службы, работы), которые включаются (засчитываются) в стаж муниципальной службы в Республике Крым для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым, а статьей 3 этого же Закона определено, что гражданам Российской Федерации, приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ, помимо периодов замещения должностей (периодов службы, работы), предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, в стаж муниципальной службы Республики Крым для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым, включаются (засчитываются), в частности, периоды замещения должностей руководителей, специалистов, а также выборных должностей, замещавшихся на постоянной основе, в государственных органах и органах местного самоуправления, образованных в соответствии с Конституцией Украинской ССР и Конституцией Республики Крым, с 1 января 1992 года по 31 декабря 1993 года, периоды замещения на постоянной (штатной) основе с 1 января 1994 года по 17 марта 2014 года должностей в органах местного самоуправления, определявшихся законодательством о местном самоуправлении и о службе в органах местного самоуправления, действовавшим до 21 февраля 2014 года, по которым предусматривалось присвоение соответствующих рангов; периоды замещения должностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления, соответствующих войсках и иных воинских формированиях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, с 18 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года.
Таким образом, исходя из указанных законоположений в их системном единстве, при исчислении стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет учитываются периоды работы по замещаемым должностям муниципальной службы, включенным в Реестр должностей муниципальной службы в Республике Крым, утвержденный Законом Республики Крым от 16 сентября 2014 года N 78-ЗРК, а в отношении граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ, помимо указанных периодов в стаж муниципальной службы Республики Крым для назначения пенсии за выслугу лет включаются и периоды, поименованные в статье 3 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 314-ЗРК/2016 об исчислении стажа муниципальной службы.
Суд апелляционной инстанции оставил без должной правовой оценки то, что статья 3 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 314-ЗРК/2016 об исчислении стажа муниципальной службы входит в целостную и обладающую внутренней согласованностью систему права, установленную исходя из положений федерального законодательства Российской Федерации и законов Республики Крым на территории указанной Республики.
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ, а также Закон Республики Крым от 28 июня 2016 года N 256-3PK/2016 о пенсионном обеспечении и Закон Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 314-ЗРК/2016 об исчислении стажа муниципальной службы составляют совокупность правового регулирования, действующего на территории Республики Крым, применяемого по вопросам муниципальной службы и связанных с ней гарантий, а потому, статья 3 Закона Республики Крым от 28 июня 2016 года N 256-ЗРК/2016 о пенсионном обеспечении, устанавливающая условие, при котором непосредственно перед увольнением лицо, претендующее на назначение пенсии за выслугу лет, должно замещать должности муниципальной службы не менее двенадцати полных месяцев, не может применяться без учета положений статей 2 и 3 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 314-ЗРК/2016 об исчислении стажа муниципальной службы, определяющих, какие периоды работы подлежат зачету в стаж муниципальной службы.
Приведенные нормы материального права судом апелляционной инстанции не применены, юридически значимые обстоятельства по делу в полном объеме не установлены.
На основании части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
С учетом приведенных норм права, регулирующих спорные отношения, заявленных истцом требований и возражений ответчика относительно иска по настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению являлось установление следующих обстоятельств:
- относились ли должности, которые занимал истец Забрусков И.В. за спорный период трудовой деятельности к должностям муниципальной службы, учитывая, что Реестр должностей муниципальной службы в Республике Крым введен на территории Республики Крым Законом Республики Крым от 16 сентября 2014 года N 78-ЗКР "О реестре должностей муниципальной службы в Республике Крым", однако занимаемая истцом должность не была приведена в соответствии с указанным реестром;
- что входило в должностные обязанности заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов Ялтинского городского совета.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не соответствует.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела и могут быть устранены только путем отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 декабря 2023 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, установив все фактические обстоятельства дела, и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 декабря 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Республики Крым.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи М.А. Парасотченко
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.