Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безмоленко С.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о включение периодов работы, назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Безмоленко С.В, поступившей с делом 5 марта 2024 г, на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 30 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Безмоленко С.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее - ОФСР по Волгоградской области) об оспаривании решения, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указала, что 6 марта 2023 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области N 95287/23 от 20 марта 2023 г. ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по подпункту 19 пункту 1 статьи 30 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием 25 лет специального стажа, требуемого для определения права на назначение пенсии. Указанным решением из специального стажа исключен период работы с 1 января 2001 г. по 31 января 2017 г. в должности тренера-преподавателя в МУДО "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N1".
Оспаривая законность решения, истец ссылается на то, что в спорный период осуществляла трудовую деятельность в условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным решение в части не включения спорных периодов, обязать ответчика включить в её специальный стаж спорные периоды работы с 1 января 2001 г. по 31 января 2017 г, с 1 сентября 1988 г. по 14 апреля 1998г. и с 1 сентября 2000 г. по 31 октября 2000 г. в должности тренера-преподавателя в МУДО "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N1", признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии с даты обращения за её назначением с 6 марта 2023 г, а также взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Ворошиловского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 23 августа 2023 г. в удовлетворении исковых требований Безмоленко С.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 ноября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты, как незаконные. В обоснование доводов указывает на неправильное применение судами норм материального права. Считает, что судами не учтено, что Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", имеет большую юридическую силу по отношению к противоречащим ему подзаконным актам, на которые ссылаются суды первой и второй инстанций в судебных актах и ОСФР в своем решении об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, а именно к пункту 12 Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указывает, что ненадлежащее исполнение страхователями требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в частности, представление сведений о периодах работы без кода особых условий труда, не может служить основанием для отказа истцу в реализации его права на пенсионное обеспечение. В Справке, уточняющей особый характер работы N1 от 11 января 2023 г, предоставленной работодателем, указаны особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии и учета периодов в льготный стаж. В Приказе Минтруда России от 24 декабря 2020 г. N 952н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер-преподаватель" (Зарегистрировано в Минюсте России 25 января 2021 г. N 62203), также содержится код особых условий труда для данной должности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 6 марта 2023г. истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика N 95287/23 от 20 марта 2023 г. истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет.
В специальный стаж истца в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" засчитан период с 1 сентября 1988 г. по 14 апреля 1998 г. и с 1 сентября 2000 г. по 31 октября 2000 г. в должности тренера-преподавателя в МУ ДО "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N1".
Период работы не засчитанный ответчиком в специальный стаж, в соответствие с вышеуказанной нормой Закона, с 1 января 2001 г. по 31 января 2017 г. в должности тренера-преподавателя в МУ ДО "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N1", поскольку Безмоленко С.В. на 1 января 2001 г. не выработан стаж в должности в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N781, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (Безмоленко С.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 6 февраля 1998г.) страхователь МУ ДО "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N1" предоставил сведения о страховом стаже за указанный период на общих основаниях, без указания кода особых условий труда.
Специальный стаж Безмоленко С.В, в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 9 лет 9 месяцев -14 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования о включении в специальный стаж периода работы истца с 1 января 2001 г. по 31 января 2017 г. в должности тренера-преподавателя в МУ ДО "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N1", суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-03 "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исходил из того, что по состоянию на 1 января 2001 г. у Безмоленко С.В. отсутствует стаж работы в учреждениях и должностях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781 продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, и, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств обратного в материалы дела истцом не представлено, как и не представлено доказательств того, что она имеет право на досрочную пенсию.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на правильном толковании норм материального права.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно подпункту "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статьи 30 Закона N 400-ФЗ, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школа и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 октября 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В указанных списках приведен исчерпывающий перечень наименований работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работники которых пользуются правом на досрочное назначение страховой (трудовой) пенсии по старости, который расширительному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Таким образом, правом на досрочную страховую пенсию по старости на льготных условиях обладает тренер-преподаватель в детско-юношеских спортивных школах, перечисленных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" только при соблюдении условий, указанных в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, пункт 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, фактически воспроизводит положение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067", предусматривавшее включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2000 г. - без ограничений, а начиная с 1 января 2001 г. - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. (определения от 29 мая 2014 г. N 1097-0, от 29 сентября 2016 г. N2048-0, от 24 апреля 2018 г. N 954-0).
Введение в Действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и занимавших должности преподавателей, в том числе тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Доказательств соблюдения приведенных выше условий пункта 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 в материалах дела не имеется.
Судом установлено, что специальный стаж истца по состоянию на 1 января 2001 г. в должностях в учреждениях, указанных в Списке, составлял 9 лет 9 месяцев 14 дней, то есть менее 16 лет 8 месяцев.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что указанные условия в пункте 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 в рассматриваемом случае не соблюдены, поскольку на 1 января 2001г. истец не имел стажа работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью 16 лет 08 месяцев, в связи с чем, отказ пенсионного органа в назначении пенсии по причине отсутствия оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы истца и назначения пенсии по основанию, предусмотренному подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", является правомерным.
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку суда, исходя из положений пенсионного законодательства.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном применении к правоотношениям сторон положений пункта 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, поскольку истец в спорный период выполнял педагогическую работу в учреждениях для детей (детско-юношеских спортивных школах) и не мог быть лишен права на назначение пенсии, не влекут отмену решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленные доказательства, в том числе, справка работодателя от 11 января 2023 г, не подтверждают наличие оснований для включения спорного периода после 1 января 2001 г. в специальный стаж. Периоды работы с 1 сентября 1988 г. по 14 апреля 1998 г. и с 1 сентября 2000 г. по 31 октября 2000 г. ответчиком включены в специальный стаж истца в бесспорном порядке решением N 95287/23 от 20 марта 2023 г.
Приведенные истцом в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене обжалуемых судебных актов являться не могут.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 30 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Безмоленко С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасотченко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.